Содержание

Для ребенка от 7 до 10 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Так же очень полезны духовные беседы в виде диалога.

А если есть, надо исполнять (слушать) то, что Он говорит?

А чтобы исполнять, что для этого надо?

Обладать знаниями, т. е. учиться! Изучать Закон Божий (сейчас очень красочные и понятные Библии для детей разных возрастов) — запоминать на всю жизнь и хранить в своем сердце.

Да, должны! А сам Господь сказал: «те кто Меня любят, заповеди мои должны соблюдать!»

Ну а если это друг, друг может что то плохое вам сделать или отвернуться от вас, бросить?

Нет, конечно! Вот и надо об этом не забывать и всегда соблюдать заповеди Божие и стараться быть другом Иисуса Христа!

– Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо стоящий рядом?

I ЗАПОВЕДЬ: Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

– Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом Вселенной, хотя многие люди и отрицают это? – Любишь ли ты Бога?

II ЗАПОВЕДЬ: Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

– Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

– Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

Этой заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы.

IV ЗАПОВЕДЬ: Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

– Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

– Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

– Стремишься ли к хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

– Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

– Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

– Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

– Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

– Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

Как подготовить ребенка к исповеди?

— Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: » Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:

Православное воспитание детей: ответы на вопросы

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

14 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок?

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

13 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?

Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

12 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Об изъянах православного воспитания

Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!

5 Ноя 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание: вычитать и выстоять?

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!

7 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Как вера становится сухой схемой

«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.

6 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Учеба на примерах

«Старшие дошкольники могут с родителями изучить Десять заповедей, – подчеркивает Тамара, – причем взрослые должны на жизненных примерах помочь разобраться с каждой из них.

Например, о грехе воровства можно порассуждать на примере истории из жизни мальчика Славика.

«Как-то Славик шел из детского сада со своим младшим братом Олегом. Был вечер, и ему очень хотелось кушать. А вот и киоск с пирожками. Продавщица была занята пустыми ящиками. Славик, оглядываясь, начал класть пирожки в карманы. Хотел один взять, но ведь никто не видит, взял несколько штук.

По светлой тропинке идти не захотел. Вдруг Славик увидел отца, шедшего навстречу. Славик споткнулся и упал. Пирожки рассыпались. У Славика были испуганные глаза. Подошел отец и спросил: «А почему ты пирожки положил в карман, а не в пакет?» Мальчик покраснел. Ему нечего было сказать.

Славик понял свою вину. Ему стало очень стыдно. Он побежал к продавщице, извинился и отдал ей деньги за пирожки. Но на сердце оставалась тревога: а если кто-то узнает?»

Вместе с ребенком проанализируйте эту историю. Задайте вопросы:

– Славик, оглядываясь, начал складывать пирожки в карманы. Почему он оглядывался? (боялся, что его воровство увидят).

– По светлой тропинке идти не захотел. Почему? (чтобы никто его не увидел)

– Вдруг Славик увидел отца, который шел навстречу. Мальчик споткнулся и упал. Отчего это произошло? (страх)

– У Славика были испуганные глаза. Чего он испугался? (что отец все узнает)

– Славик покраснел. Что заставило его покраснеть? (совесть, стыдно)

– А бывает ли вам стыдно? Когда?

– Что сделал Славик? (украл, обманул).

Вывод: «Никогда не воруй, помни, что это – грех. Непослушание, обман, жадность – это тоже очень плохие поступки, грехи. Даже если вас никто из людей не видит, Бог видит. И Он наказывает».

Адам и Ева

«С детьми младшего школьного возраста более подробно изучается история грехопадения в Эдемском саду, – советует Тамара. – Есть прекрасно иллюстрированные детские Библии, в которых хорошо отображен смысл трагедии первых людей. Размышляя о том, что произошло в эдемском саду, необходимо обратить внимание ребенка на страшные последствия непослушания Адама и Евы. Например, сказать, что грех разделил людей с Богом и сделал их глубоко несчастными.

Грех принес с собой зло, ненависть, разрушение, муки и смерть. Грех разбил, уничтожил счастье людей и произвел полнейший беспорядок во всем мире. Грех стал передаваться по наследству, как болезнь, умножаясь в последующих поколениях. «Непослушанием одного человека сделались многие грешными…» – говорится в Библии (Рим.5:19). Поэтому теперь каждый человек появляется на свет со склонностью делать грех».

Листок для подготовки к исповеди

Простые правила для исповеди
Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Подготовка

Человек, решивший идти на исповедь, должен быть крещеным. Важное условие — свято и беспрекословно верить в Бога и принимать Его Откровение. Нужно знать Библию и понимать Веру, в чем может помочь посещение церковной библиотеки.

Следует вспомнить и держать в голове, а лучше написать на листок бумаги все совершенные исповедующимся грехи с семилетнего возраста или с того момента, когда человеком было принято православие. Не стоит утаивать или припоминать чужие проступки, винить других людей в собственных.

После надо подготовиться к исповеди. Перед служением нужно вести себя, как примерный христианин:

  • накануне прилежно молиться и перечитывать Библию;
  • отказаться от развлечений, увеселительных мероприятий;
  • прочесть Покаянный канон.

Процедуру рекомендуется повторять 1 раз в месяц, период менструации у женщин препятствует проведению таинства и переносится на другой день.

Что нельзя делать родителям после исповеди

Исповедь это часть таинства Причащения. Покаяние ребенка это личное дело, в которое нельзя вмешиваться. Многие родители либо считают свое чадо слишком маленьким, либо не доверяют. Тогда вопрос: «Зачем вы привели на исповедь дитя?» Покаяние – это испытание, которое каждый пройдет сам и в тайне. После завершения обряда нельзя подходить к святому отцу и спрашивать: «Что сказал мой ребенок?» «Он каялся в таком то своем проступке?».

Не стоит обращаться с такими вопросами и к чаду. В этом деле лучше всего предоставить ему полную свободу.

Что нельзя делать перед покаянием

Перед покаянием пост необязателен и совершается только по желанию человека. В любом случае не стоит его проводить маленьким детям, беременным женщинам и больным людям.

Перед таинством христианин воздерживается от физических и духовных соблазнов. Установлен запрет на просмотр развлекательных программ, чтение увеселительной литературы. Воспрещается проводить время за компьютером, заниматься спортом или лениться. Лучше не посещать шумных встреч и не пребывать в многолюдных компаниях, провести дни перед исповедью в смирении и молитве.

Как проходит обряд

Во сколько начинается исповедь, зависит от выбранной церкви, обычно она проходит утром или вечером. Процедура начинается перед Божественной Литургией, во время и сразу после вечернего Богослужения. При условии нахождения под покровительством собственного духовника, верующему позволено договориться с ним в индивидуальном порядке, когда он будет исповедовать человека.

Перед тем, как к священнику выстраивается очередь из прихожан, зачитывается общая генеральная молитва. В ее тексте есть момент, в который молящиеся называют собственное имя. После этого следует ожидание своей очереди.

Далее подходят к наклоненной кафедре, на которой лежит крест и Евангелие, а рядом ожидает батюшка. Следует снова назвать имя и начать исповедоваться или отдать записку, которую пишут накануне исповеди.

Не нужно использовать выдаваемые в храмах брошюры с перечислением грехов, как образец по построению собственного исповедания. Не стоит необдуманно переписывать оттуда советы, в чем каяться, важно принимать это как примерный и обобщенный план.

Исповедь заканчивается зачитыванием духовником завершающей молитвы. По окончании речи склоняют голову под епитрахилью священника, а затем целуют Евангелие и крест. Закончить процедуру целесообразно прошением благословения у батюшки.

Рекомендации по выбору духовника

Если в семье у родителей разные духовники, то встает вопрос о том, какой священник должен наставлять дитя. Эта ситуация не совсем нормальная, но для нашего времени обычная. Вопрос стоит решить на семейном совете. Если оба духовника от отца и матери достойны, то стоит предоставить выбор самому ребенку.

Однако нужно всю ответственность за воспитание перекладывать на священника. Каким бы прекрасным человеком он ни был, но родителем не является. Многим мамы и папы не понимают, что до определенного возраста вообще не нужен духовник. Эта потребность приходит у каждого в свое время. До этого момента главные духовники – родители.

Как правильно исповедоваться

При проведении таинства важно придерживаться рекомендаций:

  • Упомянуть без утайки и покаяться во всяком совершенном зле. Бессмысленно посещать причастие, если человек не готов смиренно избавляться от грехов. Даже если подлость совершена многие годы назад, в ней стоит признаться Господу.
  • Не бояться осуждения со стороны священника, так как причащающийся ведет диалог не со служителем церкви, а с Богом. Священнослужитель обязан хранить тайну причастия, поэтому сказанное на служении останется скрытым от чужих ушей. За годы церковной службы священники отпускали все мыслимые грехи и расстроить их можно только неискренностью и желанием скрыть злые свершения.

Как можно дополнить список в переходном возрасте

Возраст увеличивается, и количество грехов тоже. Так вышеуказанный список можно дополнить:

  • нецензурная лексика;
  • курение;
  • употребление алкогольных напитков;
  • просмотр стыдливых и похабных картинок, фильмов;
  • непристойное обращение с человеком противоположного пола.

Об этих грехах стоит рассказать уже в подростковом возрасте. Если это произойдет раньше времени, то не нужно заострять внимание на таких поступках. Детская душа слишком наивна, чтобы ребенок понял суть этих грехов. Наоборот, он может проявить к ним интерес, и тогда добрые намерения обратятся злом.

Перечень грехов

Все совершаемые человеком грехи условно делятся на группы, в зависимости от их содержания.

По отношению к Богу

  • Сомнение в собственной вере, существовании Господа и правдивости Священного Писания.
  • Длительное непосещение святых храмов, исповедей и причастий.
  • Неприлежание при чтении молитв и канонов, рассеянность и забывчивость в их отношении.
  • Неисполнение данных Богу обещаний.
  • Богохульство.
  • Суицидальные намерения.
  • Упоминание в ругани нечистой силы.
  • Употребление пищи и жидкости перед причастием.
  • Несоблюдение поста.
  • Работа во время церковных праздников.

По отношению к ближнему

  • Нежелание верить и помогать спасению чужой души.
  • Неуважение и непочтение к родителям и старшим.
  • Отсутствие дел и побуждений к помощи неимущим, слабым, скорбящим, обездоленным.
  • Подозрительность к людям, ревность, эгоизм или мнительность.
  • Воспитание детей вне соответствия православной христианской вере.
  • Совершение убийства, в том числе аборта, или членовредительства.
  • Жестокость или же страстная любовь к животным.
  • Нанесение проклятия.
  • Завистливость, клевета или вранье.
  • Злопамятство или оскорбление чужого достоинства.
  • Осуждение чужих поступков или мыслей.
  • Соблазнение.

По отношению к самому себе

  • Неблагодарность и небрежность к собственным талантам и способностям, выражающееся в праздной трате времени, лени и пустых мечтах.
  • Отлынивание или полное игнорирование собственных рутинных обязательств.
  • Корысть, скупость, стремление к строжайшей экономии с целью накопления денег или же расточительная трата бюджета.
  • Кража или попрошайничество.
  • Блудность или прелюбодеяние.
  • Кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство и подобное.
  • Онанизм (так лучше назвать грех рукоблудия) и просмотр развратных изображений, записей и прочего.
  • Всяческие заигрывания и кокетства с целью обольщения или соблазнения, нескромность и пренебрежение кротостью.
  • Наркомания, распитие алкоголя и курение.

Для женщин

  • Нарушение церковных правил.
  • Пренебрежительное отношение к чтению молитв.
  • Объедание, курение, пьянство с целью заглушить обиду или злость.
  • Страх старости или смерти.
  • Нескромное поведение, распутство.
  • Пристрастие к ворожбе.

Таинство покаяния и причастия

В Русской Православной Церкви процессы исповеди и причастия неразрывно связаны. Хоть такой подход и не каноничен, тем не менее он практикуется во всех уголках страны. Перед тем, как христианин сможет причащаться, он проходит процедуру исповеди. Это требуется для понимания батюшкой того, что причастие подается адекватному верующему, прошедшему пост перед таинством, выдержавшим испытания воли и совести, не вершившему тяжких грехов.

Когда человеку отпустили его злые свершения, в его душе появляется пустота, которую необходимо заполнить Богом, это можно сделать на причастии.

Детская исповедь1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *