Человек, который впервые приходит в храм, желая помолиться о своих живых или умерших близких, не может сразу сориентироваться, какие записки ему нужно подавать – простые или заказные. Ситуация осложняется и тем, что в церковной лавке он встречается с такими понятиями, как «сорокоуст», «40 заказных Литургий», «поминание на полгода», «поминание на год» и т. д. В чем разница между ними?

Традиционно все записки, будь то простые, заказные, сорокоусты или другие, обязательно должны читаться во время совершения Проскомидии. Проскомидия (с греч. «принесение») – это первая часть Божественной литургии, во время которой приготавливаются хлеб и вино для их дальнейшего преложения в Тело и Кровь Христовы. Так вот как раз в течение Проскомидии из некоторых просфор вынимаются частички за здравие и о упокоении людей, указанных в подаваемых на Литургию записках. В конце Литургии эти частички опускаются в Кровь Христову. При этом священник произносит следующие слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Таким образом, Церковь во время совершения Божественной литургии молится о том, чтобы Господь простил грехи тем людям, будь то живые или уже умершие, имена коих поминались во время Проскомидии.

Заказная же записка – это чаще всего записка, имена из которой поминаются не только на Проскомидии, но еще и на сугубой ектении. Сорокоуст же –молитвенное поминовение на протяжении сорока служб подряд. А «сорок заказных литургий», соответственно пониманию заказной записки, подаются для сорокадневного поминовения как на Проскомидии, так и на сугубой ектении.

Кроме того, в некоторых храмах заказные записки читаются также и на молебнах, которые совершаются сразу же после Литургии.

Однако еще раз напомню: в каждом храме может быть свое понимание заказных и простых записок, поэтому лучше, перед тем как их подавать, уточнять эти особенности в церковной лавке.

Андрей Музольф

Чем отличается панихида от других богослужений

Панихида — это служба, которая совершается в индивидуальном порядке над телом умершего человека непосредственно в день похорон. Еще есть панихида, которую служат на 3,9,40 день, в годовщину смерти или на день рождения покойного. Богослужение может проходить в церкви или прямо на могиле.



Панихида в храме служится перед кануном — столиком, на котором стоит икона распятия Христа и свечи. На канун можно поставить приношение церкви в память об усопших родственниках.

Обедня

Обедня — это народное название Литургии. Богослужение проходит каждое утро до обеда, а в маленьких храмах — только по Воскресеньям. Перед началом службы прихожане пишут записки о здравии или упокоении родных. Во время богослужения священник читает написанные в записках имена и таким образом на службе вспоминают живых и усопших.

Молебен

Это богослужение, в котором молятся Всевышнему, Пресвятой Деве или святым. По составу он напоминает сокращенную утреннюю Литургию. На молебне читаются тропари, молитвы, Евангелие, канон, ектения. Молебны бывают благодарственные и просительные.

Во время благодарственной службы вспоминают только Всевышнего. Просительный молебен совершается в случае важных событий в жизни общества или отдельного человека. Служба может проводиться в храме или дома. Просительный заказывают в случае болезни, в самом начале важных дел. Можно заказать молебен за упокой души.

Заказывая службу, нужно указать суть прошения, к кому хотят обратиться и за кого молятся или просят.

Записка об упокоении

Перед службой пишут записку, в которую вносят до 10 имен умерших родственников. Ее можно подавать каждый день, когда служится Литургия. Вверху записки рисуют восьмиконечный православный крест. Затем пишут назначение поминовения — об упокоении. В записке в родительном падеже указывают имена родственников, за которых хотят просить Бога.

Лития

Богослужение, которое совершается в притворе храма. Это может быть заупокойная служба, которая короче, чем панихида. Заупокойная лития может совершаться при выносе покойного из дома. Служба по заказу родственников может проводиться в храме или на кладбище.

Литургия

Это христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии. Проводится каждый день, в некоторых маленьких храмах — только по воскресеньям. На божественной Литургии молятся за здравие живых и упокоение усопших. Перед самым началом Литургии священнослужителю подают записки с именами. В них вписывают только православных христиан.

Сорокоуст за упокой

В церкви можно заказать сорокоуст за упокой. Сделать заказ можно в любое время. Сорокоуст будет читаться 40 дней. Обычно заказывается на одно имя. Во время службы в момент проскомидии за каждое имя вынимается частица из просфоры, а затем все частички опускаются священнослужителем в чашу с символической кровью Христовой. Таким образом грехи верующих омываются божьей кровью. Сорокоуст обязательно служится по душе только что умершего христианина.

Отпевание

Заупокойная служба, которая совершается священником. Это народное название последования мертвенного. Во время службы Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося, ходатайствует о прощении грехов и упокоения души в Небесном Царстве. Большая часть молитв во время этого богослужения не читается, а поется.

Совершается только один раз — в день погребения. Отпевание может проходить в храме или на кладбище. До конца отпевания гроб с телом покойника должен оставаться открытым. Отпевание и погребение осуществляют на третий день после смерти человека.

Что еще нужно знать

Живые могут помочь своим умершим родственникам, читая молитву об усопшей душе. Мертвым уже не нужны никакие блага, им нужно только прощение за прегрешения, которые они совершали при жизни. Душа усопшего нуждается в молитве, потому что сама не может покаяться и сделать доброе дело, чтобы умилостивить Бога.

За своих умерших родственников можно молиться даже дома. Домашняя молитва может стать спасением для душ, которые предстали перед Высшим судом. Сразу после смерти человека нужно молиться о покое его души на протяжении 40 дней. В первый месяц читают из Псалтыря по одной кафизме в день.

Главное – не забывать своих родных и просить Бога смилостивиться и простить их грехи.

Прежде чем приступить непосредственно к совершению священнодействия проскомидии, за которым приготовляется вещество для Таинства Евхаристии, священнослужитель должен еще раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению этого великого и страшного Таинства. Он со смирением сердечным читает пред царскими вратами входные молитвы, с сознанием своего недостоинства произнося тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице». После этого священник в испрошение благо­датной помощи и свидетельство своего Православия целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» и «Милосердия сущи источник», и, преклонив главу пред царскими вратами, – «Господи, низпосли руку Твою», в которой испрашивает помощи свыше и силы к неосужденному совершению священнодействия Литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих и входит в алтарь, произнося псалом «Вниду в дом Твой » (5. 6–11).

Приступив к престолу, священник делает два поклона пред ним, целует лежащее на престоле Святое Евангелие, знаменующее Самого Господа на Престоле Славы, и святой престол, затем кладет еще один земной поклон и с благоговением начинает облачаться в священнические одежды, благословляя каждую в отдельности, целуя крест на ней и читая положенные молитвы. Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы «Умыю в неповинных руце мои..» он приступает к жертвеннику, который символизирует, по мысли свя­того Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христова, и совершает три земных поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Если священник служит с диаконом, то диакон заранее должен приготовить священные сосуды, т.е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. При чтении вполголоса (некоторые читают его с воздетыми руками) тропаря Великого пятка «Искупил ны еси от клятвы законныя» священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, делает возглас «Благословен Бог наш», берет просфору, называемую Агнцем, и знаменует крестообразно ее копием трижды со словами «В воспоми­нание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он приступает к таинственному закланию Агнца, те надрезает с четырех сторон просфору со словами пророчества святого Исаии. С северной (правой) стороны: «Яко овча на заколение ведеся», с южной (левой) – «И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих»; с восточной (верх­ней) – «Во смирении Его суд Его взятся», с нижней (западной) – «Род же Его кто исповесть?» И, наконец, подрезав, отделяет прямоугольную часть от основания со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» Вынутую часть, или Агнец, он кладет печатью вниз на дискос, который прообразует ясли и вертеп, а также и новый гроб, где положили Христа Спасителя праведные Иосиф с Никодимом.

Делая крестообразный надрез по вертикали и поперек, стараясь не разре­зать печати, священник говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение» (Практически для более легкого преломления хорошо надрез по краям печати довести до конца). Этот Агнец изображает Господа Иисуса Христа, пришедшего «в мир грешныя спасти». Поставив Агнца на дискосе печатью вверх, священник прободает копием северную его сторону, произнося: «Един от воин копием ребра Его прободе » (пальцами левой руки при этим следует придерживать Агнца за печать).

После этого священник (или диакон, если есть) вливает в чашу красное виноградное вино, смешанное с водой, в знак того события, когда из прон­зенного ребра Христова на Кресте истекли кровь и вода. Воды при этом вливается в священное соединение очень немного, так как значительное количество (для согревания вещества) будет влито после освящения Свя­тых Даров.

Затем священнослужитель берет другую просфору, вынимает из нее одну частицу в честь и память Преблагословенной Девы Марии и полагает эту частицу на дискосе по правую (северную) сторону от Агнца со словами: «Предста Царица одесную Тебе». Эта частица изображает собой Преблагословенную Деву Марию – Молитвенницу пред Престолом Всевышнего за весь мир.

Из третьей просфоры священник вынимает девять частиц в честь святых пророков, апостолов, святителей, мучеников, бессребреников и всех святых угодников Божиих. Последняя частица посвящается памяти того святителя – святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, по чину которого совершается Литургия. Все эти девять частиц располагаются на дискосе с левой стороны Агнца и напоминают собой о наших молитвенниках у Пре­стола Божия.

Этим самым Святая Церковь – видимая и невидимая – участвует в принесении всемирной Жертвы Христовой. По общепринятой практике эти частицы изымают из просфоры малым копием в виде малых неравносторон­них пирамид, начиная с правого (северного) края просфоры сверху вниз, и повторяют это расположение на дискосе. Если просфора против ожидания окажется слишком черствой и частицы малого размера будут крошиться, в практике существует такой прием, конец копия погружается в чистую воду в ковшичке и затем влажное лезвие вводят в просфору. Но лучше всего, зная, что просфоры зачерствели, покрыть их на некоторое время влажным полотном для слабого размягчения поверхности.

Из четвертой просфоры священник вынимает одну частицу – за Святейшего Патриарха, затем – за правящего архиерея, клир и за всех православных верующих людей, полагает эти частицы на дискос как бы у ног Самого Христа Спасителя, Который имеет власть прощать грехи по молитвам Святой Церкви.

Из пятой просфоры священник вынимает частицы за всех христиан, почивших в надежде воскресения и жизни вечной. После всего священнослужитель из четвертой просфоры вынимает частицу и за себя, прося у Бога прощения своих грехов. При изымании частиц из четвертой и пятой просфор священник сам или кто-либо из помогающих ему в алтаре читает заздравные и заупо­койные помянники.

Это поминовение на проскомидии имеет великое таинственное и спасительное значение по вере в силу соборной церковной молитвы. В конце Божественной литургии все вынутые частицы опускаются в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Молитва за Литургией, повторяющей Голгофскую Жертву Господа Иисуса Христа, омывает Кровию Христовой, очищает и освя­щает души тех, за кого принесены эти молитвы. В молитвах, сопровождающих проскомидию и поминовение, именно и выражается эта мысль. Вот почему священник должен со вниманием прочитывать все поминания о здравии и упокоении, не пропуская ни одного имени. Такое добросовестное поминовение особенно располагает пастыря к любви и молитве за людей, состраданию им, а это в пастырской жизни должно стоять на первом месте, ибо без этих основных качеств деятельность священника будет духовно бесплодной.

Закончив поминовение, священник берет правой рукой звездицу, надносит ее над кадильницей с фимиамом и поставляет звездицу на дискосе над Агнцем в воспоминание о той звезде, которая указала волхвам место рождения Спаси­теля. После этого покрываются дискос и чаша таким же образом окажденными покровцами, символизирующими пелены Христовы.

Большой воздух, которым покрываются чаша и дискос, знаменует славу Божества Христова, а покрытие им дискоса и чаши после великого входа означает, по мысли святого Германа Константинопольского, камень, который был при­вален к пещере гроба Господня. Затем совершается каждение предложенных Честных Даров, сопровождаемое молитвой предложения «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб», в которой священник просит Бога принять предложение сие и помянуть его и всех «принесших и их же ради принесоша».

Заканчивается проскомидия отпустом. Таким образом, она является начальной и самостоятельной частью Божественной литургии. Здесь воспоминаются два величайших события Евангельской истории Спасения Рождество Христо­во и Его Крестная смерть, посредством которых человечество освободилось от смерти вечной и получило доступ в Царство Небесное267.

Как ходить на улице (в подряснике ли)?

Если священнослужитель отправляется совершать требу, то лучше в подряснике. В зависимости от условий можно его подобрать. На хозяйственные и личные нужды можно без подрясника (32).

Размышления Сергея Фуделя, православного богослова, философа.

После причащения всех чаша относится в алтарь, на престол, и к нам оттуда доносятся теперь пасхальные песнопения, читаемые священником: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…»; «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия… Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рождества Твоего «; «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О, мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего». И среди благовеста этих пасхальных слов священник опускает в чашу, т. е. в Святую Кровь, частицы, вынутые из просфор за живых и умерших, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Вынутые частицы – это люди, имена которых произносились при вынимании этих частиц, и они погружаются в Божественную Кровь, в нетленную жизнь Христову. Это «Пасха нетления» и «пир веры». В пасхальную ночь мы слышали слово Златоуста: «Все насладитеся пира веры, все приимите богатство благости!» Это и есть Церковь Тела Его, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).

Бог стал человеком, чтобы человек в таинстве Церкви начал свое соединение со своим Владыкой. Бог «всецело изменяет получившего Таинство причащения», пишет митр. Николай Кавасила, «и преобразует в собственное свойство, и персть человеческая, приняв царский вид, бывает уже не перстью, но Телом Царя». Причащаясь, говорит он же, мы «Самое Солнце принимаем в свои души», «После Евхаристии нет уже ничего такого, к чему нам надо еще стремиться». «Для того пришел Он на землю, принес Себя в жертву и умер, – пишет он же, – для того алтари и священники, и всякое очищение и все заповеди, и наставления и увещания, чтобы предложить нам сию Трапезу».

Церковь и литургия как Церковь есть цель Домостроительства Божия. Вот почему, как сказал Иоанн Златоуст, «…для Бога Церковь вожделеннее неба. Небесного тела не принял Он, а плоть Церкви принял. Небо для Церкви, а не Церковь для неба». И в другом месте: «Ради… Церкви небо простерто… земля основана, рай насажден». Эти слова в точности повторяют св. Ермы: «…для нея (Церкви Божией. – ред.) сотворен мир». После Голгофы и Воскресения Христова человек стал на большей высоте, чем был при сотворении мира, так как он теперь во Христе «возведен на небо небес» (преп. Симеон Новый Богослов).

«Много лучше стяжал Он, нас наследствуя как Сын Человеческий, нежели имел прежде, произведши в бытие. По творению бо вещества Он просто державствует над человеки, по наследию же Своего воплощения в человечество учинился разума и воли нашей Владыкою, что есть истинное Господство над человеки; а оное (т. е. по созданию) есть общее нам с бессловесными (творениями)… Как же по наследию учинился Он владыкою разума и воли? Это потому, что снисшедшему Ему на землю и распеншемуся и воскресшему покорили мы наш разум и волю; разум: яко познали Его, Бога истинного… произволения же: яко возлюбили Его и Владычество Его, и бремя Его с радостию… понесли» (митр. Николай Кавасила)

В человеке открылась рана любви! Тем, что Христос оставил на себе голгофские раны после Воскресения, «Он показывает, что по любви к человеку любит и их, поскольку через них Он нашел погибшего и… приобрел возлюбленного»(митр. Николай Кавасила). Цель мироздания достигнута! И каждый раз, когда, проснувшись сердцем, мы внемлем священнодействию литургии, мы это слышим и мы знаем, что человек наконец вошел в Божественную любовь.

«Всегда, и ныне и присно и во веки веков…» – возглашает священник в царских дверях, высоко подняв чашу перед народом и унося ее на жертвенник.

«И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», – сказал Господь перед своим Вознесением (Мф. 28:20). Он с нами в Церкви Тела Своего. Кончается литургия, но никогда не кончается ее таинство.

«Записки о Литургии и Церкви»

Значение

В православной традиции проскомидии придается особое значение. Само название этого этапа богослужения произошло от греческого слова, означающего «приготовление».

Однако у этого слова есть еще одно значение – «принесение». В раннем христианстве просфоры выпекали сами верующие, принося их на службы вместе с вином для участия в Евхаристии.

Что означает проскомидия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *