сайт Горловской и Славянской епархии

Реально ли победить привычку осуждать? Как определить грань между критикой и осуждением? Связан ли грех осуждения с уровнем образования? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, делится мыслями о самом распространённом грехе современного общества.

Осуждение и гордыня

Удивительная заметка восхитительно мудрого старца об истоках осуждения

(15,75 МБ / 5:54 мин)

Ко ВСЕМ относиться доброжелательно — это не означает смириться со злом, с грехами и бардаком в обществе. Можно искренне любить алкоголика, но ненавидеть алкоголизм. С грехом нельзя смиряться.

Но на самом деле грех лучше всего можно увидеть в себе. Вот если плохое в себе вызывает в нас более сильное возмущение и желание повоевать с ним, чем плохое в других… ну, или хотя бы такое же сильное — это действительно ненависть к греху, к злу. Если же нас только действия других возмущают, а сами себе мы кажемся чуть ли не безгрешными, то это всё, что угодно — осуждение людей, зависть, домыслы, обидчивость, какие-то комплексы, но не ненависть к злу как таковому. Вот, допустим, ненавижу я грязь… Так она меня прежде всего и будет раздражать в собственном доме, верно? А если меня грязь раздражает только в чужом доме, а в своем я её вовсе не замечаю, то это уже не нелюбовь к грязи, а что-то другое, наверное.

От того, что кто-то сотрясает мир гневными криками «Как?» и «Доколе?» мир еще не изменялся. Мир меняется, когда его кто-то начинает менять, но в тот момент времени на эмоции не остается. Поэтому важно, как минимум, перейти с уровня эмоций и истерик, и начать с выдержкой и внутренней силой что-то делать, чтобы реально изменить в корне сам этот процесс, а не его последствия.

В других соритнку видешь, а у себя бревно не замечаешь.

Ещё статьи об осуждении:

Притча об осуждении Грех осуждения

Осуждение или рассуждение?

Осуждение — это такой духовный недуг, который можно считать одним из проявлений тщеславия. Человек начинает превозноситься над ближними и считать себя лучше других, и тогда автоматически осуждает их. Не задумываясь, что делает, он ставит себя на место Бога — в том смысле, что начинает выносить приговоры, судить, навешивать ярлыки на ближних. Этот грех намного глубже, чем мы можем подумать.

Осуждать других — плохо, это понимает каждый. Сам Христос говорил: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Сам Спаситель никогда никого не осуждал. Даже когда Его распинали, Он молился о прощении своих палачей, говоря: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

Повсеместно бытует поговорка «мы не осуждаем, а рассуждаем». Конечно, это просто попытка самооправдания, чтобы успокоить свою совесть. Где проходит граница между осуждением и рассуждением? Самый универсальный рецепт — максимально стараться никого не судить. У нас нет на это морального права. Оно есть только у одного Праведного Судии. Мы не имеем полной и объективной информации о том, что происходит, видим лишь небольшую часть. Маленький сегмент происходящего не даёт нам возможности правильно всё проанализировать. Кроме того, мы очень часто судим о личности, чего тоже делать не должны. Можно осуждать грех, действие, дурной поступок. Христос, когда к Нему привели блудницу, не осудил её как личность. Он рекомендовал ей покаяться и оставить тот образ жизни, который она вела.

Осуждать мы имеем право только себя, и делать это надо в первую очередь. Святые отцы дают нам такую рекомендацию: начни осуждать себя, свои дела и поступки, и до чужих грехов не дойдёшь. Действительно: если мы станем объективно себя оценивать и анализировать своё поведение, нам будет не до осуждения ближних — на это ни времени, ни сил не останется. Спаситель говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5). По слову Христа, мы должны начинать с себя.

Святые осуждают осуждение:

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай (прп. Серафим Саровский).

Берегитесь паче всего осуждать ближних. Не за других вы ответ дадите, а за себя (прп. Лев Оптинский).

Не говорите плохо ни о ком (прп. авва Исаия).

Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои (свт. Николай Сербский).

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит (свт. Иоанн Златоуст).

Осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно (прп. Иоанн Лествичник).

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком (прп. Никон Оптинский).

Проблема информационного общества

Проблема осуждения очень актуальна для нашего общества и нашей Церкви. Это недуг, который очень заметен. Я обратил на него внимание, когда начал ходить в храм, и могу утверждать, что, к сожалению, осуждать научился именно здесь. Осуждение зиждется на невежестве. Люди часто берутся рассуждать о вопросах, о которых не имеют даже минимального представления: формирование госбюджета, медицинская реформа, церковное устройство, проблемы образования и так далее. Они посмотрели выпуск новостей, узнали пару новых фактов — и считают, что могут рассуждать об этих сложнейших вопросах.

Я считаю, что степень осуждения прямо пропорционально количеству информации. Мы сейчас живём в информационном обществе, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, мы тонем в ней, и потому не в состоянии давать объективную оценку всему, с чем сталкиваемся. Нужно не всю информацию принимать, не всему верить, всё рационально фильтровать, тогда будет меньше осуждения. Нельзя не вспомнить современные СМИ, которые порой очень специфически подают факты, и в итоге люди осуждают и ропщут. В этом случае нужно искать проверенные каналы информации и не всё подряд смотреть и слушать. В обилии данных можно заблудиться.

Как определить грань между осуждением и критикой? — надо прежде всего быть специалистом в том, что вы берётесь критиковать. Критика должна быть справедливой. Например, сейчас в обществе обсуждаются церковные вопросы. Мы живём жизнью Церкви, имеем соответствующее образование, работаем в этой сфере, и потому имеем право критиковать или обсуждать возникающие проблемы. Однако случается, что за это берутся люди, которые не знают, с какой стороны дверь в храм открывается. Это чистой воды профанация. Хочешь критиковать — разберись, не разобрался — не критикуй.

Как быть, если человек чувствует, что его уносит в осуждение? Как остановиться? Есть такая поговорка, что человек видит то, что знает. Если мы в ближним видим какие-то грехи и начинаем их осуждать, это прежде всего наши грехи. Именно потому мы их так смакуем. Человек, чистый сердцем, даже не помыслит о том, что ближний может что-то нехорошее сделать. Так что осуждаем мы своё, родное. Потому, если начали осуждать — это повод внимательно посмотреть в свою душу и поискать там склонность к тому греху, который так раздражает в ближнем.

Как бороться с этой страстью?

Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем (прп. Симеон Псково-Печерский).

Смиренный не помнит зла, причинённого ему другими, и не осуждает согрешающего (свт. Афанасий Александрийский).

Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдёшь, что он лучше тебя (свт. Василий Великий).

Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего» (прп. Нектарий Оптинский).

Кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других (прп. Серафим Саровский).

Город против села

Что касается вопроса о связи склонности к осуждению в обществе и уровнем его культуры, то могу заметить следующее. Есть два типа общественных отношений, условно назовём их городской и сельский. Они очень разные. Село или деревня — это община, где все близко знакомы, люди тесно взаимодействуют и потому считают, что причастны к жизни своих соседей, имеют право в ней участвовать, давать ей оценку. Именно поэтому осуждение — это проблема, в большей степени свойственная сельскому менталитету.

В городе всё иначе: много людей, быстрый темп существования, насыщенность событиями. Люди порой живут через стенку в многоквартирных домах и не знают, как зовут соседа. В течение ХХ века советская власть провела реформы по переселению сельских жителей в города. Этот вопрос решался масштабно, городское население за счёт переехавших из сёл росло стремительно. Я читал в специальной литературе, что демографическая ситуация за довольно короткое время изменилась зеркально: на 1918 год по СССР 85% страны составляло сельское население, к 1991 году 85% составило городское.

Люди переехали из села в город, они утратили свою культуру, а новую в городских условиях не выработали. Потому у нас сейчас так много проблем — и мировоззренческих, и культурных, и демографических. Дело в том, что новый уклад формируется не так быстро, как хотелось бы, на это нужны не годы, а века. В итоге у нас произошла трансформация культурных отношений, из-за чего осуждение стало нормой для нашего общества — чего нет в обществе европейском, например.

Распространению осуждения в наши дни способствует общий уровень неудовлетворённости общества, большое число бытовых и финансовых проблем. Однако люди воцерковлённые не должны осуждать. Наша задача — всех оправдывать. В нашем обществе есть кому судить: полиция, служба безопасности, суды и так далее. Миссия христиан — прощать. Вспоминается дореволюционный случай, когда одного священника, нарушившего закон, судил суд присяжных. Его знаменитый адвокат в последнем слове сказал: «Этот священник нам всю жизнь прощал грехи. Давайте же и мы простим его единственный грех!» В итоге суд присяжных священника оправдал. Нам есть чему поучиться на этом примере. Надо учиться прощать — даже тех, кого не хочется. У нас единственный Праведный Судия — Господь, и не надо Его функции присваивать себе.

Записала Екатерина Щербакова

Вопрос читателя:

Что допускается помышлять о других, а что — грех осуждения?

Из поучения аввы Дорофея знаем, что категорически нельзя говорить другим в беседах плохо о других, например, такой-то (такая-то) блудник, или гневлив, гордый, или злой или лукавый и подобное — это клевета, осуждение. Но распространяется ли это и на помыслы? Мне кажется, что во время обдумывания своих мыслей можно, как бы констатируя факт подумать о ком-то, что он (она) гордый, гневливый, или ругатель, или блудник и т.п., не для того чтобы злорадно осуждать, а для рассуждения, как относиться к кому, как вести себя с кем.

Например, в молитве св. равноап. Нине есть — «посрами противников благочестия» — наверно, допускается кого-то конкретного при этом иметь в уме?

В Св. Писании много указаний остерегаться некоторых людей: «не обличай злых», «блюдитеся от псов, или от лжепророков», «приобщаяйся гордому уподобится ему». Для того чтобы всё это исполнять, надо в уме «Ага, вот этот, кажется, злой — не надо его». Или кого-то посчитать псом или гордым — очень многие в поведении своем и словах проявляют признаки явной гордости и презрения — наверно, и считать их гордыми вполне допускается?

Или как исполнить указание св. ап. Павла: «Аще брат некий будет блудник, или лихоимец … с таковым ниже ясти». Или как он говорил: «Да избавимся от безместных и лукавых человек?» Значит, можно кого-то считать безместными и лукавыми?

Проблема в том, что, когда проскочит такой помысел с чувством, что кажется мне грешным и недопустимым, очень не хочется признавать это и смириться с этим и каяться. Хочется закрыть на это глаза и верить, что это ничего, потому что мне кажется, что это недопустимо, я уже каялся в таком, и теперь больше нельзя. А если проскакивают, начинаются мучительные сомнения, сильно расстраиваюсь, места не нахожу. Очень не хочется быть повинным этому тяжкому греху.

Не знаю, совесть ли меня мучает или это пустая мнительность? Что в таком случае делать? Как определить, повинен ли я? Может, я понапрасну себя казню, мучаю? Может, ничего страшного и нет?

Думается: а бывало ли такое у святых? Если у меня будут такие грешные помыслы, то я уже не смогу стать святым, я уже не на пути святых?

Но неужели каждый день могут быть такие грешные помыслы? Допустимо ли, если и каждый день будут проскакивать грешные помыслы и чувства осуждения — спокойно каяться в этом, как в других простительных грехах? Насколько это большая беда и тяжкий грех?

Спаси Господи!

Константин

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Уважаемый Константин, да, греховные помыслы могут быть каждый день и много раз на дню, потому что лукавый атакует, буквально забрасывает ими человека. Помыслов очень много, чтобы человек за какой-то мог зацепиться. Например, 99 он откинет, а на сотом сломается, тут-то его лукавый и ухватил. Борьба с помыслами — это целая наука, что делать конкретно Вам лучше подскажет священник, которому Вы исповедуетесь. Универсальный способ — это не принимать помыслы и читать молитву «Господи, помилуй» много-много раз, пока помыслы не отступят. Читать молитву и заниматься каким-то делом, например, усердно делать свою работу или какую-то работу по дому, которая от Вас требуется, чтобы быть занятым и так пережить моменты атаки помыслами.

В помыслах нужно каяться. Особенно если какие-то помыслы к Вам приходят регулярно: это значит, что определенный вид греха начал в Вас укореняться или есть какая-то слабость, к которой грех может прицепиться внутри Вас. Чтобы этому противостать, нужно убрать из души крючок, на который помыслы цепляются. и лучшее средство для этого — регулярная исповедь. Из раза в раз исповедуйтесь в том, в чем грешите. Со временем, с советом священника поймете, почему не получается справиться, только будьте честны с собой. И начать, наверное, можно даже с этого: «Проблема в том, что, когда проскочит такой помысел с чувством, что кажется мне грешным и недопустимым, очень не хочется признавать это и смириться с этим и каяться. Хочется закрыть на это глаза и верить, что это ничего». Это чего, и еще как чего! И нужно все своими именами назвать, и называть столько раз, столько месяцев подряд, сколько это будет Вас мучить. Вы же рану промываете, до тех пор, пока не пройдет? И швы обрабатывают, пока не срастутся. И пол моют, пока не очистится. Так и с душой — омывать ее в таинстве исповеди до тех пор, пока не станет чистой от греха.

И не ищите себе оправдания, что и у святых помыслы были… Всех людей лукавый одолевает помыслами, вопрос в том, принимает их в себя человек или противостоит, лукавит ли, называя грех не грехом, или говорит открыто и честно: «Прости, Отче, я согрешил», — и кается и старается менять свое мировоззрение так, чтобы греху не было в нем места.

Что касается грехов других, думаю, очевидно, что называть грех грехом можно, чтобы определить, как себя вести. Осуждение — в том, что себя ставишь выше другого, а это разница между простой констатацией. Это поставление себя выше называется гордыня, отсюда и возникает такая страсть к осуждению: думаешь, будто имеешь право о другом судить. И я думаю, что, чтобы справиться с грехом, нужно обратить внимание на эту его причину.

Подробнее об этом мы писали в материалах

  • Осуждение: как с ним бороться
  • Осуждение должно быть под запретом
  • Как прекратить осуждать?
  • Не судите?
  • Да не судимы будете

Помоги Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Что такое осуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *