Ни для кого не тайна, что пост налагает на нас, христиан, определенные ограничения. Особенно Великий пост. Но не все знают, в чем наибольшая строгость Великого поста. Это не ограничение в пище или развлечениях. Самое строгое ограничение, как гласит 49-е правило Лаодикийского собора IV века — «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». Что же тогда совершается в храме в эти дни? В будние дни Великого поста (святой Четыредесятницы) совершается служба, которую мы называем литургией Преждеосвященных Даров. На ней не совершается главного и Великого таинства литургии — Евхаристии. Что это за служба, рассказывает наш специальный фоторепортаж с первой в этот пост Преждеосвященной Литургии (среда первой седмицы).

Литургия Преждеосвященных Даров, конечно не в теперешнем своем виде, возникла в Антиохи в конце V — начале VI в., а в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенской Церкви. Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (VI в.) упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив (что именно — не известно) и установил ее совершение в Римской Церкви. Поэтому именно он поминается в заключительных словах (отпусте) этой литургии.

Совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, утверждено, чтобы не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии, и вместе с тем не лишать верующих таинственного общения с Господом.

Как же это возможно? Во время литургии Преждеосвященных даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей, полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на Престоле или (реже) на жертвеннике. Таким образом, во все будние дни Великого поста литургия Преждеосвященных Даров совершается в присутствии на престоле Святых Даров, в которых, невидимо присутствует Сам Христос Бог. Это Присутствие придает богослужению особую торжественность, несмотря на его строгость, обилие покаянных молитв и земных поклонов. (Пять раз за все время службы читается молитва Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.)

Очередь на первую за этот пост исповедь

Таинство Евхаристии, которое совершается на литургии, не входит в суточный круг богослужения. Этим подчеркивается его иная природа, не временная, а вечная. Евхаристия как бы вырывает нас из плена времени и обращает наше существо к вечности. Поэтому сочетание времени совершения литургии и времени служб суточного круга богослужений зависит от дня недели, церковного времени года, праздничного дня и т. д. Великим постом литургия Преждеосвященных Даров служится на вечерне. Почему?

Так как в Преждеосвященной литургии нет первой части полной литургии – проскомидии, нет чинопоследования Евхаристического канона (Святые Дары, освящены прежде — на предыдущей, полной литургии), нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров, то служба, казалось бы, должна получиться короткая. Но реально служба гораздо длиннее обычной — приблизительно 4 часа. На самом деле мы должны были бы чувствовать это еще острее. Преждеосвященная литургия совершается на вечерне, а раньше вечерня в эти дни совершалась в 3-4 часа пополудни, что бы чада церковные в дни Великого поста целый день пребывали в совершенном посте, и первый раз вкушали пищу после Причастия, то есть в 7 вечера. Назначение литургии на вечерне — это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет дни особого аскетического подвига.

Хотя сейчас и не постятся до вечера, но 4 часа утренней службы (с 7 утра до 12 дня) помогают нам хотя бы немного почувствовать напряженное ожидание литургии и Причастия Святых Христовых Тайн. Сейчас есть примеры возвращения к уставу, например в православных приходах Запада служат Преждеосвященную литургию вечером. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес постановление о благословении в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии преждеосвященных Даров, где правящий архиерей сочтет это полезным.

Итак.
Утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных, вечерня, и на вечерне — литургия Преждеосвященных Даров. Рядовой христианин, первый раз попавший на эту литургию, увидит много необычных для него моментов. Но, обо всем по порядку.
Церковные службы часов, которые занимают основное время великопостной будничной службы, освящают определенное время дня и связаны с важнейшими священными событиями Евангельской истории. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет свои особенности. В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», на каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами, за некоторыми исключениями, к каждому часу, в основном состоящему из чтения псалмов, прибавляется еще одна кафизма из Псалтири. Она называется рядовая. Из-за этих вставок время службы часов значительно увеличивается.

Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) вспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа. В отличии от обычных часов, на шестом часе положено чтение паримии (чтения из книг Ветхого Завета) из книги пророка Исаии.

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Чин Изобразительных — еще одна особенность порядка этой службы. Он как бы изображает литургию (отсюда его название). На литургии этот чин служится, только если она совершается на вечерне, или после вечерни. Начальная его часть содержит песнопения литургии, всем знакомые : «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», «Во Царствии Твоем…» Такое правило напоминает, что хотя это и вечерня, но вечерня не простая, а с литургией.


И вот кончились Изобразительны. Начинается вечерня. Узнаем мы об этом по возгласу. И вот кончились Изобразительны. Начинается вечрня. Узнаем мы об этом по возгласу. Но возглас этот будет не обычный, как на вечерне — «Востаните. Господи, благослови», а литургийный: «Благословенно Царство…». То есть мы не забываем, что на этой вечерне совершится Самое Важное — литургия и Причастие. Ответ на возглас будет для нас тоже непривычным.


Ради поста только один чтец отвечает «Аминь», и сразу же читает «Придите поклонимся…» и 103, так называемый предначинательный, псалом.


Священник, в это время читает перед Алтарем, стоя на солее Светильничные молитвы, Название этих молитв происходит от старинного названия самой вечерни — «светильночное»: это богослужение, на котором зажигают светильники, так как уже вечер и темнеет. У нас на приходах вечерня или «светильночное» служится с утра, а утреня, как правило, вечером.

Следующий момент службы — 18-я кафизма, обычная на вечерне, на сей раз точно обратит на себя наше внимание, так как на третьей Славе этой кафизмы все в храме опускаются на колени, а священники в Алтаре производят очень важное действие, сопровождающееся земными поклонами. Какое? На Преждеосвященной литургии в Чашу кладется Агнец, и наливается просто вино, которое не претворяется в Кровь Господню, Ею заранее на полной литургии напоен Сам Агнец. (Поэтому на Преждеосвященной литургии не причащают младенцев, которые еще не в состоянии проглотить твердую пищу. Это еще одна ее особенность.) И вот во время чтения 18-й кафизмы в Алтаре происходит следующее: во время первой Славы священник вынимает заранее освященного Агнца из дарохранительницы и полагает на дискосе (небольшое священное блюдо на особом подножии), во время второй Славы совершается каждение Престола, а во время третьей Славы переносят дискос с Агнцем с престола на жертвенник. «Кафизма» греческое слово, обозначающее «седален», то есть во время ее чтения можно сидеть. Но во время чтения 18 кафизмы на литургии преждеосвященных даров сидеть совершенно не уместно, а на третьей Славе надо даже встать на колени.

После чтения из Ветхого Завета, которое называется паремии, совершается особое действие, не имеющее аналогов в богослужениях других дней. Дьякон возглашает: «Повелите!»


Священник, взяв обеими руками кадило и подсвечник с зажженной свечой, стоит перед Престолом лицом к Нему и говорит: «Премудрость, прости» (стойте прямо, момент очень важный). Потом, обратясь на запад, то есть к народу: «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон. Этот момент так и называют — Повелите.

Знаменитая часть Преждеосвященной литургии — песнопение <i<«Да исправится=»» молитва=»» моя…»<=»» i=»»> Правильно это называть Великий прокимен. Певец в центре храма (иногда это трио) поет четыре разных стиха, а хор отвечает. И так 5 раз. По уставу эта пронзительная часть службы всегда именно так и должна исполняться. Чтец всегда должен пропевать Прокимен, но у нас его никогда не пропевают, а просто возглашают. И вот только в пост специально готовят и поют.</i<«Да>

Вход, во время которого с жертвенника на Престол переносится уже Агнец — хлеб, который преложился в Тело Христово. (На полной литургии переносятся еще не преложенные хлеб и вино, только лишь заготовленные для совершения таинства.)

Поется песнопение: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат», а далее необычное: «Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершенна дориносится», потому что входит Царь Славы, и Жертва тайная уже совершена («совершенна дориносится»). Дориносится, так как ее окружает невидимое небесное воинство, как воины с копьями (греч. слово дОро). Надо сказать, что весь строй вечерни с литургией Преждеосвященных Даров, составлен исходя именно из того факта, что на престоле присутствуют УЖЕ преложенные Святые Дары. Это место в службе, которое не передать словами. В глубокой тишине, все в храме коленопреклоненны, раздается только мерный звон кадила, которым сопровождают перенос Святого Агнца на престол.

После входа дьякон закрывает завесу (греч. «катапетасма») Царских врат наполовину. Это название завесы в Библии используется как завеса, отделявшая «святая святых» от других частей Иерусалимского храма (Лк.23:45). Сотканная руками Божией Матери завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф.27:51). По образному толкованию святителя Прокла, архиепископа Констанинопольского, не терпя страданий Христа, посвященный Господу храм «разодрал от скорби ризу свою».

После входа, на полной литургии должен бы быть Евхаристический канон. Но здесь его нет, поэтому сразу следует возглас: «Преждеосвященная Святая святым!» и хор поет: «Един свят…» Затем, после «Отче Наш», поется Причастный стих и все причащаются. Когда причащаются священники в Алтаре, завеса Царских врат закрыта полностью. Потом выносят Чашу, и, как всегда говорят: «Со страхом Божиим…». А хор отвечает не то, что обычно, он отвечает стихом из 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время…» Затем причащаются миряне. Очень необычен для нас причастный стих, то есть то, что поется во время причастия. На полной литургии мы слышим: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите», а на литургии Преждеосвященных Даров: «Вкусите и видете, яко благ Господь». Если вспомнить, что вся служба исполнена покаяния и сокрушения о нашей немощи, становится ясен глубокий смысл этих слов. Они, как бы, напоминают нам, что несмотря на все наше несовершенство, мы, недостойные, по благости Божией, все-таки приступаем к Причастию.

И, наконец, отпуст, то есть заключительные слова. Интересно, что отпуст этой службы, как у вечерни. Так Церковь не забывает, что литургия Преждеосвященных Даров служится на вечерне.

Мы воспринимаем Преждеосвященную литургию в среду и в пятницу первой недели великого поста, как нечто необычное. На самом деле, в любой будний день Святой Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Все зависит от устава: у нас, по Иерусалимскому уставу, служат преждеосвященную литургию в среду и пятницу. А вот полная литургия в будний день может совершаться только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он попадает на будний день Великого поста.

Итак, литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу каждой недели Великого поста, а также: в четверг пятой седмицы (недели) Великого поста; в день Обретения главы Иоанна Предтечи; в день Сорока мучеников Севастийских; в день храмового святого; и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Текст фото: Ирина СЕЧИНА

При написании были использованы: учебник Красовицкой М. С. «Литургика», Митрополит Вениамин (Федченков) «Строй православного богослужения»

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Причастие без Литургии

Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.

В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, – больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.

Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось.

Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.

Причастие в будни. Зачем?

«А зачем? — спросите Вы. — Разве мало нам причаститься в воскресенье Великого поста? Хоть каждое воскресенье! Зачем так часто?»

Ответ непрост и прост одновременно. Прост, потому что известно, что причащение – центр жизни христианина.

Об этом вспоминает в одном из писем св. Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет».

А непросто, потому что уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко – раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю.

Но понимаем мы причащение сегодня не как актуализацию нашего пребывания в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому причащаюсь как можно чаще), а как средство личного освящения, оздоровления духовного и телесного.

Фото Санкт-Петербургской Духовной академии, spbpda/www.flickr.com

Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:
«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: «Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

Впрочем, не на пустом месте появился такой обычай и в нем есть разумное зерно. Причащение никогда не было доступно всем, приходящим в храм, а только верным, стремящимся открыто жить по заповедям Божиим. До причащения не допускались кающиеся в тяжелых грехах, пропускающие молитву в храме более трех воскресений подряд и т.п. Стремление хотя бы изредка ощутить себя верным, не заглушать голос совести, обличающий нас совсем не в христианском образе жизни, побуждает и добровольно отказываться от ежедневного причащения как символа нашего истового стремления к безупречной перед Богом жизни.

В общем, сложно всё и главное – никого не осуждать и не смущаться, а когда душа позовет нас в будний день в храм ко причащению, встать пораньше и прохладным весенним утром пойти по улицам просыпающегося города в церковь.

В церкви полумрак, паникадила не зажигаются в знак великопостной сдержанности, покаяния. Горят немногочисленные свечи, лампады. Народа, как правило, мало, если это не центральный монастырь или не праздничный день.

Священники в темных, обычно даже в черных ризах, изредка выходят из алтаря, на клиросе много и долго поют, и читают. Но что и о чем – отдельный разговор.

Последование Литургии Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов – кафизмы, завершающиеся славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»

После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает нас помолиться, а в алтаре священник ставит св. Дары на раскрытый плат с мощами мучеников — антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит св. Дары с престола на жертвенник.

Во многих храмах в этот момент звенят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.

После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется «Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песнопения, соответствующие дню церковного календаря. Диакон кадит весь храм.

Во время пения последней стихиры открываются центральные двери в иконостасе – Царские врата, и духовенство совершает малый Вход с кадилом и свечами (иногда читается Евангелие, поэтому могут вынести и его).

Фото Санкт-Петербургской Духовной академии, spbpda/www.flickr.com

Диакон возглашает «Премудрость, прости!», что в переводе с церковнославянского означает «Выпрямившись, внимайте Премудрости (Божией)!» а хор поёт древний гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу.

Далее царские врата закрывают, и следует пение и чтение отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета – прокимнов и паримий. Перед началом второй паримии снова открываются врата, священник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и крестообразно благословляет народ со словами: «Свет Христов просвещает всех”. В этот момент по традиции положено преклонить колена.

По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие тоже преклоняют колена.

«Да исправится молитва моя» музыка П. Г. Чеснокова

Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.

Затем читаются обычные ектении литургии с усиленным молением о тех, кто готовится ко Крещению, – об оглашенных. Это отголосок древней традиции крестить принимающих христианство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Великого поста.

Священник в это время тихо молится в алтаре:

… око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убоотрятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию.

… да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.

Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:

… се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

… Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня.
Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина.

После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины.

Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:

… освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем… да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни… и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими…

… освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим…, сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней… и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими…

Диакон выходит из алтаря читать просительную ектению о наших духовных нуждах и оставлении грехов, после чего хор очень простым напевом поет молитву Господню «Отче наш». Вскоре священник возглашает «Преждеосвященная Святая Святым» после чего причащается сам и после выходит причастить народ.

После причащения читается особая великопостная заамвонная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря,

Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…

Потом обычными молитвами и многолетиями священник благословляет всех на выход из храма.

Всё.

Спор о причащении младенцев

Надо еще сказать, что в Русской Церкви за литургией Преждеосвященных даров не принято причащать младенцев, которых причащают за полной литургией только Кровью Христовой.

Аргумент такой — Поскольку над вином не читалась освятительная молитва, оно не является Кровью Христовой, поэтому и младенцев причащать нечем.

Но полезно отметить, что традиция эта не повсеместная, не православного происхождения и по церковным меркам относительно недавняя. Лишь с XVII века в наших служебниках благодаря латинскому влиянию появляются примечания с подобными запретами, потому что средневековая схоластика не могла вместить византийской литургической свободы. Нет формулы освящения – значит, нет освящения – думали тогда люди с сознанием, отформатированным католическим богословием.

А в греческой Церкви до сих пор вино в Чаше после того, как в него священник кладет часть Освященного Хлеба – Тела Христова, почитается Кровью Христовой, поскольку считается, что оно через это освящается.

Об этом еще в XV веке писал св. Симеон Солунский: «…В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши… Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию».

Так что если Вам надо причастить в будний день Великого поста младенца — это уже на усмотрение служащего священника. Если он почитает вселенские общеправославные традиции – то причастит. Если считает необходимым придерживаться буквы служебника – нет.

В любом случае, главное хранить в душе мир и помнить – в храм нас зовет Господь, и приходим мы к Нему, а не просто заходим посмотреть на священников, посоветоваться с ними.

Главное жить так, чтобы слова апостола Павла были не просто словами, а рвущимся из глубины души преображающим признанием:

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *