Содержание

Дмитриевская родительская суббота 3 ноября 2018 года

Пятница, 02 Ноября 2018 г. 18:36 + в цитатник

В день поминовения усопших следует быть осторожнее: разозлив души умерших, вы рискуете навлечь на себя беды и неприятности. Чтобы достойно почтить память покойных родственников и уберечь себя от опасностей, стоит заранее подготовиться к Дмитриевской родительской субботе.

3 ноября православным верующим предстоит отметить Дмитриевскую родительскую субботу — день, когда каждый сможет помянуть усопших родственников и помолиться за упокоение их душ. В это время стоит быть начеку, так как поминать усопших нужно в соответствии с церковными традициям, иначе беды не обойдут вас стороной. О том, как провести Дмитриевскую родительскую субботу в 2018 году, вам расскажут эксперты сайта dailyhoro.ru.

Традиции Дмитриевской родительской субботы в 2018 году

Каждая родительская суббота имеет свои особенности, и многие из них связаны с предстоящими праздниками. 8 ноября 2018 года верующие почтят память великомученика и покровителя воинов Дмитрия Солунского, и именно этому событию посвящена Дмитриевская родительская суббота. В этот день принято поминать воинов и защитников Отечества, которые лишились жизни на поле боя, а также тех, кого смерть настигла внезапно.

3 ноября во всех храмах нашей страны будут проводится панихиды и заупокойные литургии, где будут произнесены особые молитвы за упокоение усопших. Каждый желающий может передать священнослужителю записку с именем покойного родственника или же помолиться об усопшем дома.

Отправляясь в храм, каждый прихожанин может взять с собой угощения, где священнослужители освятят их. Освященную пищу лучше отдать нуждающимся с просьбами помолиться за умерших.

По традиции после посещения храма принято отправляться на кладбище и наводить порядок на могиле усопшего. С собой можно взять угощения, которые предварительно были освящены в храме, и оставить их на могиле или раздать бездомным.

Поминальная трапеза Дмитриевской родительской субботы немного отличается от других, так как устраивать ужин и поминать родственников нужно накануне события. Прежде чем подать угощения, необходимо застелить стол белой скатертью, а также положить лишние столовые приборы. Прежде чем приступить к трапезе, необходимо поставить в центр стола зажженную свечу. Таким образом вы подаете умершим знак о том, что вы помните их.

Если среди ваших умерших родственников были те, кто погиб при исполнении воинского долга, в первую очередь необходимо вознести молитвы за упокоение их душ.

Во время трапезы нельзя оплакивать умерших или вспоминать о них плохое, наоборот, ваши вспоминания о них должны быть приятными. Также 3 ноября запрещено ругаться с близкими и желать другим людям зла.

Согласно древней традиции, во время трапезы каждый из присутствующих должен положить по одной ложке угощения из своей тарелки в отдельную емкость, а затем на ночь оставить ее на столе.

По церковной традиции накануне Дмитриевской родительской субботы необходимо посетить храм и пробыть там до конца богослужения. Если не такой возможности, то начните молиться за усопших уже в пятницу вечером.

В ноябре верующим предстоит отметить сразу несколько важных церковных событий, и Дмитриевская родительская суббота — лишь одно из них. В праздники Высшие силы прислушиваются к просьбам тех, кто нуждается в их помощи, и идут навстречу верующим, которые раскаиваются в грехах и просят святых о поддержке. Чтобы не пропустить главные события ноября, предлагаем вам обратиться к ежемесячному православному календарю.

Когда будет родительская суббота в ноябре 2018

Дмитриевская суббота пройдет 3 ноября, и названа она в честь святого Дмитрия Солунского, который погиб мученической смертью за веру. В этот день верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы помолиться Высшим Силам об усопших родственниках, попросить у Господа о прощении грехов и даровать душам Царствие Небесное. Считается, что Дмитриевская суббота возникла во времена Дмитрия Донского, который после Куликовской битвы предложил отмечать день памяти по воинам, сложившим свои головы на поле брани. Священнослужители поддержали его, и с этих пор дата родительской субботы неизменна.

Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, что делать

В народных традициях 3 ноября прощаются с осенью и встречают зиму. В день поминовения усопших убирались в домах, приводили в порядок участки, чтобы весной приступить к посевным работам как можно раньше. После посещения службы в прежние времена и сейчас верующие устраивают поминальные обеды, где по традиции накрывают стол и на ушедших родственников, полагая, что их души спускаются с Небес, чтобы присмотреть за живыми. Раньше перед Дмитриевской субботой обязательно посещали бани, а после помывки оставляли веники, полагая, что души усопших захотят помыться.

В Дмитриевскую субботу многие отправляются на кладбища, чтобы прибраться на могилах, оставить помин и зажечь свечи, взятые в храмах или церквях. На погостах читают молитвы по усопшим и просят их о помощи и поддержке.

Молиться за усопших можно не только во время родительских суббот, но и в обычные дни. Священнослужители отмечают, что регулярные молитвы, возносимые к Высшим силам, оказывают огромную поддержку душам мертвых и помогают им попасть на Небеса. Искренние молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

Большая родительская суббота в ноябре 2018 года: что нельзя делать

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Дмитриевская родительская суббота, молитва

«Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь»

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу

Старики еще в давние времена на все христианские праздники замечали много особенностей, а после все эти приметы передавали предкам. Многие приметы дошли и до наших дней, и Дмитриевская суббота не исключение:

  • Дмитриев день – зима лезет на плетень;
  • До Дмитриевской субботы зима не становится;
  • На Дмитрия реки замерзают;
  • Если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна теплая;
  • Дмитрова суббота – кутейникам работа;
  • Если Дмитриев день в снегу, Пасха также в снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.

На Дмитриев день девки хитрые хотят выскочить быстрее замуж, и все потому, что после этого дня свадьбы бывают редко. Также считается, что чем щедрее подаяние живых в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.

Что означает поминальная Дмитриевская суббота

Все родительские субботы для православных христиан являются особенно важными днями, когда необходимо помянуть усопших и помолиться о даровании Царствия Небесного всем умершим родственникам и близким. Прежде всего, речь идет о родителях, что и отражено в названии.

Всего существует несколько таких дней:

  • Первая поминальная суббота называется Мясопустной вселенской и наступает за две недели до начала Великого поста;
  • Далее следуют три родительские субботы на второй, третьей и четвертой неделе Великого Поста;
  • Перед праздником Святой Троицы установлена вторая по счету вселенская суббота – Троицкая.

История Дмитриевской родительской субботы уходит корнями во времена легендарной Куликовской битвы, которая случилась в 1380 году в день великого торжества – Рождества Приснодевы Марии. Сперва этот день был посвящен исключительно погибшим в битве, однако со временем Дмитриевская суббота в православном мире стала днем поминания всех умерших христиан.

По традиции в храмах на родительские субботы служат заупокойные службы и панихиды. Великая панихида, которую читают накануне, называется Парастас, что переводится с греческого языка как «ходатайство» или «прошение». Это слово как нельзя лучше описывает суть памятного дня – молить Бога о тех, чья душа отошла в мир иной.

Умершие не имеют возможности вымолить прошение своих грехов, сгладить вину и исправить совершенные ошибки, поэтому вся их надежда на нас – живых. Поэтому поминальные субботы имеют такое большое значение для каждого верующего человека.

Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

Дмитриевская суббота – это поминальный день, поэтому, прежде всего, нужно сходить в храм, помолиться у святых икон и поставить свечку. Также можно заказать панихиду. Будет очень хорошо, если в этот день вы поможете кому-нибудь из нуждающихся.

Приметы и народные обычаи на Дмитриевскую поминальную субботу:

  • Наши предки к этому времени стремились закончить подготовку к зиме, так как считали, что скоро начнет сильно холодать.
  • Также была традиция накануне париться в бане.
  • Свадьбы обычно игрались до родительской субботы. После уже никто не женился, так как боялись грядущих морозов.
  • По обыкновению на поминальном столе главным блюдом была кутья.

Под запретом на Дмитриевскую родительскую субботу находится употребление алкогольных напитков, увеселительные мероприятия, танцы, песни и тому подобное. Это не праздничный, а траурный день, посвященный людям, которых уже нет в живых. Так что веселье здесь будет абсолютно неуместным.

И, наконец, в поминальную субботу нельзя плохо отзываться о покойных: ругать их, осуждать или злиться, следует говорить об умерших только хорошее.

Когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, что нужно делать: родительские субботы на 2018, 2019, 2020 и 2021 году

Родительские субботы в 2018 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 10 февраля 2018 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 3 марта 2018 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 10 марта 2018 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 17 марта 2018 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2018 года.
  • Радоница – 17 апреля 2018 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2018 году – 26 мая 2018 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 3 ноября 2018 года.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 4 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2019 году – 15 июня 2019 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 2 ноября 2019 года.

Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 24 февраля 2020 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
  • Радоница – 28 апреля 2020 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2020 году – 6 июня 2020 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 31 октября 2020 года.

Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
  • Радоница – 11 мая 2021 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2021 году – 19 июня 2021 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 6 ноября 2021 года.

Димитриевская родительская суббота – поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская.

В древности Дмитриева суббота считалась днем, когда нужно прощаться с осенью и встречать зиму. Если до наступления Покровов не успевали основательно подготовиться к суровым морозам, именно Дмитриева суббота считалась заключительным этапом приготовления к зиме.

В этот поминальный день проводили генеральную уборку жилых помещений и приусадебных участков. Утром посещали заупокойную службу, днем отправлялись на погост навестить умерших родственников. Вечером устраивали ужин. Столы устилали новыми льняными скатертями белого цвета. На них выставлялись традиционные поминальные блюда (пироги, кутью, блины с различными начинками, узвар).

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2019 году — 2 ноября

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября

Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв

Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:

Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему. Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них…

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.

Мнение

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших» .

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним , что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос ).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня «.

При­ме­ча­ния

Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем «, то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

«Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия. – Ю. Р.)

Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Комментарии (54)

С днем защитника Отечества, с 23 февраля

Дорогие, нужные и любимые наши Мужчины! Мы, Женщины, от всего сердца поздравляем вас с днем защитника Отечества! Поздравляем всех. Читать дальше →

23.02.2020 23.02.2020 Портал ТароТаро

Праздник Сретение: народные обряды и обычаи для лучшей доли

Праздник Сретения или Сретение, который отмечают 15 февраля по новому стилю, символизирует встречу холодной зимы и наступающего. Читать дальше →

15.02.2020 15.02.2020 Портал ТароТаро

Крещенский Сочельник 18 января: как снять порчу и поменять судьбу

Сегодня — Крещенский Сочельник, а завтра, 19 января — праздник Крещение. По преданиям, в этот день Иисус Христос прошел через. Читать дальше →

18.01.2020 18.01.2020 Портал ТароТаро

Дмитровская родительская суббота в 2018 картинки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *