Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Предотвращение развития высокочастотной потери слуха

Процессы ухудшения слуха в диапазоне высоких частот, к сожалению, необратимы. Однако существуют рекомендации по профилактике, позволяющие защитить слух.

Пользуясь электронными устройствами, держите громкость динамиков и наушников на безопасном уровне. Производители многих смартфонов начали предупреждать пользователей о том, что при дальнейшем увеличении громкости произойдёт его превышение.

Так же, оказавшись в шумной обстановке, такой как стрельбище, концерт, езда на снегоходах и прочее, необходимо позаботиться о защите органов слуха. Для этого отлично подойдут наушники, подавляющие шумы или обычные беруши.

Причины снижения слуха у ребенка

Множество разнообразных причин провоцируют проблемы со слуховым аппаратом. Ниже будет приведен список наиболее распространенных факторов:

  • воздействие громкого шума на высоких или низких частотах (прослушивание музыки в наушниках на высокой громкости);
  • патологические отклонения, происходящие в момент развития ребенка;
  • наличие серьезных вирусных или инфекционных заболеваний;
  • воспалительные процессы, образовавшиеся в результате предыдущего некомпетентного лечения болезни;
  • наследственность, отклонения на уровне генетики;
  • приобретенная тугоухость или деформация ушной раковины в результате травмы или серьезного повреждения;
  • побочные эффекты фармакологических средств.

Остальные провоцирующие причины проявляются в индивидуальном порядке. Зачастую у детей возникают проблемы со слухом в результате болезни носоглотки, переходящие в инфекционную форму и распространяющиеся на слуховой аппарат.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Профилактика

При водных процедурах вставьте в ухо кусочек ваты

Для исключения возможности рецидива нужно придерживаться следующих правил:

  • во время купания в уши ребенку вставьте вату. Таким образом, можно защитить уши от попадания в них воды;
  • не гуляйте с ребенком в холодное время года без головного убора, а также больше 30 минут. Переохлаждение вызывает заболевание ушей;
  • ребенок должен спать на плоской подушке. В противном случае может возникнуть деформация ушной раковины;
  • проконсультируйтесь со специалистом, и он назначит вам профилактические препараты.

Потеря слуха у ребенка в одном ухе – обратимая проблема. Нужно своевременно посетить медицинское учреждение и воспользоваться услугами компетентного отоларинголога. Самолечение может привести к ухудшению ситуации, а также прогрессированию уже имеющегося заболевания.

Если причина снижения слуха у ребенка неизвестна, необходимо пройти некоторые виды обследований. Диагностический ряд состоит из следующих мероприятий:

  • лабораторные исследования. Назначаются при наличии подозрений на инфекционные или вирусные заболевания спровоцировавшие потерю слуха. В обязательном порядке сдается кровь и моча на развернутый анализ;
  • визуальный осмотр и опрос пациента. При помощи специальных приборов, отоларинголог или ЛОР «прощупывает» пораженное ухо. Если причина кроется в постороннем предмете или образовавшейся серной пробке, проблема быстро решается;
  • инструментально-аппаратные обследования. К ним относится рентгеноскопия (в обязательном порядке), МРТ или КТ;
  • в качестве дополнительных диагностических мероприятий осуществляется аудиограмма, позволяющая определить, реагирует ли барабанная перепонка на посторонние звуки или низкие частоты. Помогает установить, может ли пациент самостоятельно различать посторонние сигналы, а также определять их точное местоположение.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Смотреть что такое «метод дихотического прослушивания» в других словарях:

  • Метод Дихотического Прослушивания — метод, предназначенный для анализа селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии. Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что… … Психологический словарь

  • дихотического прослушивания метод — см. метод дихотического прослушивания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

  • метод прослушивания дихотического — метод, предназначенный для анализа внимания селективного и асимметрии межполушарной мозга головного. Характерен одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо (см. слушание дихотическое). Этот метод позволил показать … Большая психологическая энциклопедия

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

  • Нейролингвистика — Нейролингвистика научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения при очаговых поражениях… … Лингвистический энциклопедический словарь

  • затенение — методическая процедура для исследования внимания слухового. Состоит в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, причем канал особо указывается экспериментатором. Например, при слушании… … Большая психологическая энциклопедия

  • ДИХОТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ — (англ. dichotic listening) восприятие на слух 2 разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает (через наушник) на левое ухо, а др. на правое. Применяется в исследованиях эхоической памяти (см. Память эхоическая) и… … Большая психологическая энциклопедия

  • МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ — (англ. interhemispheric organization of mental processes) важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий… … Большая психологическая энциклопедия

  • ЭФФЕКТ СТРУПА — (англ. Stroop test) затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к. л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых … Большая психологическая энциклопедия

дихотическое прослушивание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *