Ничего кроме электричества?

Удивительные результаты получили немецкие и американские неврологи, экспериментируя с умирающими. А именно зафиксировали в их мозгах сильнейшую электрическую активность. О чем сообщили сообщили в журнале Annals of Neurology в статье под названием Terminal spreading depolarization and electrical silence in death of human cerebral cortex.

Объектами исследования специалистов из Центра изучения инсульта в Берлине (Center for Stroke Research Berlin) и Медицинского колледжа университета Цинциннати (University of Cincinnati College of Medicine) стали девять безнадежных пациентов. Реанимация могла бы чуть продлить едва теплившуюся жизнь, но не спасти. Ученые воспользовались ситуацией — проследили за электрическими процессами в мозгах сначала умирающих, а потом и умерших. И у всех девяти зарегистрировали весьма сильные электрические импульсы. Они возникали уже после того, сердца людей остановились, давление упало и кровь перестала снабжать клетки кислородом. То есть, мозг продолжал работать в мертвом теле, более того — работать гораздо активнее, чем при жизни.

Распространяющаяся депрессия (spreading depression) — так назвали феномен исследователи.

Мозг покойника генерирует мощные электрические импульсы спустя десятки минут после смерти.

О том, что смерти сопутствуют странные электрические явления, известно уже почти 10 лет. Впервые с ними столкнулись ученые медицинского факультета Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University Medical Faculty), обнаружив сильнейшую активность на энцефалограммах умирающих. Их подопытными были семь безнадежных пациентов.

Спустя 2 года голландские ученые из Университета Неймегена (Radboud University Nijmegen in the Netherlands) наблюдали аналогичные «всплески» в экспериментах на животных. Только назвали феномен иначе — волнами смерти.

То есть, нынешнее «открытие» не стало неожиданностью, а заняло свое место в ряду подобных. И дает основание утверждать, что мощные электрические импульсы, которые возникают в мозгах умерших, сопровождают каждую смерть. Но что они означают?

Верующие, как и следовало ожидать, увидели в посмертных электрических всплесках материальное доказательство существования души. Мол, приборы фиксируют не что иное, как моменты, когда они — души — покидают тела умерших. Мозги при этом «искрят», отделяя вечное от бренного.

Неврологи из Берлина и Цинциннати объясняют: никакой мистики в феномене нет. Просто от недостатка кислорода прекращается связь между нейронами, исчезают ионные градиенты, меняется мембранный потенциал. Далее наступает деполяризация — смена электрического заряда — та самая распространяющаяся депрессия, которая идет волной. Ее и фиксируют электроэнцефалограммы.

— Все нейроны соединены в электрическую цепь, — вторит коллегам руководитель экспериментов в Университета Джорджа Вашингтона доктор Лакхмир Чавла (Lakhmir Chawla). — От недостатка кислорода нейроны теряют способность удерживать электрический потенциал. И разряжаются, лавинообразно испуская электрические импульсы.

— «Живые» нейроны находятся под небольшим отрицательным напряжением — порядка 70 милливольт, — поясняет ученый. — Они удерживают этот потенциал, выкачивая наружу положительные ионы. Погибающие нейроны меняют полярность — «минус» переходит в «плюс». В результате этого процесса и возникает «волна смерти».

Словом, ничего возвышенного — электричество и только. Но с далеко идущими последствиями.

С помощью таких «шапочек» ученые узнают, что происходит в мозгах умерших.

Видения с того света

Не исключено, что в этой самой «распространяющейся депрессии» кроется разгадка самого странного явления, сопутствующего смерти. А именно видениям, о которых иной раз рассказывают люди, вернувшиеся с того света. Те, которые, к примеру, ожили после клинической смерти.

А рассказывают одно и то же: мол, неслись по какому-то темному тоннелю к яркому свету. Кто-то встречал умерших родственников, а то и ангелов. Некоторые видели себя со стороны.

По мнению ученых, электрический сумбур в мозгу вполне может провоцировать появление самых причудливых картин — от яркого света до тоннелей и прочих галлюцинаций. Волны мощных импульсов способны на какое-то время всколыхнуть и долговременную память — как бы высветить ее. И тогда перед глазами человека пронесется вся его жизнь, «явятся» давно умершие родственники.

Предсмертные видения распространены в народе.

Надежда умирает последней

Экспериментируя в свое время с умирающими животными, ученые из Медицинской школы Университета штата Мичиган (University of Michigan Medical School) следили за тем, что с ними происходит с помощью приборов, одновременно снимающих электрокардиограммы и электроэнцефалограммы. Тем самым регистрировали, что творится в мозгах и сердцах.

Оказалось: когда сердцебиение катастрофически замедлялось, электрические волные, исходящие из мозга, точно синхронизировались с пульсом. И словно бы «подзаводили” останавливающееся сердце.

Ланс Беккер (Lance Becker), реаниматолог из Пенсильванского Университета (University of Pennsylvania in Philadelphia) тогда предположил: и с людьми происходит то же самое. Всплески электрической активности свидетельствует об отчаянных попытках их мозгов восстановить работу сердец. Иной раз такие чудеса случаются — не до конца умершие оживают, приходя в сознание. А предсмертные видения — это побочные явления.

По мнению ученого, всплески электрической активности сигнализируют о том, что нейроны лишь на время прекратили работу, но еще не «сломались» окончательно и бесповоротно. А стало быть, их еще можно «вернуть с того света».

К аналогичным выводам пришли сейчас и немцы с американцами, которые увидели, что сознание не исчезает сразу после остановки сердца. Они уверяют, что процесс деполяризации обратим. И если восстановить снабжение клеток кислородом, то и нейроны будут спасены. Вместе с сознанием.

КСТАТИ

Физики объяснили существование того света с позиций квантовой механики

Профессор Стюарт Хамерофф (Dr Stuart Hameroff) из отделения анестезиологии и психологии Университета Аризоны (Department of Anesthesiology and Psychology at the University of Arizona) и по совместительству директор Центра изучения сознания при том же университете (Director of the Centre of Consciousness Studies) заявил, что сознание человека не исчезает без следа после его смерти, а буквально всасываются в ткань Вселенной. И якобы механизм для реализации этого процесса встроен у нас в нервную систему.

Души умерших вместе с их сознанием воссоединяютмя со Вселенной.

1. Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни:»… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

3. Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

9. Что такое — всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

Процесс творчества

Разумеется, я могу так же описать в форме своего изложения те же утверждения религии, но это опять же будет неправдой, так, как я это рассказываю, будучи живой, а не опыт посмертного существования.

Разумеется, медиумы, пророки нам рассказывают и красочно описывают то, что происходит, объясняя это тем, что они яко бы видят или слышат. Возьму маленький пример работы человеческого воображения. Например, чем отличается процесс медиумизма от обыкновенного творческого процесса?

Чтобы описать хорошо то или иной событие, я его проживаю с задействованием всех чувств до реальной картины в сознании. В принципе, я живу за всех своих героев, теряя ощущение очевидной реальности. Но я ведь не называю этот процесс потусторонним миром. Это уникальность моего сознания, вполне объективная и в период жизни, а не после смерти.

Или скульптор, который ставит виртуальный, уже готовый образ вполне конкретный в режиме 3Д, который можно осмотреть со всех сторон, то есть скульптор сначала творит в своём воображении до идеального образа, а уж после лепит из глины или выбивает из камня.

Всё миф, обман и это очевидно. И что же, значит нет жизни после смерти?

Что происходит с нами после смерти. Что миф, а что реальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *