Что такое миропомазание в церкви? Таинство миропомазания — это дар Духа Святаго, вселение Духа Святого лично в человека. Подробнее об этом — в нашей статье!

Таинство Миропомазания

Таинство миропомазания

Чинопоследование Таинства Крещения плавно перетекает в последование Таинства Миропомазания. В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация.

В Таинстве Миропомазания происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. По внешней, видимой форме два эти события заметно отличаются: некогда, почти две тысячи лет назад, сошествие Святого Духа совершилось в образе схождения огненных языков; ныне же оно осуществляется через крестообразное помазание святым миром . И вместе с тем следует помнить: сегодня точно так же, в той же мере, в той же полноте, как и тогда в Иерусалиме, Святой Дух сходит на нас при совершении Миропомазания, освящая христианина, делая его вместилищем Своего благодатного огненного присутствия. Таинство Миропомазания – это личная Пятидесятница .

Принять дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание члена Церкви Христовой может только тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию. Миропомазание – это, с одной стороны, дар Духа Святаго, вселение Духа Святого лично в человека, а с другой – духовные благодатные дары, подающиеся как духовная пища. Любому младенцу для его физического роста необходима материальная пища. Для духовного же роста «новорожденного» христианина, возрожденного в крещальной купели человека, нужна духовная пища, действие благодати Божьей: насыщающей, вскармливающей,

Получаемый в Миропомазании Дар Святого Духа – это то, что не может принадлежать тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения.

История и чинопоследование Миропомазания

В древней Церкви Миропомазание внешне выглядело совсем не так, как сегодня. Апостолы начали возлагать на крестившихся руки – возложение рук и стало способом дарования Духа Святого. Впоследствии установилась практика низведения Духа через помазание миром (сложным освященным составом из различных ароматных веществ), которое освящалось предстоятелем Церкви; помимо всего прочего, такой обычай стал выражением идеи единства Церкви под священной богодарованной властью епископа.

В католической традиции Таинство Миропомазания (конфирмация) оказалось отделенным во времени от Таинства Крещения и совершается епископом над людьми, достигшими отроческого возраста (так называемого «возраста распознавания»). Следует заметить, что конфирмации здесь предшествует совершаемое священником своего рода предварительное помазание миром младенцев сразу после их Крещения; вместе с тем это помазание не считается Таинство м и в католической традиции представляет собой лишь залог будущего «взрослого» Миропомазания.

Известно, что, в отличие от запада, в православной восточной традиции помазание миром как Таинство уже в III веке совершалось сразу же после Крещения.

Миро – это сложный благовонный состав. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания.

Миро приготавливают епископы. В настоящее время в составе мира используется около сорока веществ. Раньше их было еще больше: так в 1691 году на Руси использовалось пятьдесят пять веществ. Туда входят: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки розы, фиалковый, пряный, калганный корни, мускатное, розовое, гвоздичное масла и т.д. Эти вещества заготавливаются на Крестопоклонной седмице Великого Поста. Они смешиваются и настаиваются. Затем на Страстной седмице осуществляется чин мироварения . Ныне миро варят в Малом соборе Донского монастыря. Мироварение происходит с понедельника по среду Страстной седмицы – при постоянном чтении Евангелия и постепенной добавке в миро различных веществ. Затем в Великий Четверг на Божественной Литургии в Патриаршем соборе миро освящается; при этом в него добавляется немного древнего мира, хранящегося на престоле, а в древнее миро добавляется новое. Таким образом, через это в Церкви также осуществляется преемственность передачи благодати от времен близких к апостольским и до наших дней.

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Этимология

Итак, что значит «конфирмация»? Это слово переводится с латинского как «упрочение», «утверждение» или «подтверждение». Иными словами, речь идёт о том, что принимается окончательное решение о каком-либо важном вопросе.

В военной сфере под конфирмацией понимается окончательное принятие решения по судебному делу. Иногда так называли сам приговор. В дореволюционной России существовало понятие конфирмации приговора. В этом случае речь шла о процедуре утверждения его высшим начальством.

В экономике этим словом называют процедуру принятия договора, когда одна из сторон полностью принимает условия, предлагаемые второй. Международное право использует понятие для характеристики процесса утверждения какого-либо документа высшим органом, к компетенции которого он относится.

Понятие конфирмации в религии

Это священнодействие в христианстве относится к таинствам. Это означает, что в этом случае человеку подаётся божественная благодать особым образом, тайно, то есть невидимо. Таинство знаменует собой встречу человека с Господом, которая открывает путь, позволяющий уподобиться Творцу, приблизиться к нему духовно. В христианстве считается, что священнодействия обладают чудесной преображающей силой, приближающей человека к Богу. Свершителем всех таинств является Господь, а священнослужитель выступает лишь проводником, своеобразным инструментом совершения Божьей воли.

Истоки конфирмации

Таинство конфирмации, или миропомазания, представляет собой получение печати Духа Святого, этого особого дара, который являет собой начало новой жизни, утверждающейся после крещения. Этот дар первые христиане получали через рукоположение от самих апостолов. С увеличением числа желающих принять священный дар таинство стало совершаться священниками.

В католичестве первоначально использовалось лишь возложение рук, и лишь в тринадцатом веке оно заменяется помазанием миром. Невзирая на некоторые изменения, которые произошли в форме обряда, право его совершения до настоящего времени принадлежит лишь епископам.

Различия в религиозном понимании

Конфирмация (это понятие, как уже отмечалось, встречается у христиан и являет собой таинство) совершается священнослужителем. Он произносит определенные молитвы с возлаганием рук на голову посвящаемого и помазыванием его миром. Конфирмация — это название, которое используется у католиков и протестантов. У православных таинство определяется словом «миропомазание».

Этимологические отличия отражают суть различий в правилах совершении обрядов. Их несколько. Первое — это период совершения. В православии миропомазание следует сразу же за крещением.

Конфирмация в католической церкви происходит позже, по достижении ребёнком сознательного возраста или, как говорят католики, «возраста понимания», когда человек уже может сделать сознательный выбор. Как правило, возраст этот начинается с семи лет, однако здесь нет жёстких установленных каноном рамок.

Второе — конфирмация у католиков требует специальной подготовки, которая проходит в виде занятий. Далее происходит что-то вроде экзамена на знание закона Божия. А потом епископ совершает само таинство.

У православных такой подготовительной практики нет, поскольку, как правило, миропомазание происходит в младенческом возрасте.

Также есть различие в том, кто совершает таинство. В католической традиции это епископ. В православии за ним сохранилось право приготовления мира для помазания. Как правило, его готовит либо Патриарх, либо епископ по его благословению. Саму процедуру таинства может совершать не только епископ, но и священник (иерей, протоиерей).

Католическая конфирмация

Внешне все этапы подготовки к таинству, его поведение и празднование представляют собой процедуру приобщения подростка к церкви. Это особый праздник в жизни католиков, который сдержанно празднуется всей семьёй. Предшествует таинству достаточно длительная подготовка, в ходе которой подросток учит молитвы, псалмы, фрагменты евангельских текстов.

Служба, на которой совершается конфирмация, не совмещается в мессой, а проходит в отдельное время. На ней, как правило, присутствуют близкие родственники и друзья. Иногда священнодействие проводится для нескольких семей сразу. Его совершает епископ. По совершению таинства помазанный получает особый документ, символизирующий его приобщение к церкви.

Прохождение таинства конфирмации у католиков торжественно празднуется. Здесь нет каких-то особых традиций. Все определяется желанием родителей сделать особенным этот день в памяти ребёнка, принявшего таинство.

Конфирмация в лютеранстве

Проводится, как и в католичестве, уже в более зрелом возрасте. С той лишь разницей, что здесь к ней допускаются к лица, достигшие 14 лет. В протестантизме конфирмация не относится к таинствам, а определяется как обряд, демонстрирующий сознательное исповедование человеком той веры, которую он принимает.

Процедура происходит подобно католической. Предшествует ей тщательная подготовка, которая предполагает изучение Писания, заучивание наизусть молитв, гимнов, отдельных фрагментов, истории протестантизма. Знания подростки демонстрируют на воскресной службе, на которой проходит процедура конфирмации. Этот обряд даёт возможность убедиться в том, человек исповедует учение той церкви, к которой он присоединяется.

После её прохождения вручается особый документ, который является именным. Здесь указывается дата рождения, крещения, место и время конфирмации. После совершения этого обряда следуют поздравления и особое празднование.

Что такое миропомазание?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *