Иконы Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Быстрый поиск икон Богородицы по части названия

Система поиска — это мощный инструмент, дающий куда больше результатов, чем ручной просмотр списка всех икон. Система поиска ищет не только по основным названиям, но и по редким и малоупотребимым названиям икон. Например, просматривая список, Вы не найдете «Хилендарскую» икону, в то время как система поиска не оставит Вас без результата, поскольку Хилендарская – это редкоупотребимое название Акафистной иконы.

Список всех икон Пресвятой Богородицы

В этом списке показаны только названия икон, упомянутых в месяцеслове, а также местночтимые иконы, к которым нашлись фотографии. Названия икон, для которых нет ни одного изображения, перечислены в списке редких икон Богородицы.

Статусы икон объясняются .

• Разное (Богородица) •
Абульская
Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)
Аз Есмь С Вами И Никтоже На Вы (Леушинская)
Азовская
Акафистная
Акафистная Зографская (Предвозвестительница)
Акафистная Хиландарская
Аксайская
Александрийская
Алтарница (Бематарисса)
Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская)
Антиохийская
Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)
Аризонская
Аристократуса
Арматийская (Амартийская)
Армянская
Арсаниотиса (Пристанище Житейских Плаваний)
Афонская (Игуменья Афона)
Ахтырская
Ахтырская-Ачаирская
Ацкурская
Байбузская
Балыкинская
Барловская (Блаженное Чрево)
Барская
Бахчисарайская (Крымская)
Бачковская
Бегство В Египет
Бежевская
Беловежская
Белостокская
Белыничская
Бельская
Бердичевская
Беседная (Явление Пресвятой Богородицы Пономарю Георгию)
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы (Се Раба Господня, без Архангела)
Благовещение Пресвятой Богородицы Киевская
Благовещение Пресвятой Богородицы Московская
Благовещение Пресвятой Богородицы Тиносская
Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская
Благовещение Пресвятой Богородицы Геликонская
Благодатное Небо (Что Тя наречем)
Благословенная (Одигитрия со Христом, держащим шар, и ее списки и подобия)
Благоуханный Цвет
Блаженное Чрево (местночтимая)
Боголюбская
Боголюбская Зимаровская
Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими)
Боголюбская Московская
Богоматерь и Мария Магдалина
Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница)
Богоматерь С Младенцем (во Владимирском соборе в Киеве)
Богоматерь С Младенцем На Престоле (в иконостасе Владимирского собора в Киеве)
Богоматерь С Пророками
Богородица И Пресвятые Девы
Богородице Дево Радуйся
Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне)
Борецкая
Борколабовская (Барколабовская)
Боянская
Браиловская
Братско-Борщаговская
Бугабашская
Бучинская
В Скорбех и Печалех Утешение
Валаамская
Валанасская
Вардзийская
Васильковская
Васьковская (Ельская)
Ватопедская (Отрада, Утешение, Парамифия)
Введение Во Храм Пресвятой Богородицы
Велижская (Замковая)
Великая Победа
Величит Душа Моя Господа
Венецкая
Венская, Что В Уграх
Вертоград Заключенный
Вечная Радость
Взбранной Воеводе Победительная
Взыграние (Взыграние Младенца)
Взыграние Младенца Евхаитская
Взыграние Младенца Угрешская
Взыскание Погибших

Взыскание Погибших Белевская
Взыскание Погибших Борская
Взыскание Погибших Волжская
Взыскание Погибших Звонарская
Византийская
Виленская (ростовая)
Винницко-Рожецкая
Вифлеемская
Владимирская
Владимирская Кормянская
Владимирская Красногорская (Черногорская)
Владимирская Мироточивая
Владимирская Нерехтская
Владимирская Оранская
Владимирская Ордынская-Поречская
Владимирская Ростовская
Владимирская Селигерская
Владимирская Троекуровская
Владимирская Флорищевская
Владимирская Чугуевская
Сретение Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы
Влахернская Грузинская
Влахернское Чудо
Вододательница
Водосвятная
Волоколамская
Волынская
Вольнянская
Воргольская
Воронинская (Одигитрия Воронинская)
Воскрешающая Русь
Воспитание
Вразумившая Экклисиарха
Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)
Всеблаженная (Паммакариста)
Всех Скорбящих Радость
Всех Скорбящих Радость (в Вологде, находившаяся в тюремной церкви)
Всех скорбящих Радость в Санкт-Петербурге (царевны Наталии Алексеевной)
Всех Скорбящих Радость Карандеевская
Всех Скорбящих Радость Харбинская
Всех Скорбящих Радость c грошиками
Всецарица (Пантанасса)
Встреча Пресвятой Богородицы И Праведной Елисаветы
Вулканиотисса (Вулкану)
Вутиванская
Вэрзэрештская
Вяземская Ратная
Гаенатская
Галатская (Галатийская)
Гелатская (Пицундская)
Георгиевская
Георгиевская Болгарcкая
Гербовецкая
Германовская (Ерманская)
Геронтисса (Герондисса)
Гидлянская (Гидельская)
Голубинская
Гора Нерукосечная
Горбацевичская (Горбацевицкая)
Госпожа Ангелов
Гребневская
Григориатская
Груздовская
Грузинская
Грузинская (в Раифской пустыни)
Далматская (не Успение)
Дамаскинская
Дамасская
Дары Дающая
Двадцатипальмовая (Двадцатифиниковая)
Дверь Небесная
Девпетерувская
Дегтярёвская (Дехтяровская)
Дектоурская
Демидовская
Державная
Десятинная
Дивеевская
Дивногорская (Сицилийская)
Дидубийская
Дискос (Зерцало, Кафрептис)
Днепрская
Долинская (Долисская)
Домницкая
Донская
Донская — Являющая Солнце
Достойно Есть (Милующая)
Достойно Есть (Турецкая Мерием, в г. Иерапетра)
Древо Иессеево
Древо Пресвятой Богородицы (Горний Иерусалим)
Дубенская (Красногорская)
Дубенская (Острожская)
Дубовичская
Душеспасительница (Психосострия)
Евтропьевская
Египетская
Едесская (Эдесская)
Елеоточивая (Элеовритисса)
Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами
Елецкая
Елецкая Аргамаченская (Видение Божией Матери Темир-Аксаку)
Елецкая Черниговская
Елисаветградская
Жена Облеченная В Солнце
Живоносный Источник
Живоносный Источник (в селе Большая Валяевка)
Живоприятная (Предвозвестительница)
Жидичинская
Жиздринская Страстная (И Тебе Самой Душу Пройдет Оружие)
Жировицкая
Забельская
Загаецкая
Загоровская
Закланная
Закланная Китаевская
Зарваницкая
Зарзмская (Лаклакидзевская)
Зачатие Пресвятой Богородицы
Звезда Пресветлая
Зверинецкая
Зимненская
Зиновинская
Златоисточник
Знамение (Знамение Новгородская)
Знамение Абалацкая
Знамение Абалацкая Семипалатинская
Знамение Албазинская (Слово Плоть Бысть)
Знамение Верхнетагильская
Знамение Корчемная
Знамение Курская-Коренная
Знамение Логойская
Знамение Мирожская
Знамение Морская-Курская
Знамение Павловская
Знамение Серафимо-Понетаевская
Знамение Царскосельская
Иверская (Вратарница, Портаитисса)

Иверская (в Иверском монастыре на Афоне)
Иверская (в Молчанской Софрониевой пустыни)
Иверская (в московском Новодевичьем монастыре)
Иверская (в Свято-Озерском Валдайском монастыре)
Иверская (из дореволюционной часовни на Красной площади)
Иверская (из села Лыково)
Иверская Анакопийская
Иверская Гавайская
Иверская Моздокская
Иверская Монреальская
Игоревская
Иерусалимская
Иерусалимская (в «Русике»)
Иерусалимская (в Измайлово)
Иерусалимская Копенгагенская
Иерусалимская Кривоезерская
Иерусалимская (другие нетипичные изводы)
Иерусалимская (с державой, в Гефсимании, за гробницей Божией Матери)
Иерусалимская (с державой, скипетрами, травой)
Избавительница
Избавительница От Бед (Ташлинская)
Ипатменская
Исааковская
Испанская
Кадашевская
Казанская
Казанская (в селе Вельяминово)
Казанская Богородско-Уфимская
Казанская Витебская
Казанская Высочиновская
Казанская Вышенская
Казанская Вязниковская
Казанская Дуниловская
Казанская Жадовская
Казанская Заоникиевская (Владимирская Заоникиевская)
Казанская Каплуновская
Казанская Каргопольская
Казанская Касимовская
Казанская Каташинская
Казанская Коробейниковская
Казанская Нижнеломовская
Казанская Пензенская
Казанская Песчанская
Казанская Площанская
Казанская Пучковская
Казанская Ситхинская
Казанская Сталинградская
Казанская Табынская
Казанская Тамбовская
Казанская Тобольская
Казанская Чимеевская
Казанская Ярославская
Казимировская
Калужская
Каменецкая
Кардиотисса (Сердечная)
Картушинская
Касперовская
Кассиопея
Киево-Братская
Кизическая
Кипрская
Кипрская Стромынская
Кипрская (без трона)
Кипяжская
Клинская
Ключ Разумения
Коденская
Козельщанская
Колодиевская
Коложская
Коломенская
Колочская
Комотовская
Коневская (Голубицкая)
Коронование Пресвятой Богородицы
Корсунская
Корсунская (в Суздале)
Корсунская (в Усмани)
Корсунская Горбаневская
Корсунская Изборская (Изборская Псковская)
Корсунская Мельнинская
Корсунская Нежинская
Корсунская Печеницкая (Печениговская)
Корсунская Сосновская
Корсунская Шпилевская (Прозренная)
Корфская (Керкирская)
Костомаровская
Крупецкая
Ктиторская
Кукузелисса
Купятицкая
Ладинская
Ласковая Мать
Лепавинская
Леснинская (Леснянская)
Лиддская (На Столпе В Лидде)
Лиддская (Римская)
Лимнийская
Лифинская
Ломовская
Лоретская (Лорецкая)
Лубенская
Луганская
Луганская-Трехличная
Луковская
Львовская
Любечская
Люблинская
Любятовская
Ляданская
Магаданская
Макарьевская
Македонитисса
Макеларитисса
Максимовская
Мария Обрете Благодать У Бога
Марьиногорская
Мателикийская (Метелинская)
Мати Дево (Мати и Дево)
Мати Молебница
Махерская (Ножевая)
Махрищская
Межеричская (Жизнеподательница)
Межетская
Мелетинская
Миасинская (Азуровская)
Милости Источниче
Милостивая (Киккская, Киккотисса)
Милостивая (Одигитрия)
Минская
Мироточивая Румынская
Миртидиотисса (Миртидийская, Миртовая, Чиригиотисса)
Михайловская
Мишковская
Млекопитательница
Могилево-Братская
Моденская (Косинская)
Молдавская
Молченская (Молчанская)
Молченская (со св. ап. Иаковом Зеведеевым)
Московская
Московская И Всея Руси
Мостыщенская
Мохнатинская
Муромская
На Аспида И Василиска Наступиша И Попереша Льва И Змия
Надежда Всех И Упование
Нанковская
Нарвская
Находящаяся Над Вратами (Простреленная)
Не Рыдай Мене Мати (Оплакивание Христа)

Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око)
Недремлющее Око
Незнановская
Немировская
Неопалимая Купина
Неопалимая Купина (нетрадиционной иконографии)
Непраздная
Непроходимая Дверь
Нерушимая Стена
Неувядаемая Роза
Неувядаемый Цвет
Неугасимая Лампада
Неугасимая Свеча (Игуменья Ново-Тихвинского Монастыря)
Неупиваемая Чаша
Нечаянная Радость
Ниамонитисса (Неамонийская)
Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)
Никопея (Победоносная)
Новодворская (Суражская)
Новокайдская (Самарская)
Новоникитская
Новонямецкая
Новосверженская
Нямецкая
О Грешных Святая Ходатаица
О девице пречистая от всех родов избранная
О Тебе Радуется
Объятия Отча (Уссурийская)
Овиновская
Огневидная
Одигитрия
Одигитрия Абалацкая (Абалакская)
Одигитрия Виленская
Одигитрия Влахернская
Одигитрия Ксенофская
Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)
Одигитрия Супрасльская
Одигитрия Смоленская
Одигитрия Донская (в Софрониевой пустыни)
Одигитрия Смоленская (из Свеаборга)
Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602)
Одигитрия Смоленская Байтальская
Одигитрия Смоленская Белгородская
Одигитрия Смоленская Выдропусская
Одигитрия Смоленская Густынская (Ярмарковая)
Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская)
Одигитрия Смоленская Иосафовская
Одигитрия Смоленская Кирилло-Белоезерская
Одигитрия Смоленская Костромская
Одигитрия Смоленская Красностокская
Одигитрия Смоленская Мглинская
Одигитрия Смоленская Новгородская («Холерная»)
Одигитрия Смоленская Олонецкая
Одигитрия Смоленская Полонская
Одигитрия Смоленская Святогорская (из Пушкинских гор)
Одигитрия Смоленская Седмиезерная
Одигитрия Смоленская Сергиевская (в лавре)
Одигитрия Смоленская Суерская (Ялуторовская)
Одигитрия Смоленская Тернопольская
Одигитрия Смоленская Устюженская
Одигитрия Смоленская Христофоровская
Одигитрия Смоленская Чубковичская (Чубковская)
Одигитрия Смоленская Шуйская
Одигитрия Смоленская Югская
Одигитрия Смоленская Ярославская
Одигитрия Смоленская Псковская
Озерянская
Оковецкая (Ржевская)
Оконская
Олимпиотисса (Олимпийская)
Онышковская (Онышковецкая)
Оранта
Оршанская
Освободительница (Элефтеротриа)
Остробрамская (Виленская)
От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)
Отчаянных Единая Надежда
Палестинская
Палиастомская (Кутаисская)
Панагия Микрокастроу
Панагия Ту Хару
Панагия Федуса
Панагия Ятрисса (Целительница Великомилостивая)
Парамития
Пасовская-Цареградская
Пахромская
Перекопская
Перивлепта
Пермская
Петровская
Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками)
Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами)
Печерская (Свенская, с коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими и ангелами)
Печская
Пименовская
Пинская
Писаревская
Писидийская (Писийская)
Пицундская (Бичвинтская)
Плакущая (Шубинская)
Платаниотисса
Плач Божией Матери (в Гребенях Уфимской епархии)
Плач При Кресте
Плачущая Румынская (Сокольская)
Подкубенская
Подольская
Пожайская
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы Краснохолмская
Покров Пресвятой Богородицы Над Землею Русскою
Покровительница Рыбаков (название сомнительно)
Покрывающая (Домодедовская)
Покрый Нас Кровом Крылу Твоею
Положение Во Гроб
Положение Пояса Пресвятой Богородицы
Положение Ризы Пресвятой Богородицы
Помощница В Родах (Поможение Родам)
Попская (Иерейская)
Поручительница (Отшельница)
Посещение Пресвятой Богородицей Святой Афонской Горы
Похвала Пресвятой Богородицы
Почаевская
Почаевская Астанайская
Праворучница
Предвозвестительница Костамонитская
Прежде Рождества И По Рождестве Дева
Прибавление Ума (Подательница Ума)
Призри На Смирение
Принесение Даров
Приснодева
Пристанище
Процветшая (Сучавская, Молдавская)
Пружанская
Прусиотисса (Пирсиотисса)
Пряжевская (Горнальская)
Пряжевская (из села Пряжев)
Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею)
Псковская
Пустынская (Патриаршая)
Путивльская
Пюхтицкая (У Источника)
Раковичская
Ревуцкая
Репицкая
Ржавская (Иржавецкая, Полтавская)
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы Глинская (Пустынно-Глинская)
Рождество Пресвятой Богородицы Исааковская
Рождество Пресвятой Богородицы Лукиановская
Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская
Рождество Пресвятой Богородицы Сямская
Рожковская Спасительница
Ростовская
Рудненская (Руденская)
Рудненская Ратьковская
Рудосельская
Руно Орошенное
Сайданайская
Самборская
Самодержавная
Самонаписавшаяся (Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская)
Светописанная (Светописанный образ)
Свирская
Святая Анна с Младенцем Марией
Святая Троица С Богородицей (Предвечный Совет)
Свято-Ильинская
Свято-Крестовская
Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе)
Святый Пояс Пресвятой Богородицы
Сейдная (Сейданая)
Семистрельная
Семистрельная c Иисусом (подобие Жиздринской)
Семь Веселий Богоматери
Силуанская (Силуамская)
Сионская
Сирийская (из церкви св. Марка в Иерусалиме)
Сиротская
Сичевачская
Скитковская
Сковородская
Скопиотисса
Скорбящая
Скорбящая (В Храме Гроба Господня)
Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных
Скорбящая Румынская (из монастыря Сихастрия и ее списки)
Скоропослушница
Скоропослушница Невская
Скоропослушница Шарканская (Родигинская)
Скрипская (близ поселка Орхоменос)
Сладкое Лобзание
Словенская
Снетогорская
Соболевская
Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы)
Четырехчастная Икона Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы
Сокальская (Сокольская) Утешение
Солнечная
София — Премудрость Божия (Киевская)
София — Премудрость Божия (нетипичной иконографии)
София — Премудрость Божия (Новгородская)
Сохомская (Сихомская)
Спасение В Водах
Спасительница Утопающих (Леньковская)
Спилеотисса (Пещерная, в монастыре Аграфа)
Спилеотисса (Пещерная, в монастыре Мега Спилеон)
Спорительница Хлебов
Споручница Грешных
Споручница Грешных (в Москве, в церкви св. Николая, что в Хамовниках)
Споручница Грешных Корецкая
Ставропольская
Старорусская
Старчицкая
Стокгольмская
Страдательница
Страстная
Страстная Липецкая
Сукневичская
Суморинская Тотемская
Сурдегская
Сухо-Калигорская (Мошногорская)
Тадулинская
Тамбовская (Уткинская)
Терванская
Тервеническая
Теребенская (Теребинская)
Теребовльская
Тихвинская
Тихвинская (в Воскресенской церкви Новгорода)
Тихвинская (в г. Данкове)
Тихвинская (В Исаакиевском соборе)
Тихвинская (из Борисовской пустыни)
Тихвинская Болховская
Тихвинская Ипатьевская
Тихвинская Слезоточивая (в Ильинском скиту на Афоне)

Тихвинская Хлебенная (Запечная)
Тихвинская Цивильская
Явление Тихвинской иконы Богоматери рыбакам на озере
Толгская
Торжество Пресвятой Богородицы (Порт-Артурская)
Торопецкая
Трех Радостей
Тригорская
Трилетствующая
Трипити
Троеручица
Троеручица Белобережская
Тронная Александро-Свирская
Троодитисса (Троодосская)
Трубчевская
Тумбовская
Тупичевская
Турковицкая
Тучная Гора
Ты Еси Лоза Виноградная
Умиление (Елеуса)
Умиление (из села Белосток)
Умиление (оплечный вариант)
Умиление Белоезерская
Умиление Галичская (Чухломская, Городецкая)
Умиление Новгородская
Умиление Псковско-Печерская
Умиление Святогорская (из Пушкинских гор)
Умиление Себежская (Опочецкая)
Умиление Соловецкая
Умиление Серафимо-Дивеевская
Умиление Серафимо-Дивеевская Локотская
Умиление Смоленская
Умиление Ростовская
Умягчение Злых Сердец
Умягчение Злых Сердец (Мироточивая, «Софрино»)
Умягчение Злых Сердец (нетипичной иконографии)
Умягчение Злых Сердец (список с Рудненской-Ченстоховской)
Умягчение Злых Сердец, Скорбящая (вариант с одним ножом)
Упование Всех Концов Земли
Уральская
Урюпинская
Услышательница (Услышительница)
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Адриановская
Успение Далматская
Успение Киево-Печерская
Успение Малевийская (Панагия Малеви)
Успение Псково-Печерская
Успение Пюхтицкая
Успение Семигородная
Успокоительница
Утоление Грома
Утоли Моя Печали
Утоли Моя Печали (Одигитрия ростовая)
Фальковичская (Фальковицкая)
Фанеромени (Явленная)
Феодоровская
Феодоровская (в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии)
Феодоровская (г. Сызрань)
Феодотьевская
Филермская
Халкопратийская (Агиосоритисса)
Хахульская
Хлыновская
Холмская
Хрисафитисса
Царевококшайская (Мироносицкая)
Цареградская
Целительница
Целительница Киселевская
Цесарская (Цезарская)
Цесарская Боровская
Цилканская (Цикланская)
Чайничская (Чайничка Красница)
Чаша Терпения
Че Тя Наречем
Ченстоховская
Ченстоховская Тывровская
Черниговская Гефсиманская
Черниговская Ильинская
Честнейшая Херувим И Славнейшая Серафим
Четвертиновская
Чирская (Псковская)
Численская
Чолнская (Челнская)
Шестоковская (Шелтомежская)
Экономисса (Домостроительница)
Юровичская Милосердная
Явление Пресвятой Богородицы Александру Свирскому
Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских)
Явление Пресвятой Богородицы Афанасию Афонскому
Явление Пресвятой Богородицы в Архангельском граде в 1919 году
Явление Пресвятой Богородицы Иоанну Кронштадтскому
Явление Пресвятой Богородицы Корнилию Комельскому
Явление Пресвятой Богородицы На Почаевской горе
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Досифею
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновском монастыре
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
Явление Пресвятой Богородицы св. равноапостольной Нине
Явление Пресвятой Богородицы Схимонахине Антонии
Явление Пресвятой Троицы и Богородицы Спасительницы В Косине
Явление Югской Иконы Божией Матери Преподобному Дорофею
Яко Орля Крылья
Якобштадтская
Яноборская
Ярославская
Ярославская (Печерская)

Яскинская
Ястребская (Аракиотисса)
Яхромская (Яхремская, Ахренская)

Старинные иконы — история иконописи на Руси

Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.

История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.

Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.

Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).

К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.

Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.

В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.

На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:

❶ «Владимирская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.

❷ «Спас Вседержитель». Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.

❸ «Казанская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.

❹ «Спас Нерукотворный». В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.

❺ Икона святого Николая Чудотворца. Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

Семистрельная икона Божией Матери

История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.

Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера , уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.

После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.

Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.

Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.

Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.

Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.

Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.

Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.

Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.

Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.

У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.

Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.

Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.

Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.

Празднование иконы совершается 26 августа и в Сретение Господне 15 февраля.

Икона Святого Архангела Михаила

Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».

Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.

Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.

Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин «посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.

В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что «в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.

Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.

Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.

Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.

Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.

Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.

На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.

Икона Казанской Божьей Матери

Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.

По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.

В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.

Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.

Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.

Иверская икона Божьей Матери

Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.

В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.

Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.

Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.

Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).

Икона Покров Богородицы

Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.

Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.

Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.

Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.

Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.

«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).

Чудесные явления: самые известные иконы Божьей Матери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *