Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

— В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал:

— Оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

— Иди, и ты поступай так же.

Притча о богаче и Лазаре

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк.16:19-31


Богач и Лазарь
Василий Иванович Суриков. 1873 г.
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей


Притча о Лазаре.
Федор Андреевич Бронников. 1886 г. Холст, масло, 127×84.5 см
Тверская областная картинная галерея

Притча о десяти девах

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25:1-13
Образ брачного пира был понятен современникам Иисуса. По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.


Притча о девах.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея

Притча о мудрых и неразумных девах.
Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Притча о званых на брачный пир

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).

Самаритяне

Религиозно-этническая группа, сформировавшаяся в начале эпохи Второго храма (согласно еврейской традиции около 348 года до н. э.). В Ветхом завете сообщается, что самаритятне — это смешанное население Самарии (территория Израиля), состоящее из евреев, оставшихся в этих местах после депортации большинства народа в глубинные районы Ассирийской империи в результате ассирийского нашествия 722–721 годов до н. э., и поселенных на их место представителей иных племен Ассирии. С возвращением евреев из Вавилонского плена жители Самарии пытались наладить с ними дружеские отношения, но вернувшиеся по не совсем понятным основаниям отвергли союз, что и послужило причиной образования самаритян, как отдельного народа. Самаритяне — иудеи, но евреи не считают их себе равными, потому что самаритяне, хоть и считают Тору священной книгой, не признают все прочие книги ТАНАХа и не отмечают праздники, связанные с историей евреев после разделения народа (Пурим, Ханука). Сегодня самаритяне живут в Холоне и поселении Кирьят-Луза около Шхема. Их всего чуть менее тысячи человек.
В прошлом самаритяне и евреи относились друг к другу, мягко говоря, без симпатии, тем ценнее был поступок «доброго самаритянина»

«Добрый самаритянин» Рембрандта

Великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн посвятил притче о добром самаритянине две работы: офорт 1633 года и картину 1638-ого. В первом случае Рембрандт отошел от библейского сюжета и вввел в действие несколько иных персонажей: слугу, женщину у колодца, мужчину в шляпе с пером, который выглядывает из окна. Во втором, «Пейзаже с милосердным самаритянином», художник следовал традиции. Самаритянина на ней почти не видно, силуэт как бы растворен, сливаясь с пейзажем. Зато прописаны священник и левит, спиной к самаритянину стоит также охотник, высматривающий птиц.

Добрый Самаритянин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *