Многие люди в радостные или трудные минуты жизни обращаются к святым. Православные высоко чтят Николая Угодника, поскольку считается, что он не отказывает никому и помогает как в просьбах о здоровье, так и в других делах. Акафист Николаю Миру Ликийскому (Чудотворцу) – одна из самых сильных молитв, но читать ее нужно от сердца, с истиной верой, не менее 40 дней.

Некоторые факты биографии святого Николая угодника

Святой появился на свет в 270 г. в Малой Азии. Родители маленького Николая были обеспеченными людьми, но вместе с тем свято чтили Христа и занимались благотворительностью. Родители отвели Николая в церковь и следили, чтобы он с детства полностью посвящал себя вере. Святитель посещал школу при храме и, повзрослев, стал чтецом молитв, а затем и священником при его дяде епископе Николае Патарском. Николая Патарского и Николая Угодника часто путают. Однако статус Чудотворца получил только племянник.



Родители Святителя нажили достаточно крупные богатства, но Чудотворец ими не пользовался и отдал бедным. Еще в юношестве он стал епископом в Мире. Сегодня городок находится в Анталии и носит название Демре. В городке есть маленькая церковь, которая расписана иконами Николая Чудотворца. В качестве епископа Николай прославился многими чудесами. Его любили люди за доброту и справедливость. Мирянами Николай был назван непримиримым борцом с язычеством. Всю жизнь он защищал христианство.

Николай учился в Александрии, и его имя уже с тех времен увенчано легендами:

  • по одной из них Николай в Мире воскресил моряка, который сорвался с корабля;
  • по второй – спас моряка по пути домой и по прибытии разместил его в церкви;
  • по третьей легенде свт. Николай помог девушкам, подбросив им в дом мешок с золотом, чтобы обеспечить им приданое. После этого отец удачно выдал девушек замуж.

Николаю начали поклоняться еще при его жизни, после смерти Чудотворец был возведен статус святых.

Среди его чудес следующие:

  • спасение города Миры от голода с помощью сильной молитвы Христу;
  • помощь тонущему кораблю;
  • излечение от тяжелых болезней;
  • освобождение из заключения несправедливо осужденных.

Прежде мощи покоились в церкви города Миры. Было замечено, что они мираточили и исцеляли тех, кто к ним прикасался. Чуть позже мощи были переданы в церковь святого Стефана в Италии, где находятся и сегодня.

Сегодня Чудотворцу посвящено очень много храмов и различных монастырей. Во имя него крестят детей.

Сегодня существует два иконографических вида Чудотворца: ростовой и поясной. В полный рост святой изображается достаточно редко. При этом в правой руке он держит благословляющую десницу, а в левой раскрытое Евангелие. Если икона поясная, то Чудотворец держит в левой руке закрытое Евангелие. Самой древней иконой на сегодняшний день является икона конца 12 века, привезенная Иваном Грозным из Великого Новгорода в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Сегодня данная икона висит в Третьяковской галерее.

Раньше имели место и иконы, где святой изображался в различных сценах жизни. Большинство таких икон сейчас также располагается в Третьяковской галерее. В целом, практически каждая российская церковь имеет икону Николая Чудотворца. По мнению верующих, именно Николай Чудотворец является самым сильным святым, которому можно обратиться с просьбой о заступничестве. В мире Николая Чудотворца приравнивают к Санта Клаусу (Санта-Клаус переводится как Святой Клаус (св. Николай). По католическому преданию мешок, который Николай Чудотворец бросил в окно девушкам, оказался в чулке. Отсюда и пошел обычай оставлять у камина чулки или носки для того, чтобы Санта-Клаус мог положить туда подарок.

История происхождения

Акафист Николаю означает гимн, восхваляющий святого. Сам жанр был создан в Византии. В первом акафисте восхвалялась Богородица, затем были созданы хвалебные песнопения различным святым.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341-1349) и Филофея Коккина (1353-1354). На основании первых песнопений патриархом Исидором был создан конечный вариант гимна Николаю Чудотворцу. Интересно композиционное построение. Так, в структуру включается:

  • зачин (кукулий);
  • 12 больших строф;
  • 12 малых строф.

Строфы носят название икосов. Короткие называются кондаками (заканчиваются словами «Аллилуйя»). Длинные содержат херетизмы (приветствия – «радуйся»). Если посмотреть на акафист Чудотворцу, то можно увидеть все составные части.

Канон – крупная форма

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.

Многозначность «канона»

Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.

Акафист

Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста. Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога. Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.

Пришли из истории

Сами слова эти пришли из греческого языка.

«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.

«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.

Собор Александра Невского в центре Софии

На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.

Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.

Покаянный Канон святого Андрея Критского

Он является самым большим произведением такого жанра:

  • Возникновение его связано с жизнью и деятельностью преподобного Андрея Критского, создавшего его как новую священную форму песнопения;
  • Произошло это в результате преобразования молитвенных текстов, именуемых тропарями, которые пели параллельно с ветхозаветными псалмами и гимнами;
  • Святитель сделал их самостоятельными частями богослужения. Постепенно они приняли образ, связанный уже с Новым заветом, в результате чего и появился канон, состоящий из разнообразных тематических циклов тропарей;
  • Сначала их присоединяли к старым 9-ти песням на основе Священного Писания, а когда прежние формы отмерли, оставшиеся каноны стали содержать в своей структуре песни, максимальное количество которых и составило ту же самую цифру;
  • Самым полным является Канон святого Андрея Критского. В его основе лежит не просто стремление формально вымолить у Бога прощения, но духовно исцелиться и очиститься с его помощью от своей греховности.

Поют его дважды во время Великого Поста. Он имеет 9 песен, и в каждой из них до 30 тропарей.

Посещая храм, многие заказывают молебен, но не все знают, что такое акафист, который также можно выбрать для исполнения во имя любого святого. Данной статьей мы постарались это объяснить.

Как правильно читать

Как свидетельствуют епископы, молитва должна произноситься от сердца. При этом не важно, где она читается: дома перед иконой или непосредственно в церкви. Мало быть человеком, который просто ходит в церковь или читать соответствующую литературу, необходимо свято верить в силу молитвы Чудотворцу. Перед тем, как приступить к хвалебному пению необходимо прочитать вечернюю и утреннюю молитвы, что позволяет настроиться на чтение песни. Стоит помнить, что молитва и акафист – обращение к святым, а не магический обряд. Завершают чтение акафиста молитвой ангелу Хранителю.

При обращении к святому существуют правила:

  1. Акафист читается 40 дней. Читать молитву нужно без перерыва. Если был допущен перерыв, то необходимо начинать отчет сначала. Продолжать с прежнего дня нельзя.
  2. Молиться лучше всего перед образом Чудотворца в церкви с зажженной свечой в руках.
  3. Если молитва производится дома, то читать её нужно также перед иконой, разместившись там, где ничего не отвлекает от чтения. Желательно иметь тихий угол без компьютеров, телевизора и прочих технических средств. Лучше, если икона располагается на востоке.
  4. Все 40 дней, в которые читаются молитвы, необходимо избегать нечистых мыслей, сквернословия и распущенного поведения. Только в этом случае молитва будет услышана святым.
  5. Молитву можно читать только во всем чистом, предварительно вымывшись.
  6. Перед молитвой необходимо простить всех недоброжелателей.
  7. При чтении необходимо думать именно о молитве и об обращении к святому, отбросив прочие мысли.
  8. Желательно выучить текст молитвы, но если это не представляется возможным, то можно читать с опорой на бумагу. Но также допускается и свободное обращение к святому.
  9. Все слова, обращенные к святому, необходимо читать не менее трех раз: первый раз – про себя, второй – шёпотом, третий – в полный голос;

Перед обращением нужно сформулировать свое желание. Оно не должно вредить другим людям, однако молиться можно не только за себя. Можно просить здоровья родным и близким, успеха в делах или безопасной поездки. Чем четче и благочестивее сформулировано желание, тем быстрее оно исполнится.

Акафист читают в следующих случаях:

  • при лечении от серьезных болезней;
  • при душевных травмах;
  • для упокоения души умершего человека;
  • если не может разрешиться сложная проблема, например, квартирный вопрос;
  • если человек долго не может создать семью;
  • если дети постоянно болеют;
  • если умер близкий человек;
  • если материальное положение не улучшается, несмотря на все усилия.

Акафист поможет в каждом из случаев, если он спет по правилам. Конечно, наибольшую силу имеют молитвы, прочтенные в особые дни. Например, в день рождения святого или в дату перенесения его мощей. В случае с Николаем наиболее сильной датой считается 22 мая. Однако и прочие дни являются удачными при произнесении молитвы с соблюдением правил.

День рождения Николая 11 августа. Этот день по календарю также отмечается в церкви. Именно здесь читают акафисты Николаю чудотворцу, идут богослужения.

После прочтения сорокадневного акафиста Николай обязательно услышит молитвы. Многие отмечают, что чудеса начинают происходить гораздо раньше, а некоторые свидетельствуют, что их жизнь никак не изменилась после прочтения. Дело в том, что Николай дает только то, что действительно принесет человеку облегчение. Если ситуация не изменилась, значит так будет лучше. Молитва читается 40 дней, потому что именно столько дней Господь соблюдал пост, до того как сказал проповедное слово и именно столько дней находился с людьми после воскрешения. Именно поэтому христиане считают число 40 чем-то совершенным и законченным.

Часто возникают сомнения о возможности прочтения молитвы в течение 40 дней. Однако это не так сложно, даже несмотря на большое количество дел. Разделы акафиста небольшие, а духовная поддержка, получаемая от чтения молитв ощутима даже с первых дней чтения. Если есть возможность перед началом акафиста исповедаться, то лучше это сделать. При этом женщины могут прийти в среду, пятницу или субботу, а для мужчин более благоприятны – понедельник, вторник, четверг. Перед молитвой нужно прочувствовать гармонию духа и тела, читать молитву тихим голосом либо мысленно.

Как молиться Святому Николаю о помощи в работе

Первое, о чем нужно знать молящемуся – чтение стихов не является обрядом и не может стать чудом. Пока сам человек не захочет изменить жизнь к лучшему, Святой ничего не сможет сделать. Обращаясь к Николаю Чудотворцу, нужно просить о помощи, не обвиняя никого в своих неудачах. Так, желаемого не принесет молитва, если в уме у человека злость, зависть к более удачливому соседу, сопернику.

Молитва Святому о помощи в работе

Читают молитву тихо или шепотом вместе с утренним правилом. Перед нею лучше прочесть «Отче Наш», а завершить молитву благодарностью Николаю Чудотворцу.

Акафист Николаю Чудотворцу – читать 40 дней подряд

Многие задаются вопросом – почему именно 40 дней? Цифра выбрана не случайно, поскольку 40 в православии обозначает полноту души, совершенство. Например, Моисей пробыл на горе Синай 40 дней. Именно Моисею Господь передал скрижали с 10 заповедями и святой изучал их, просил у Господа вразумения. Евреи блуждали по пустыне 40 лет и только потом пришли в Землю Обетованную.

Акафист Николаю Чудотворцу можно читать по бумаге или наизусть. Порядок чтения такой:

Сначала Кондак 1 и Икос 1:

Кондак и Икос акафиста Николаю Чудотворцу

Затем Кондак 2, Икос 2:

Текст акафиста Николаю Чудотворцу

Кондак 3 и Икос 3 читают сразу после предыдущих молитв:

Чтение должно быть вдумчивым и внимательным

Кондак 4, Икос 4 продолжают молитвенное чтение:

При чтении молитв христианин может делать небольшую передышку

Кондак 5, Икос 5:

Читать можно стоя перед иконой на коленях

Кондак 6, Икос 6:

Чтение должно быть размеренным без суеты

Кондак 7, Икос 7:

Акафист передает жизнеописание Святого

Кондак 8, Икос 8:

Каждый стих является важным, пропускать их нельзя

Кондак 9, Икос 9:

Просьбы к Святому помогут пережить самые сложные моменты в жизни

Кондак 10, Икос 10:

В начале чтения акафиста перед иконой зажигают лампаду и оставляют гореть все 40 дней

Кондак 11, Икос 11:

Акафист можно читать в храме

Кондак 12, Икос 12:

Слова молитвы проговаривают четко без спешки

Кондак 13 читают трижды:

После каждого чтения кондака крестятся

Икос 1, Кондак 1 завершают акафист:

После чтения Икоса крестятся и после чтения Кондака крестятся

Затем читают две молитвы благодарности Святому Николаю Чудотворцу:

Молитвы благодарности за покровительство и помощь

Акафист у мощей Николая Чудотворца

Молитвы Святому возносят в городе Бари (Италия), куда были перенесены мощи Николая Чудотворца после разграбления святилища в Турции. В Мир Ликийских мощи хранились вплоть до XI века, но сегодня от храма в Мирах не осталось ни одной целой стены, да и сам город перешел под власть турецкого султана, теперь его называют Демре. В период завоевательных войн сельджуков жители Бари похлопотали о перевозке мощей Святого к ним. Под покровом темноты 62 барийца выкрали и вывезли останки на волах и с огромным сбережением доставили в Бари. С тех пор Святой Николай считается покровителем города.

Ежегодно паломники стекаются в базилику Святого Николая в старом городе. Мощи лежат в каменном склепе под самым престолом и заглублены на 2,5-3 м. Для русских христиан проводят богослужения в Русском Подворье, выстроенном рядом с базиликой. Чтобы поклониться святым мощам в самой базилике, нужно попасть в нее во вторник или четверг с июня по октябрь. Акафист перед мощами читают полностью, не пропуская ни одного стиха.

Молитва в дополнение к акафисту перед мощами Николая Чудотворца

Что такое акафист и когда его читают?

Если коротко, то акафист – это хвалебный гимн Богородице, Господу и его святым:

  1. Его читают только стоя, недаром дословный перевод с греческого это и обозначает, поэтому его именуют еще «неседальной песнью». Всего их 25 (по числу букв в греческом алфавите): 13 хвалебных (кондаков) и 12 пространных, объясняющих суть события (икосов);
  2. Церковным уставом не предусмотрено обязательное пение акафистов в храмах, а во время Великого Поста это вообще запрещено всем, за исключением Похвалы Богородице и Страстям Господним – в определенные дни. В остальное время года исполнение разрешается. Обычно это делают стоя напротив иконы Всевышнего, Богоматери или прославляемого святого, а также того, у которого просят помощи или защиты;
  3. По большому счету, акафист является молитвой, причем в большей мере келейной, домашней. Если у вас отсутствует необходимая икона, то его можно прочитать и в храме или просто стоя лицом на восток. Желательно знать, с какой просьбой лучше обращаться к тому или иному святому угоднику.

Следует прочитывать его сразу полностью и по благословению духовника.

Кто пишет тексты для акафистников?

Это – сборник текстов песен, прославляющих Бога, его Матерь и святых:

  • Первый такой хвалебный гимн, названный Великим Акафистом, во имя Богородицы, написал святой Роман Сладкопевец, однако существуют и другие мнения, причисляющие к авторам Георгия Писиду и патриарха Сергия Константинопольского. Ориентировочное время появления – 626 год;
  • В России они стали очень популярны с 18 века. Авторами их были не только священнослужители разного ранга, но и миряне: как мужчины, так и женщины. Пишутся они по традиции на церковнославянском языке;
  • Теоретически написать их может любой человек, обладающий знаниями в области истории, владеющий языком написания, знанием богословских традиций стихосложения подобных произведений и, разумеется, обладающий талантом поэта;
  • В настоящее время церковью рассматривается необходимость утверждения новых текстов ее Высшим руководством, так как данные песнопения стали очень распространены в храмах.

При чтении акафиста соблюдается последовательность произнесения разных видов песен и молитв.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют «великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это — 13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв. Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в Триоди Постной. Его поют только один раз в году. Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста».

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода «Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга «Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5—ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще. Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

История хвалебной песни Матери Божьей – заступнице Константинополя

В Уставе церкви предусмотрено исполнение только одного типа акафиста – Великого:

  • Он был посвящен Богородице и написан во времена правления византийского императора Ираклия в первой четверти 7-го века по случаю чудесного освобождения города от осады врагов, где она была защитницей и покровительницей горожан. После победы на воротах было написано ее изображение и сочинен Великий Акафист «Взбранной Воеводе…»;
  • Он исполняется ежегодно только в Великий Пост (в Субботу Акафиста), и именуют его Похвалой Богородице;
  • Поначалу этот термин обозначал название конкретного произведения, но впоследствии в России им стали называть все поэтические хвалебные церковные в песни, то есть он стал обозначать литературный жанр. Сложилась традиция сочинять акафисты в честь каждого святого (в том числе и новых), что, однако, не сделало их изложение в целом достойным первого (классического) акафиста. Так считает известный богослов Киприан (Керн).

Данная тема развита и в рассказе А.П. Чехова «Святою ночью».

Состав и тексты на русском языке

Акафист Чудотворцу полностью соответствует всем требованиям к акафистам. Он состоит из 13 хвалебных песен – кондаков и из 12 пространных песен (икосов). Акафист отличается от молитв Чудотворцу. Он больше по объему и сильнее энергетически.

Именно поэтому верущими принято читать песни в главные дни памяти Николая, а также в часы особой радости или отчаяния.

Текст акафиста:

Кондак 1

Воз­бра́н­ный Чу­до­тво́р­че и из­ря́д­ный уго́д­ни­че Хрис­то́в, ми́­ру все­му́ ис­то­ча́­яй мно­го­це́н­ное ми́­лос­ти ми́­ро и не­ис­чер­па́е­мое чу­де́с мо́ре, вос­хва­ля́ю тя лю­бо́­вию, свя­ти́­те­лю Нико́лае; ты же, я́ко име́яй дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, от вся́­ких мя бед сво­боди́, да зо­ву́ ти:

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Икос 1

А́н­ге­ла о́б­ра­зом, зем­на́­го су́­ща естество́м, яви́ те­бе́ всея́ тва́­ри Созда́тель: благопло́дную бо доб­ро́­ту ду­ши́ твоея́ прови́дев, пре­бла­же́н­не Нико́лае, нау­чи́ всех вопи́ти те­бе́ си́­це:

Ра́­дуй­ся, от утро́бы ма́терния очище́нный; ра́­дуй­ся, да́же до кон­ца́ освя­ще́н­ный.

Ра́­дуй­ся, рожде́нием сво­и́м роди́телей удиви́вый; ра́­дуй­ся, си́­лу ду­ше́в­ную а́бие по рождестве́ яви́­вый.

Ра́­дуй­ся, са́­де зем­ли́ обетова́ния; ра́­дуй­ся, цве́­те Бо­же́ст­вен­на­го сажде́ния.

Ра́­дуй­ся, лозо́ доброде́тельная виногра́да Хри­сто́­ва; ра́­дуй­ся, дре́­во чудото́чное рая́ Иису́сова.

Ра́­дуй­ся, кри́не ра́йскаго прозябе́ния; ра́­дуй­ся, ми́­ро Хри­сто́­ва благоуха́ния.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю отго́нится ры­да́­ние; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю прино́сится ра́­до­ва­ние.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 2

Ви́­дя­ще тво­и́х мир излия́ние, Бо­го­му́д­ре, просвеща́емся душа́ми и телесы́, ди́в­на­го тя мирото́чца живоно́сна, Нико́лае, разуме́юще: чу­де­сы́ бо, я́ко вода́ми, бла­го­да́­тию Бо́­жиею излива́ющимися, напая́еши ве́р­но во­пию́­щих Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум не­ура­зу­ме́н­ный вра­зум­ля́я о Свя­те́й Тро́­ице, был еси́ в Нике́и со свя­ты́­ми отцы́ по­бо́р­ник испове́дания пра­во­сла́вныя ве́­ры: ра́вна бо Отцу́ Сы́­на испове́дал еси́, соприсносу́щна и сопресто́льна, А́рия же безу́мнаго обличи́л еси́. Се­го́ ра́­ди ве́рнии научи́шася вос­пе­ва́­ти те­бе́:

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий бла­го­че́с­тия сто́л­пе; ра́­дуй­ся, ве́р­ных прибе́жища гра́­де.

Ра́­дуй­ся, тве́р­дое Пра­во­сла́­вия укреп­ле́­ние; ра́­дуй­ся, чест­но́е Пре­свя­ты́я Тро́ицы носи́ло и похвале́ние.

Ра́­дуй­ся, Отцу́ равноче́стна Сы́­на пропове́давый; ра́­дуй­ся, А́рия возбеси́вшагося от Собо́ра свя­ты́х отгна́вый.

Ра́­дуй­ся, о́т­че, отце́в сла́вная кра­со­то́; ра́­дуй­ся, всех богому́дрых прему́драя добро́то.

Ра́­дуй­ся, о́гненная словеса́ испуща́яй; ра́­дуй­ся, до́б­ре ста́­до свое́ на­став­ля́яй.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю ве́­ра утвержда́ется; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю е́ресь низлага́ется.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 3

Си́­лою, да́н­ною ти свы́­ше, слезу́ вся́­ку отъя́л еси́ от ли­ца́ лю́­те стра́ждущих, богоно́сне о́т­че Нико́лае: а́лчущим бо яви́л­ся еси́ корми́тель, в пучи́не морсте́й су́­щим из­ря́д­ный прави́тель, не­ду́­гую­щим ис­це­ле́­ние и всем всяк помо́щник по­ка­за́л­ся еси́, во­пию́­щим Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 3

Име́яше вои́стину, о́т­че Нико́лае, с Не­бе­се́ песнь те­бе́ воспева́ема бы­ти, а не от зем­ли́: ка́­ко бо кто от че­ло­ве́к возмо́жет твоея́ свя­ты́­ни ве­ли́­чия пропове́дати? Но мы, лю­бо́­вию твое́ю побежда́еми, во­пи­е́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, о́б­ра­зе а́гнцев и па́стырей; ра́­дуй­ся, свято́е очисти́лище нра́вов.

Ра́­дуй­ся, доб­ро­де́­те­лей ве­ли́­ких вмес­ти́­ли­ще; ра́­дуй­ся, свя­ты́­ни чи́с­тое и чест­но́е жи­ли́­ще.

Ра́­дуй­ся, све­ти́ль­ни­че все­све́т­лый и вселюби́мый; ра́­дуй­ся, све́­те златоза́рный и не­по­ро́ч­ный.

Ра́­дуй­ся, до­сто́й­ный А́н­ге­лов со­бе­се́д­ни­че; ра́­дуй­ся, до́б­рый че­ло­ве́­ков на­ста́в­ни­че.

Ра́­дуй­ся, пра́­ви­ло ве́­ры благочести́выя; ра́­дуй­ся, о́б­ра­зе кро́­тос­ти ду­хо́в­ныя.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от страс­те́й те­ле́с­ных избавля́емся; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю сла́достей духо́вных исполня́емся.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 4

Бу́ря недоуме́ния смуща́ет ми ум, ка́­ко досто́йно есть пе́­ти чу­де­са́ твоя́, блаже́нне Нико́лае? Ни­кто́­же бо мо́­жет я исчести́, а́ще бы и мно́ги язы́ки име́л и гла­го́­ла­ти восхоте́л; но мы, ди́в­но Бо́­гу в те­бе́ прославля́ющемуся, дерза́ем вос­пе­ва́­ти: Алли­лу́иа.

Икос 4

Слы́шаша, бо­го­му́д­ре Нико́лае, бли́жнии и да́льнии ве­ли́­чие чу­де́с тво­и́х, я́ко по возду́ху ле́гкими благода́тными крила́ми навы́кл еси́ су́­щих в бе­да́х предваря́ти, ско́ро от тех избавля́я всех, во­пию́­щих к те­бе́ та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, из­бав­ле́­ние от пе­ча́­ли; ра́­дуй­ся, подая́ние бла­го­да́­ти.

Ра́­дуй­ся, неча́емых зол прогони́телю; ра́­дуй­ся, жела́емых бла­ги́х на­са­ди́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, ско́­рый уте́­ши­те­лю в беде́ су́­щих; ра́­дуй­ся, стра́шный наказа́телю оби́дящих.

Ра́­дуй­ся, чу­де́с пучи́но, Бо́­гом излия́нная; ра́­дуй­ся, зако́на Хри­сто́­ва скрижа́ли, Бо́­гом пи́санныя.

Ра́­дуй­ся, кре́п­кое па́дающих возведе́ние; ра́­дуй­ся, пра́во стоя́щих утвер­жде́­ние.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю вся­кая лесть обнажа́ется; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю вся­кая и́стина сбыва́ется.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 5

Бо­го­те́ч­ная звез­да́ яви́л­ся еси́, наставля́я по мо́­рю пла́­ваю­щих лю́­те, и́м­же смерть предстоя́ше вско́ре иногда́, а́ще не бы ты предста́л еси́ при­зы­ва́­ющим тя в по́­мощь, Чу­до­тво́р­че свя­ты́й Нико́лае; уже́ бо несты́дно бесо́м лета́ющим и погрузи́ти корабли́ хотя́щим запрети́в, отгна́л еси́ их, ве́р­ныя же научи́л еси́ спаса́ющему то­бо́ю Бо́­гу взыва́ти: Алли­лу́иа.

Икос 5

Ви́деша отрокови́цы, на брак скве́рный ни­ще­ты́ ра́­ди угото́ванныя, вели́кое твое́ к ни́щим ми­ло­се́р­дие, пре­бла­же́н­не о́т­че Нико́лае, ег­да́ ста́рцу роди́телю их но́щию узельцы́ три зла́та тая́ся пода́л еси́, самаго́ со дще́рьми избавля́я от паде́ния грехо́внаго. Того́ ра́­ди слы́­ши­ши от всех си́­це:

Ра́­дуй­ся, ми́­лос­ти превели́кия со­кро́­ви­ще; ра́­дуй­ся, про­мыш­ле́­ния о лю́­дех при­я́те­ли­ще.

Ра́­дуй­ся, пи́­ще и от­ра́­до к те­бе́ при­бе­га́ю­щих; ра́­дуй­ся, хле́­бе неснеда́емый а́лчущих.

Ра́­дуй­ся, бо­га́т­ство, бе́дне живу́щим на зем­ли́, Бо́­гом да́нное; ра́­дуй­ся, воздви́жение ско́­рое убо́­гих.

Ра́­дуй­ся, бы́ст­рое ни́­щих услы́­ша­ние; ра́­дуй­ся, скор­бя́­щих прия́тное попече́ние.

Ра́­дуй­ся, трие́х дев не­по­ро́ч­ный невести́телю; ра́­дуй­ся, чис­то­ты́ усе́рдный хра­ни́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, не­на­де́ж­ных на­де́я­ние; ра́­дуй­ся, всего́ ми́­ра наслажде́ние.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 6

Пропове́дует мир весь те­бе́, пре­бла­же́н­не Нико́лае, ско́­ра­го в бе­да́х за­сту́п­ни­ка: я́ко мно́гажды во еди́нем часе́, по зем­ли́ путеше́ствующим и по мо́­рю пла́вающим, предваря́я, посо́бствуеши, ку́п­но всех от злых сохраня́я, во­пию́­щих к Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ свет жи­во́т­ный, из­бав­ле́­ние нося́ воево́дам,непра́ведную смерть прия́ти иму́­щим, те­бе́, до́б­рый па́­сты­рю Нико́лае, при­зы­ва́­ющим, ег­да́ вско́ре я́вль­ся во сне царе́ви, устраши́л еси́ его́, сих же неврежде́нных отпусти́ти повеле́л еси́. Се­го́ ра́­ди с ни́­ми ку́п­но и мы бла­го­да́р­ствен­но во­пи­е́м ти:

Ра́­дуй­ся, усе́рд­но при­зы­ва́­ющим тя по­мо­га́­яй; ра́­дуй­ся, от непра́веднаго убие́ния избавля́яй.

Ра́­дуй­ся, от ле́стныя сохраня́яй клеветы́; ра́­дуй­ся, непра́ведныя разруша́яй сове́ты.

Ра́­дуй­ся, растерза́яй лжу я́ко пау­чи́­ну; ра́­дуй­ся, возноша́яй сла́вно и́с­ти­ну.

Ра́­дуй­ся, непови́нных от уз разреше́ние; ра́­дуй­ся, и мертвеце́в оживле́ние.

Ра́­дуй­ся, прояви́телю пра́в­ды; ра́­дуй­ся, помрачи́телю не­пра́в­ды.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю непови́ннии из­бав­ле­ни от ме­ча́; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю наслади́шася све́­та.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 7

Хо­тя́ богоху́льное ере­ти́­чес­кое отгна́ти зло­смра́­дие, ми́­ро вои́стину бла­го­во́н­ное, та́инственное яви́л­ся еси́, Нико́лае: лю́­ди Мире́йския упа́сл еси́ и весь мир сво­и́м бла­го­да́т­ным ми́­ром испо́лнил еси́. И от нас у́бо богоме́рзкое грехо́вное зло­смра́­дие от­же­ни́, да благоприя́тно Бо́­гу во­пи­е́м: Алли­лу́иа.

Икос 7

Но́­ва­го тя Но́я, наста́вника ковче́га спаси́тельнаго разуме́ем, о́т­че свя­ты́й Нико́лае, бу́­рю всех лю́­тых разгоня́ющаго направле́нием сво­и́м, ти­ши­ну́ же Боже́ственную принося́щаго во­пию́­щим та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, обу­ре­ва́­емых ти́­хое при­ста́­ни­ще; ра́­дуй­ся, утопа́ющих из­ве́ст­ное хра­ни́­ли­ще.

Ра́­дуй­ся, пла́­ваю­щих посреде́ пучи́н до́б­рый ко́рм­чий; ра́­дуй­ся, треволне́ния морска́я уставля́ющий.

Ра́­дуй­ся, превожде́ние су́­щих в ви́хрех; ра́­дуй­ся, согре́яние су́­щих во мра́зех.

Ра́­дуй­ся, сия́ние, ско́рбный мрак разгоня́ющее; ра́­дуй­ся, све­ти́­ло, вся концы́ зем­ли́ про­све­ща́ю­щее.

Ра́­дуй­ся, от бе́зд­ны гре­хо́в­ныя че­ло­ве́­ки избавля́яй; ра́­дуй­ся, в бе́зд­ну а́дскую сатану́ вверга́яй.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю дерз­но­ве́н­но бе́зд­ну ми­ло­се́р­дия Бо́­жия при­зы­ва́­ем; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от по­то́­па гне­ва из­ба́вль­ше­ся, мир с Бо́­гом обрета́ем.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 8

Стра́н­ное чу́­до явля́­ет­ся при­те­ка́ю­щим к те­бе́, блаже́нне Нико́лае, свяще́нная твоя́ це́р­ковь: в ней бо и ма́­лое мо­ле́­ние при­но­ся́­ще, ве́лиих не­ду́­гов прие́млем ис­це­ле́­ние, а́ще то́кмо по Бо́­зе упо­ва́­ние на тя воз­ло­жи́м, ве́р­но во­пию́­ще: Алли­лу́иа.

Икос 8

Весь еси́ всем вои́стину помо́щник, богоно́се Нико́лае, и собра́л еси́ вку́­пе вся прибега́ющия к те­бе́, я́ко свободи́тель, пита́тель и врач ско́­рый всем земны́м, на по­хва­лу́ всех под­ви­зая вопи́ти к те­бе́ си́­це:

Ра́­дуй­ся, вся́­ких ис­це­ле́­ний ис­то́ч­ни­че; ра́­дуй­ся, лю́­те стра́­жду­щим по­мо́щ­ни­че.

Ра́­дуй­ся, заре́, сия́ющая в нощи́ грехо́вней блужда́ющим; ра́­дуй­ся, ро­со́ небото́чная в зно́и трудо́в су́­щим.

Ра́­дуй­ся, по­да­ва́­яй тре́­бую­щим благострое́ние; ра́­дуй­ся, уготовля́яй про­ся́­щим изо­би́­лие.

Ра́­дуй­ся, мно́гажды про­ше́­ние предваря́яй; ра́­дуй­ся, ста́рым седи́нам си́­лу обновля́яй.

Ра́­дуй­ся, мно́гих за­блу́жд­ших от пу­ти́ и́с­тин­на­го обличи́телю; ра́­дуй­ся, та́­ин Бо́­жи­их ве́р­ный слу­жи́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю за́висть попира́ем; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю благонра́вное жи­тие́ исправля́ем.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 9

Вся́­кия утоли́ бо­ле́з­ни, ве­ли́­кий наш зас­ту́п­ни­че Нико́лае, растворя́я бла­го­да́т­ная врачева́ния, услажда́ющая ду́­ши на́­ша, серд­ца́ же веселя́щая всех усе́рд­но к по́­мо­щи тво­е́й при­те­ка́ю­щих, Бо́­гу же во­пию́­щих: Алли­лу́иа.

Икос 9

Ви­ти́я суему́дренныя не­чес­ти́­вых ви́­дим то­бо́ю посра́мленныя, бо­го­му́д­ре о́т­че Нико́лае: А́рия бо ху́льника, разделя́юща Бо­жест­во́, и Саве́ллия, смеша́юща Свя­ту́ю Тро́ицу, препре́л, нас же во Правосла́вии укрепи́л еси́. Се­го́ ра́­ди во­пи­е́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, щи́­те, защища́яй бла­го­че́с­тие; ра́­дуй­ся, ме­чу́, посеца́яй зло­че́с­тие.

Ра́­дуй­ся, учи́­те­лю Бо­же́ст­вен­ных ве­ле́­ний; ра́­дуй­ся, губи́телю богопроти́вных уче́­ний.

Ра́­дуй­ся, ле́ствице, Бо́­гом утвержде́нная, е́ю­же восхо́дим к Не­бе­си́; ра́­дуй­ся, по­кро́­ве, Бо́­гом зда́нный, и́м­же покрыва́ются мно́­зи.

Ра́­дуй­ся, нему́дрых умудри́вый тво­и́ми сло­ве­сы́; ра́­дуй­ся, лени́вых подви́гнувый тво­и́ми нра́вы.

Ра́­дуй­ся, све́т­лос­те за́­по­ве­дей Бо́­жи­их неугаси́мая; ра́­дуй­ся, луче́ оправда́ний Гос­по́д­них пре­све́т­лая.

Ра́­дуй­ся, я́ко уче́нием тво­и́м со­кру­ша́­ют­ся ерети́ческия главы́; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю ве́рнии сподобля́ются сла́­вы.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 10

Спас­ти́ хо­тя́ ду́­шу, плоть твою́ ду́хови покори́л еси́ вои́стину, о́т­че наш Нико́лае: молча́ньми бо пре́ж­де и боре́ньми с по́мыслы, дея́нию богомы́слие приложи́л еси́, богомы́слием же ра́­зум соверше́н стя­жа́л еси́, и́м­же дерз­но­ве́н­но с Бо́­гом и А́н­ге­лы бесе́довал еси́, всег­да́ вопия́: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте­на́ еси́ похваля́ющим, пре­бла­же́н­не, чу­де­са́ твоя́ и всем к зас­туп­ле­нию тво­ему́ при­бе­га́ю­щим; те́м­же и нас, в доброде́тели убо́­гих, от ни­ще­ты́, на­па́с­ти, не­ду́­гов и нужд разли́чных сво­бож­да́й, во­пию́­щих ти с лю­бо́­вию та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, от убо́жества ве́ч­на­го изыма́яй; ра́­дуй­ся, бо­га́т­ство не­тле́н­ное по­да­ва́­яй.

Ра́­дуй­ся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́в­ды; ра́­дуй­ся, пи­тие́ не­ис­чер­па́е­мое жа́ждущим жи́з­ни.

Ра́­дуй­ся, от мяте́жа и бра́­ни соблюда́яй; ра́­дуй­ся, от уз и плене́ния свобожда́яй.

Ра́­дуй­ся, пре­сла́в­ный в бе­да́х зас­ту́п­ни­че; ра́­дуй­ся, превели́кий в на­па́с­тех за­щи́т­ни­че.

Ра́­дуй­ся, мно́гих от по­ги́­бе­ли исхи́тивый; ра́­дуй­ся, безчи́сленных неврежде́нно сохрани́вый.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю лю́тыя сме́р­ти гре́ш­нии избега́ют; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю жизнь ве́ч­ную ка́ющиися получа́ют.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 11

Пе́­ние Пресвяте́й Тро́­ице па́­че ины́х прине́сл еси́, пре­бла­же́н­не Нико́лае, умо́м, сло́­вом и де́­лом: мно́гим бо испыта́нием правове́рная повеле́ния уясни́л еси́, ве́­рою, на­де́ж­дою и лю­бо́­вию наставля́я нас в Тро́­ице Еди́­но­му Бо́­гу вос­пе­ва́­ти: Алли­лу́иа.

Икос 11

Светоза́рную лу­чу́ во мра́це жи­тия́ су́­щим неугаси́мую ви́­дим тя, Бо́­гом избра́нне о́т­че Нико́лае: с невеще́ственными бо а́нгельскими све́ты бесе́дуеши о несозда́нном Тро́ическом Све́­те, ве́р­ных же ду́­ши просвеща́еши, во­пию́­щих ти та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, озаре́ние Три­со́л­неч­на­го Све́­та; ра́­дуй­ся, денни́це незаходи́маго Со́лн­ца.

Ра́­дуй­ся, свеще́, Боже́ственным пла́менем возжже́нная; ра́­дуй­ся, я́ко угаси́л еси́ бесо́вский пла́мень не­че́с­тия.

Ра́­дуй­ся, све́т­лое правове́рия пропове́дание; ра́­дуй­ся, доброзра́чное све́­та ева́нгельскаго сия́ние.

Ра́­дуй­ся, мо́л­ние, е́реси пожига́ющая; ра́­дуй­ся, гро́­ме, устраша́ющий соблазня́ющия.

Ра́­дуй­ся, и́с­тин­на­го научи́телю ра́­зу­ма; ра́­дуй­ся, та́инственнаго изъяви́телю ума́.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю попра́ся по­кло­не­ние тва́­ри; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю научи́хомся покланя́тися Твор­цу́ в Тро́­ице.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 12

Бла­го­да́ть, да́н­ную ти от Бо́­га, све́дущии, ра́дующеся, твою́ па́­мять пра́зднуем по до́лгу, пре­сла́в­ный о́т­че Нико́лае, и к чу́д­ному зас­туп­ле­нию тво­ему́ вседу́шно притека́ем; пресла́вных же тво­и́х дея́ний, я́ко песка́ морска́го и мно́­жест­ва зве́зднаго исчести́ не могу́ще, недоуме́нием объя́ти бы́вше, во­пи­е́м к Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 12

Пою́­ще твоя́ чу­де­са́, вос­хва­ля́­ем тя, все­хва́ль­не Нико́лае: в те­бе́ бо Бог, в Тро́­ице прославля́емый, ди́в­но про­сла́­ви­ся. Но а́ще и попремно́гу соста́вленныя от души́ псалмы́ и пе́сни при­но́­сим ти, Чу­до­тво́р­че свя­ты́й, ни­что́же твори́м ра́вно дарова́нию чу­де́с тво­и́х, и́м­же удивля́ющеся, во­пи­е́м к те­бе́ та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, Ца­ря́ ца́рст­вую­щих и Го́с­по­да госпо́дствующих слу­жи́­те­лю; ра́­дуй­ся, служи́телей Его́ не­бе́с­ных сожи́телю.

Ра́­дуй­ся, лю́­дем ве́р­ным поможе́ние; ра́­дуй­ся, ро́­да хри­сти­а́н­ска­го возвыше́ние.

Ра́­дуй­ся, по­бе́­ды тезоимени́тый; ра́­дуй­ся, венцено́сче наро́читый.

Ра́­дуй­ся, всех доб­ро­де́­те­лей зер­ца́­ло; ра́­дуй­ся, всех при­те­ка́ю­щих к те­бе́ кре́п­кое за­бра́­ло.

Ра́­дуй­ся, по Бо́­зе и Бо­го­ро́­ди­це, все на́­ше упо­ва́­ние; ра́­дуй­ся, теле́с на́­ших здра́­вие и душ спа­се́­ние.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от ве́ч­ныя сме́р­ти сво­бож­да́­ем­ся; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю без­ко­не́ч­ныя жи́з­ни спо­до­бля́ем­ся.

Ра́­дуй­ся, Нико́лае, ве­ли́­кий Чу­до­тво́р­че.

Кондак 13

О, пре­свя­ты́й и пре­чу́д­ный о́т­че Нико́лае, уте­ше́­ние всех скор­бя́­щих, ны́нешнее на́­ше при­ими́ при­но­ше́­ние и от гее́нны из­ба­ви­ти­ся нам Го́с­по­да умо­ли́ бо­го­приятным тво­и́м хо­да́­тай­ством, да с то­бо́ю вос­пе­ва́­ем: Алли­лу́иа. Перед началом чтения акафиста нужно ознакомиться с его текстом. После предварительного чтения можно послушать церковные записи, как ставится ударение, какой темп имеет прочтение. Слушая пение церковного хора, легче разобраться в постановке ударений и тонкостях правильного исполнения текста. Также можно посетить церковь во время общего пения акафиста и послушать все нюансы.

Распространенные ошибки

Среди ошибок чтения акафиста:

  • недостаточная вера в исцеляющую силу молитвы;
  • незнание жития Николая Угодника;
  • просьбы, негативно влияющие на других людей.

Верующие люди говорят, что прочие ошибки неважны, если человек обращается к святому с открытым сердцем и чистой душой.

Что такое акафист и как правильно его читать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *