Вопрос: Что Библия говорит о вере?
Ответ: В Послании к Евреям 11:1 говорится: «Вера есть залог наших надежд и проявление вещей еще невидимых» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Вероятно, ни один другой компонент христианской жизни не является более важным, чем вера. Мы не можем ее купить, продать или поделиться с кем-то. Итак, что такое вера и какую роль она играет в христианской жизни? Словарь определяет веру как «убеждение, приверженность или доверие кому-то или чему-то, в частности без логических доказательств». Словарь также определяет веру как «доверие и посвящение Богу». Библия намного больше говорит о вере и о том, насколько она важна. На самом деле, она настолько важна, что без веры мы не можем быть с Богом и угодить Ему (Евреям 11:6). Верить означает полагаться на единого, истинного Бога, фактически не видя Его.
Откуда исходит вера? Вера – это не то, что мы вызываем в себе сами; с ней мы не рождаемся и она не является результатом усердного изучения или стремления к духовному. В Ефесянам 2:8-9 написано, что Бог дает веру даром, а не потому, что мы заслужили, заработали или достойны ее. Она не от нас – она от Бога. Мы не можем добиться ее силой или сделать выбор в ее пользу. Она просто дана нам Богом вместе с Его благодатью и милосердием, согласно Его святому плану и целям; благодаря этому Он получает всю славу.
Зачем нам нужна вера? Господь разработал способ различения тех, кто принадлежит Ему, от всех остальных – это вера. Очень просто – нам нужна вера, чтобы угодить Богу. Он говорит нам, что Ему приятно, когда мы верим в Него, хотя и не можем Его видеть. Послание к Евреям 11:6 сообщает, что «Он награждает тех, кто Его ищет». Это не означает, что мы верим в Бога, просто чтобы получить что-то от Него. Однако Он с радостью благословляет тех, кто послушен и верен Ему. Мы видим прекрасный пример этого в Луки 7:50. Ведя диалог с грешной женщиной, Христос дает нам представление о том, в чем заключается польза веры. «Тебя спасла твоя вера. Ступай с миром». Женщина положилась на Иисуса верой, и Он вознаградил ее за это. Наконец, вера – это то, что поддерживает нас до конца, потому что именно благодаря вере мы знаем, что будем на небесах с Богом всю вечность. «Вы любите Его, хотя и не видели, вы верите в Него, хотя и теперь не видите. И вы ликуете невыразимой, чудесной радостью, потому что достигаете цели своей веры – своего спасения» (1 Петра 1:8-9).
Примеры веры. 11-я глава послания Евреям известна как «глава веры», потому что в ней описаны подвиги веры. Благодаря вере Авель принес жертву Господу (стих 4); благодаря вере Ной соорудил ковчег, не зная, что такое дождь (стих 7); по вере Авраам покинул свой дом и повиновался Божьему повелению пойти в неведомое место, а потом добровольно предложил своего единственного сына в жертву (ст. 8-10, 17); верой Моисей вывел сынов Израилевых из Египта (ст. 23-29); верой Раав приняла израильских лазутчиков и спасла свою жизнь (стих 31). Тут упоминается еще много героев веры: «Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев» (ст. 33-34). Очевидно, что существование веры демонстрируется действиями.

Вера – краеугольный камень христианства. Без демонстрации веры и доверия Богу у нас нет места рядом с Ним. Мы убеждены в Его существовании благодаря вере. У большинства людей есть расплывчатое, несвязное представление о том, каков Господь, но им не хватает почтения, необходимого, чтобы Он занял особое положение в их жизни. Этим людям не хватает истинной веры, требуемой для того, чтобы иметь вечные отношения с Богом, любящим их. Иногда нам может недоставать веры, но, поскольку это Божий дар Его детям, иногда Он дает испытания, чтобы подтвердить реальность нашей веры, а также укрепить ее. Вот почему Иаков советует нам считать это «великой радостью», потому что испытание нашей веры производит стойкость и взращивает нас, обеспечивая доказательства того, что наша вера реальна (Иакова 1:2-4). English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Что Библия говорит о вере?

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга священника Валерия Духанина «Во что мы веруем». Предлагаем читателям портала Православие.Ru отрывок из книги.

1. Одним из наиболее уникальных проявлений души человека является вера. Что же такое вера вообще и что такое вера в Бога в частности?

Священник Валерий Духанин Вера есть удивительный дар Божий человеку. Благодаря этому дару мы можем познавать то, что не видим нашими телесными глазами. Без веры вообще невозможно какое-либо знание. Ведь чтобы сделать какие-либо знания достоянием своей души, в эти знания надо поверить, поверить, что они действительно могут расширить наш кругозор и обогатить наш внутренний мир. Поэтому известный мыслитель Блез Паскаль говорил: «Вера есть сила сердца», она делает наше сердце сильным, способным к глубоким познаниям.

Вера – потребность существа человека, которому свойственно верить во что-либо. Вера есть внутреннее принятие определенных ценностей. Благодаря вере у человека появляется цель, к которой он бывает готов идти на протяжении всей своей жизни. Но не всегда вера направлена к ценностям подлинным. Так, бывает вера в легендарные личности, в политические идеи, в ложные философские концепции. Поэтому так важно заботиться о правильном действии этой потребности, чтобы она усваивала душе ценности подлинные. Вот что такое вера вообще.

А вера в Бога есть особое откровение душе человека, когда Господь Бог искренно ищущему Его человеку открывает Себя. Тогда в своем сердце человек вдруг обнаруживает близость к нам Небесного Отца и нашу особую потребность в общении с Ним. Становится ясно, что бытие не ограничивается только материей, и что человек предназначен для вечности, а наше состояние в вечности зависит от нашей близости к Богу.

Существуют три типа веры: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность

Существует три типа веры – это очень важно знать, потому что не всегда, когда говорится о вере в Бога, подразумевается одно и то же. Три типа веры есть своего рода ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность.

Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Например, кто-то скажет: «Я уверен, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, я уверен, что Земля круглая, и еще я уверен, что есть Бог». Это своего рода глубокая убежденность в наличии чего-либо. Здесь уже нет сомнений: да, Бог существует. Но твой внутренний мир от этого мало меняется. Для такого человека Бог является как бы одним из объектов нашей Вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу: «Я сам по себе, а Бог – Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога.

Вторая ступень – вера как доверие. Давайте подумаем, когда один человек доверяет другому? Тогда, когда открывает ему свое сердце и когда другого человека как бы принимает в свое сердце, то есть возникает особая душевная близость. И вера в Бога как доверие, в отличие от простой уверенности, сообщает человеку близость к Богу. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но принимает Господа в обители своего сердца. Такой человек чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.

Впрочем, если ребенок доверяет своим родителям, это еще не значит, что он всегда будет их слушаться. Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. И бывает, что человек доверяет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему. Он как бы говорит: «Может быть, Бог мне простит мои слабости», и хотя такой человек время от времени молится, он не всегда старается побеждать свои слабости, не всегда бывает готов сам чем-то пожертвовать для Бога.

Поэтому самая возвышенная ступень – это вера как верность. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей волей. Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания своего естества. Такая вера становится основанием всех ценностей жизни верующего человека. И только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями.

2. Даже в наши дни, когда открыто столько храмов, когда Православие становится все более значимым в жизни людей, существует множество убежденных атеистов. Отчего же происходит атеизм, где скрываются его истоки, и почему он бывает настолько устойчив в душах людей?

Существуют два вида атеизма: вынужденное неверие и атеизм идейный

Вообще, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, когда ребенок просто был так воспитан, и потому он не имеет представления о мире духовном. В определенный момент такой человек может легко (конечно, в некотором смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как забытое, но не утраченное сокровище. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле своей жизни, при созерцании чудной картины Вселенной, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Второй вид неверия есть атеизм идейный – это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, словно больной глазами отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма. Что же такое атеизм по самой своей сути? Это, прежде всего, попытка скрыться от Бога, спрятаться, как бы закрыть руками глаза и сказать: «Бога нет», подобно тому, как мы порой пытаемся спрятаться от своей собственной совести, которая есть голос Божий в человеке.

Атеизм – отрицание Бога, но важно знать, что это отрицание не обязательно начинается в разуме или рассудке, а чаще всего происходит где-то в глубинах падшей души, в нашем сердце. Из Священного Писания известно, что впервые это произошло еще с первыми людьми, когда в Раю нарушив заповедь Божию, они пытались спрятаться от лица Божия. Господь Бог, обращаясь к Адаму, говорит: Адам, где ты? А он отвечает: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3:9–10). Вот эта греховная нагота, обнажение от благодати Божией, заставляет человека скрываться от Бога. Но причина не только в этом. На протяжении всей истории атеизм – это еще и такая философия жизни, когда просто выгодно, чтобы Бога не было. Атеист как бы рассуждает: «Если Бога нет, то мне за мои грехи ничего не будет, потому что живу я очень короткий отрезок времени и потому лучше пожить в свое удовольствие, а что будет с душой после телесной смерти, мне неинтересно. Материальные блага можно пощупать, а добродетель – что это за сокровище?» И опять-таки, все это возникает стихийно в глубинах падшего духа, а уже затем может оформляться в виде логически стройного материалистического мировоззрения.

Человек, не имевший опыта веры, не понимает ценности веры

Можно ответить и так, что атеизм среди людей бывает потому, что они просто не знают, какое сокровище, радость, полноту жизни и подлинное счастье обретут, если обратятся к Богу. Ведь иногда мы смеемся над тем, ценность чего не познали в собственной жизни. Так никогда не знавший любви человек презрительно и высокомерно относится к любящим друг друга людям, но когда в его собственном сердце зародится любовь, то он ощущает, насколько богаче стал его внутренний мир и насколько осмысленней теперь его жизнь, раньше казавшаяся неинтересной и скучной. Человек, не имевший опыта веры, не понимает ценности веры. И если в глубинах его души желание веры возобладает над сиюминутными низкими влечениями, быть может, со временем это выразится в горячей жажде веры, а затем и в обращении к Богу. Но часто человек просто не хочет быть верующим, в его жизненной позиции, отрицающей Бога, выражается глубинное личное самоопределение, на которое, увы, имеет право всякое существо, созданное со свободной волей.

Священник Валерий Духанин. Во что мы веруем. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 320 с.

3. Можно ли определить, что именно подвигает людей к поиску духовных ценностей? И почему некоторые люди обращаются к Богу, а некоторые, хотя бы находились в тех же исторических условиях и даже воспитывались одинаково, – нет?

Обращение человека к Богу – это, наверное, всегда загадка. Ведь мировоззрение верующего настолько отличается от мировоззрения неверующего, что обращение от одного к другому представляется парадоксальным, подобно тому, как парадоксальным кажется переход через глубокую пропасть. Но Христос ходил по водам, а Своим ученикам открыл, что имеющий веру с горчичное зерно сможет и горы переставлять (Мф. 17:20). Поэтому люди обращаются к Богу даже в самых, казалось бы, не подходящих для этого условиях – когда веру гонят, религию высмеивают, а Церковь пытаются всячески искоренить.

Человек уже чувствует, что обыденность его не удовлетворяет

Часто человек приходит к вере потому, что в его душе вдруг чувствуется некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже чувствует, что обыденность его не удовлетворяет. Возникает своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность земной суеты.

Иногда понять это помогает критическая ситуация в жизни, сильная скорбь, соприкосновение со смертью, когда вдруг открывается, что не все так, как нам представлялось раньше, что есть нечто, что выходит за рамки нашего материального мира. Духовный писатель XX века Н.Е. Пестов приводит свидетельство одного из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков во время Второй мировой войны. Этот связист говорил, что многие летчики, которые ранее никак не проявляли своей веры, в минуту, когда они были подбиты врагом, и самолет, объятый пламенем, уже падал, вдруг начинали молиться: «Господи, приими мою душу». Это было слышно по радиосвязи.

Дело в том, что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха, и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, и душа прозревает, что существует духовный мир, что человек – не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого жизнь счастливой не будет. Такое прозрение может наступить не обязательно через скорбь, но и при соприкосновении со святыней, при встрече с благодатным человеком, при собственных внутренних поисках и т. п. Но если в человеке не произойдет внутренний переворот, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах.

Человек, отвергающий Бога, подобен тому, кто во время солнечного дня закрыл глаза руками и говорит: «Солнца нет!”

Однако людям свойственно поступать различно, хотя бы они жили в одних и тех же условиях, воспитывались одинаково и даже происходили из одной и той же семьи. Если в человеке нет внутреннего, пусть даже слабого движения в сторону Бога, то обратиться он не сможет. И иногда кажется, что человек, отвергающий Бога, подобен тому, кто во время ясного солнечного дня зажмурил глаза, закрыл их руками и говорит: «Солнца нет!» Такая позиция бывает очень опасной. В воспоминаниях княгини Натальи Владимировны Урусовой, заставшей революцию и видевшей ужасы нового безбожного строя, приводится описание поучительного случая. В городе Ейске во время диспута о вере поднялся комиссар города и, указав на свои наручные часы, произнес: «Вот сейчас без десяти минут шесть, посмотрим, накажет ли меня Бог, если Он есть, за мои слова». Тотчас он позволил себе ужасную хулу на Бога и захохотал. Во время его смеха раздался звонок по телефону, который стоял на столе перед ним. Комиссар взял трубку, побледнел и бросился бегом из собрания. Оказалось, что ровно без десяти минут шесть его единственный сын, десятилетний ребенок, нечаянно застрелился, играя с револьвером, который отец забыл на столе своего кабинета. Однако и это явное наказание Божие коммунист позже объявил случайностью и так и остался врагом Божиим.

Почему же одни люди обращаются к Богу, а другие – нет, даже если находятся в равных условиях? Потому, что у человека есть свободная воля, и каждый в этой жизни осуществляет свободный выбор по отношению к вере в Бога и жизни духовной. Не будем забывать, что равнодушие к вере – это тоже выбор.

Что значит верить в Бога

Мы привыкли делить мир на черное и белое. И в подавляющем большинстве случаев, делаем это не задумываясь. Вот людей, например делим на хороших и бандитов. Но где кончается бандит и начинается хороший человек? Кто скажет? Между отпетым негодяем и святым бесчисленное множество людей с самыми разными душевными качествами. Кто над этим задумывается.
Если коснуться религии и веры в Бога, тут у нас та же история. Почему то религия все время противопоставляется науке, а наука религии. Помешанные на умных научных терминах готовы, непонятно за что, в горло вцепиться служителям церкви.
Религиозные фанатики начинают истово креститься, заподозрив собеседника в атеизме. И как только разговор заходит о Создателе, возникает непременно затертый до дыр вопрос: «А ты в Бога веришь?». Меня давно смущает такая формулировка, хотя все уже давно привыкли. Вот так один взял запросто спросил, второй так же просто ответил.
Правильно, а что тут думать? Веришь в Бога, или нет? Кто ответит – да, тот дурак в глазах атеиста. Кто скажет нет, безнадежный идиот в понимании убежденного теософа. Возникает противостояние. А почему оно возникает? Потому что каждый считает, что только его видение правильное.
Такая конфронтация, еще с юности вызывала у меня недоумение. Я никак не мог понять, о чем, собственно, люди говорят. Да и как можно спорить о том, о чем никто из спорящих не имеет, без преувеличения, ни малейшего представления.
Сам вопрос – верите ли вы в Бога, в такой постановки в таком ракурсе, в которых мы привыкли, не задумываясь, его друг другу задавать, выглядит, в полном смысле слова, абсурдным.
Возьмем несколько вариантов ответов и реакций людей. Ну, самых распространенных.

— Да, конечно. — Говорят одни с гордостью и тут же начинают креститься, наверное для того, чтобы Всевышний не только услышал, но и увидел, как они ему преданны.

— Ну, конечно же нет. Что я, идиот. Бога нет, это медицинский факт! – Так отвечают другие, обычно не пуганные жизнью, люди.

При этом на лице у них появляется такое выражение, будто они обладают каким-то сокровенным знанием, которое другим недоступно.

Третья группа людей реагируют примерно так:

— Нет, в Бога я не верю, но какая-то сила, конечно, есть.
Можно предположить, что сами себе они в этот момент кажутся очень мудрыми. Вроде бы и фактам в лицо не боятся смотреть, но ведь 21-й век! Разве можно верить бабушкиным сказкам!
Но какую бы группу людей не взяли, мы не добьемся от ее представителей сколь-нибудь вразумительного пояснения, что же именно они утверждают, или опровергают. Давайте спросим у воинствующего атеиста, который с пеной у рта доказывает вам, что никакого Бога нет и быть не может, а кого, или чего именно нет? Как выглядит, на что похоже, с чем можно сравнить то, чего по его мнению, нет?
Наш оппонент, по идее, должен открыть рот и застыть. Потому, что до него должно начать доходить, что в принципе, он отвергает то, не знаю что. Тем, кто говорит о «какой-то силе», стоит сказать, что не сила «какая-то», а это мы «какие-то» по сравнению с этой бесконечной силой, управляющей миром.
Те же, кто уверенно заявляет о своей вере в Бога, совсем не обязательно верующие. Кто-то так говорит на всякий случай. А что, ну скажу, что верю, с меня не убудет. А там, кто его знает, как дело обстоит, ляпну что нибудь не так, еще молнией шарахнет.
Но, это еще полбеды. Дело еще в том, что вопрос нашими современниками задается вообще не в том ключе. Мы давно стали путать веру в Бога с верой в само его существование. Раньше ни один человек не ставил существование Создателя под сомненье.
Вопроса такого ни у кого не возникало.
Все понимали, есть. А верить в Него, или нет, это уже другое дело. Ну подумайте. Если ваш знакомый спросит вас, верите ли вы в его существование, вы покрутите пальцем у виска. Ну какие сомненья, человек существует и все.
Но когда он поставит вопрос так: — «Веришь ли ты в меня?», тут уже можно задуматься. Верить во что-то, значит верить не в существование, а в его силу, эффективность и действенность. Сечете разницу? Разницу, о которой многие давно забыли.
Теперь дальше. Поставим вопрос более корректно. То есть так. Верите ли вы в существование Бога? Это будет уже ближе к теме, хотя… и здесь возникает но… Такая постановка по-своему тоже неправомерна.
Допустим, я побывал в каком то месте, которое вам незнакомо. Вернулся и делюсь впечатлениями. Говорю, что я жил в домике, который стоял в бору на берегу озера. Вполне логично, что вы можете достаточно четко представить себе мое обиталище. Но как бы ярко вы себе его не представляли, ваш воображаемый домик будет сильно отличаться от того, что сохранился в памяти у меня.
И это при том, что и вы, и я, в общем-то имеем достаточно ясное представление о предмете разговора. Намного трудней дискутировать о вещах, которые никто никогда не видел. Бога увидеть невозможно, Его можно только понять, ощутить, почувствовать. И каждый, кому это дано, видит внутренне Создателя по-своему. Видение это у каждого свое.
Поэтому, на вопрос о существовании Создателя нельзя ответить правдиво, пока не выяснено, а разговор вообще-то ведется об одном и том же, или о разном. А уж чтобы подвести какую-то черту под размышления, замечу, что самым правильным давно считаю вместо, «верите ли вы, что есть Бог?», такую постановку: ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО БОГ ЕСТЬ? Или проще — Вы понимаете, кого верующие называют Богом?
Хочется продолжить, но уже вырисовывается немного другая тема. В этом блоге планирую опубликовать ряд статей по вопросу: Как понять Создателя. Думаю, многим будет интересно. Сразу оговорюсь. Я не священник и не член религиозной секты. Никакой предвзятости и тенденциозности. Единственная цель, которую мной преследуется на моих сайтах, это показать читателям вещи и явления, которые кажутся им понятными, под немного другим углом.

Что значит — верить в Бога?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *