Фото: ИТАР-ТАСС

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он посвящен памяти святых Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку. Сетевое издание М24.ru напоминает читателям об истории возникновения праздника и о том, как будут его отмечать москвичи в этом году.

История

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по старому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного рода и проживали в греческом городе Солуни. Мефодий был военным и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Константин (в монашестве — Кирилл) учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве освоил все науки своего времени и многие иностранные языки. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к своему брату Мефодию, приняв монашество.

Славянская азбука была составлена на основе греческой. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Он отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.

День славянской письменности в России

В России это праздник уходит корнями в далекое прошлое и отмечался в основном церковью. Был период, когда из-за исторических и политических событий он был незаслуженно забыт. Но уже в XIX веке эта традиция возродилась.

В годы советской власти этот праздник не отмечался и был восстановлен лишь в 1986 году. Но только в 1991 году он получил официальный статус и стал отмечаться 24 мая как День славянской письменности и культуры.

24 мая 1992 года в Москве на Лубянском проезде, недалеко от станции метро «Китай-город» и Славянской площади, был открыт памятник Кириллу и Мефодию, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым и архитектором Юрием Григорьевым. Он представляет собой статуи двух братьев, держащих в руках крест и Святое Писание.
На памятнике написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».

В России празднование Дня славянской письменности и культуры каждый год проводилось в разных городах: в Минске, Киеве, Великом Новгороде, Смоленске и других. Но с 2010 года было принято решение, что основные торжества теперь всегда будут проводиться в Москве.

Крестный ход. Фото: ИТАР-ТАСС

Это уже давно не только церковный праздник, но и светский, церковно-государственный. Мероприятия проводятся в школах и библиотеках, ученики возлагают цветы к памятникам просветителям, устраиваются книжные выставки, тематические викторины, конкурсы, литературные вечера и просветительские беседы.

Кроме того, в этот день традиционно проводятся научные симпозиумы, конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, а также концерты, встречи с писателями и поэтами, показы тематических художественных фильмов, выставки, конкурсы и фестивали.

Празднование в Москве

В этом году для горожан организуют обширную культурно-развлекательную программу, в рамках которой запланировано более 500 мероприятий. Каждый желающий сможет принять участие в литературных чтениях, посетить уроки русского языка или заглянуть на тематическую ярмарку.

На столичных улицах разместят специальные информационные тумбы с фразами на славянских языках. А в центре города повесят таблички на украинском, белорусском и македонском, что даст возможность узнать об использовании кириллического алфавита в других странах.

Обучать русскому языку всех желающих будут профессора МГУ, РГГУ и научные сотрудники Института русского языка.

Из церковных мероприятий пройдет традиционная Божественная литургия в Успенском соборе Кремля, Крестный ход к памятнику святым апостолам Кириллу и Мефодию, молебен и возложение цветов у памятника, а также церемония награждения Международной премией Кирилла и Мефодия.

С 17:00 в рамках акции «Москва литературная» актеры театра и кино будут читать стихи и прозу русских классиков у городских памятников Есенину, Гоголю, Цветаевой, Пушкину и Лермонтову. Также там пройдут выступления хоров, военных оркестров и ансамблей.

А на Кузнецком мосту и Тверской площади с 14:00 до 20:00 пройдут уроки русского языка. Филологи и лингвисты расскажут об особенностях современного русского языка и о древнерусской словесности. На специальных информационных тумбах будут размещены плакаты с фразами на славянских языках – своеобразный «Разговорник славянских языков».

Основным событием праздника станет большой концерт на Красной площади «Россия поет. Наши любимые песни». В программе хорового пения примут участие более 30 хоров, среди которых хор Академического музыкального колледжа, Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого и многие другие.

В связи с многочисленными мероприятиями в этот день в центре Москвы на ряде улиц и набережных ограничат движение транспорта.

Галина Малина

Сюжет: Темы

Героев памятника не зря путают с Кириллом и Мефодием. Спустя 20 лет после установки бронзовых основателей Череповца питерский скульптор Алексей Архипов поставил своих Кирилла и Мефодия в Греции. В Череповце началась его серия православных святых.

Девятого декабря православные отмечают день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В субботу пройдет божественная литургия в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия, а также концерт (6+) в Камерном театре с участием ведущих музыкальных коллективов Череповца.

За этими торжествами, возможно, вспомнят и о 25-летии памятника Афанасию и Феодосию у Соборной горки. В конце октября 1992 года, когда он устанавливался, это был один из первых в молодой России монументов священнослужителям. Автор памятника скульптор Алексей Архипов, который над образами святых раньше тоже не работал, вскоре после этого уехал в США, но не выдержал за океаном и года. А вернувшись, продолжил эту линию. Также известны его светские скульптуры, например памятник актеру Илье Олейникову на его могиле и орел на крыше питерского Дома книги, что на Невском проспекте.

— С чего для вас начался памятник Афанасию и Феодосию?

— С предложения архитектора Александра Ковнатора, который родом из Череповца, поучаствовать в этом проекте. Начало 90-х, работы мало. Я особенно не раздумывал, сразу согласился. У скульпторов вообще не принято сомневаться, когда заказ есть. Да еще в такие, повторюсь, непростые времена.

— Не удивили вас герои будущей скульптуры?

— Нет, не удивили, скорее обрадовали. Поначалу даже не верилось, что все это состоится и памятник будет установлен. Деньги были, прямо скажем, небольшие. Помню, что с трудом хватило на формовку и литье, а зарплата получилась невеликая. Жалко, что не получилось поднять фигуры на постамент, как было запланировано. Вы об этом не знали? Да, у архитектора был запланирован холм под Афанасием и Феодосием. Точнее, полукруглая горка мощеная. Тогда они взмыли бы вверх и совсем иначе заиграла бы та стеночка, которая их окружает. А так фигуры немного просели с архитектурной точки зрения. Я давно не был в Череповце, но, когда вспоминаю об этой работе, чувствую свою вину, что не настояли на этом холмике. Но помнится, сроки поджимали, юбилей какой-то был (150-летие художника Василия Верещагина. — Авт).

— Портретов Афанасия и Феодосия не сохранилось, а иконы не дают четкого понимания, как они выглядели. Откуда вы взяли эти лица?

— В таких случаях скульптор читает молитву и ждет указаний свыше. И образы приходят. Не сразу, а через какое-то время. Художник, по сути дела, проводник между богом и людьми. Любая работа, направленная на добро, делается с божьей помощью. Не забываю я и о том, что в моем роду по отцовской линии было много священников. Конечно, готовясь к работе над образами Афанасия и Феодосия, я знакомился с различными историческими материалами, смотрел иконы. Этот череповецкий памятник стал для меня первым в череде скульптур русских священников. Я потому и в Америке жить не смог, куда уехал в середине 90-х годов работать с Михаилом Шемякиным. Потому что все мои помыслы направлены на русскую культуру.

— В Череповце основателей города с вашего памятника нередко путают с Кириллом и Мефодием…

— Это от недостаточной образованности. Как же это можно? К слову, мой памятник Кириллу и Мефодию несколько лет назад установили в Греции, в городе Салоники.

— И эти два памятника, греческий и череповецкий, очень похожи. Насколько по фотографии можно судить…

— Да, вы так считаете? Мне так не кажется. Сейчас я бы сделал фигуры Афанасия и Феодосия иначе, более духовными и менее реалистичными. Они получились слишком материальными, как мне представляется. Их нужно было вытянуть, более интересно разместить в пространстве. Фигуры Кирилла и Мефодия получились более интересными, мне так кажется. Но я рад, что памятник в Череповце стоит и радует людей. Кстати, у меня замечательный Игорь Северянин сделан. Он там настоящий король поэтов — гордо поднятая голова, руки на груди, читает стихи. Череповцу не нужен?

Афанасий и Феодосий: предания и молитвы

Афанасий (по прозванию Железный Посох) и Феодосий, ученики преподобного Сергия Радонежского, поселились в дремучих лесах Новгородского края, желая уединенного монашеского жития. Там они поставили церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. На сайте собора Афанасия и Феодосия можно прочитать предания об их жизни и молитвы преподобным.

Сергей Виноградов

День памяти Кирилла и Мефодия: история праздника письменности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *