Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Молитва Дмитрию Ростовскому

Дмитрий Ростовский, житие которого было праведным, и после смерти продолжает защищать верующих от разного рода напастей. Исцелиться от болезни, к примеру, можно, не только поклонившись мощам этого святого. Чудотворной считается и молитва, посвященная ему. Оригинальный ее текст можно найти в церковной литературе. Звучит она примерно так:

«Святой великомученик христов Дмитрий. Представ пред Царем Небесным, попроси у него прощения о грехах наших и об избавлении нашем от всегубительной язвы, огня и вечной казни. Испроси милости его о нашем храме и приходе, а также об укреплении нас на благие дела, угодные Иисусу Христу. Будем крепки молитвами твоими и унаследуем Царствие Небесное, где будем прославлять его с Отцом и Святым Духом».

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою. Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины. Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святитель Ростовский Дмитрий родился недалеко от города Киева в 1651 году

Святитель Ростовский Дмитрий родился недалеко от города Киева в 1651 году. Родители его были православными людьми. Биография святого гласит, что ему с ранних лет прививалось уважение и преданность к Церкви. Так как отец его часто отлучался по военной службе, воспитанием Дмитрия занималась мать.

Мать очень хотела дать сыну хорошее образование. Именно поэтому его отправили в Киевское Братское училище, которое было основано благодаря Петру Могиле. Училище это было очень известно по всей округе.

Жития святых сообщают, что Дмитрий учился очень прилежно. Очень часто на него обращали внимание преподаватели, так как он очень активно проявлял свои прирожденные способности. Во время обучения он изучил многие языки. Также он сильно проникся учением богоносных святых отцов.


Во время учебы, святой Дмитрий освоил многие языки. Фото: i.pinimg.com

Но помимо теоретических знаний, Дмитрий хотел усвоить и практические навыки. В место шумных компаний он предпочитал уединение и тишину. Он много читал, молился. В 1665 году поляки захватили Киев, после чего Братская обитель была сожжена. Дмитрию пришлось вернуться обратно к себе домой. Но вернувшись, он не бросил свои занятия. В это время святитель Дмитрий Ростовский посещал богослужения в храме, изучал Священное писание.

Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково

В России почитаются многие святые. Дмитрий Ростовский, конечно же, входит в их число. Посвящены ему и многие храмы. К примеру, такое сооружение есть в Очаково. В 1717 году здесь построили деревянную церквушку и освятили ее в честь Пресвятой Богородицы. В 1757 г. деревня перешла к другому владельцу. Он и возвел рядом с деревянным новый каменный храм во имя митрополита Дмитрия. Эта церковь дошла до нас практически в неизменном виде. Построена она в красивом стиле русского барокко. С помощью трапезной с храмом соединена высокая колокольня.

История церкви св. Дмитрия очень богатая. В 1812 году в Очаково случился пожар. При этом старая деревянная церквушка Пресвятой Богородицы сгорела в огне. Купившая в этом же году село Екатерина Нарышкина по традиции решила открыть взамен ее новый храм, под который и перестроила одну из своих усадеб. Церковь освятили в честь Пресвятой Троицы и предположительно приписали к храму св. Дмитрия.

В 1926 году это культовое сооружение по решению властей закрыли. Известно, что в 1933 г. храм Дмитрия Ростовского был приспособлен под зерновой склад и имел совершенно плачевный вид. Крест с него снесли, а на одном из фронтонов нарисовали пятиконечную звезду, стереть которую впоследствии было очень сложно.

В 1972 году церковь решили отреставрировать. Работы длились около 6 лет. В 1992 году храм Дмитрия Ростовского вновь вернули верующим. Тем православным, которые хотят посетить эту старинную церковь, следует ехать в Москве на улицу генерала Дорохова, д 17.

«Жития святых» Дмитрия Ростовского

Эту книгу святой писал в течение 20 лет. В результате получился труд в 12 томов. В нем описаны жизнь, чудотворения и подвиг многих великих святых христиан. «Четьи-Минеи» св. Дмитрия стали назиданием для всех православных, желающих идти путем благочестия.

Повествования в этой книге излагаются по порядку месяцев и дней в них. Отсюда и их название «минеи» (греч. месяц). «Четьи» на церковнославянском означают «читать», «предназначенные для чтения». Составлены «Жития святых» отцом Дмитрием были отчасти по труду Макария. На настоящий момент в православной церкви признано несколько Миней (иеромонаха Германа Тулумова, Чудовские, Ионна Милютина и т.д). Однако «Жития святых» Дмитрия Ростовского являются самыми почитаемыми и распространенными. Написана эта книга на очень грамотном церковнославянском языке.

Другие книги святого

Еще одним известным трудом митрополита Ростовского является «Розыск о брынской вере». Книга эта была направлена против старообрядчества. Труд этот, в отличие от «Миней», оказался не слишком удачным. Старообрядцев он, конечно же, не переубедил, а вот всплеск ненависти с их стороны вызвал.

Помимо всего прочего, святой Дмитрий Ростовский активно собирал исторические сведения о своей епархии и стране в целом. К примеру, он трудился над составлением хронологии славянского народа. Также он написал такие книги, как «Руно орошенное», «Рассуждение об образе Божии и подобие в человеке», «Диарии», «Краткий мартиролог», «Каталог российских митрополитов». Принадлежат его перу и разного рода молитвы и наставления.

Проповедник слова Божьего

В 1669 г. Дмитрий Ростовский, биография которого насыщена самыми разными событиями, был посвящен в иеродьякона. В 1975 г. епископ Лазар Баранович вызвал его в Чернигов и, посвятив в иеромонахи, назначил проповедником при кафедральном Успенском соборе. Отсюда отец Дмитрий ездил в Слуцк и Вильно, где много трудился во славу Божью. В скором времени за ним закрепилась слава очень талантливого проповедника, его начали часто приглашать к себе мирские и духовные власти. После смерти своего друга, создателя Слуцкого монастыря, монаха Скачкевича он вернулся на родину — в Малороссию в Батурино.

Димитрий Ростовский — Жития Святых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *