Праздник Красная Горка отмечают восточные славяне, зародился он в Древней Руси. В этот день в церкви принято почитать память апостола Фомы. Праздничные мероприятия проходят спустя неделю после Пасхи. Красная Горка — это народные гуляния, сопровождающиеся веселыми песнями и танцами. Особо любит её молодежь, ведь праздник символизирует начало весны и приход тепла. Не зря наши предки предпочитали именно в эти дни отмечать свадьбу.

Красная горка праздник — что означает?

В переводе с древнеславянского языка «красный» означает цветущий. С приходом весенних деньков тает снег в первую очередь на возвышенных местностях, где и проводила веселые гуляния молодежь. Они хороводили, развлекались играми и песнями. Подобным образом встречали весну, всеми доступными способами демонстрируя, насколько рады приходу тепла.

Это считалось своеобразными проводами матушки-зимы. Если на Красную горку небо было без облаков, а солнце нещадно припекало, то стоило ожидать богатого урожая. Дождь предвещал пасмурное лето.

До принятия христианства на Руси в этот день песнями прославляли разных божеств – Ярило и Лелю. Из девушек, пришедших на народные гуляния, выбирали богиню весенних всходов. Ее наряжали в сарафан изо льна, надевали венок из распустившихся цветочков на голову. Остальные барышни вставали в хоровод и пели, чтобы привлечь суженого.

История

Чтобы до конца осознать значимость этого дня, придется немного углубиться в Библию. По какой причине праздник Кликушное воскресенье (она же Красная Горка) так широко отмечается? Идет он следом за Великой Пасхой, точнее, на восьмой день после нее.

На протяжении недели церковь вспоминает апостола Фому, который не верил в то, что Христос воскрес. Согласно Евангелии, Спаситель явился перед ним, чтобы доказать – чудо действительно произошло. Кстати, отсюда и зародилось выражение «Фома неверующий». Впоследствии апостол стал одним из самых пьяных последователей Иисуса.

Большинство верующих не считают, что это правильно упрекать Фому. Ведь он не сомневался в том, что Христос является спасителем. Просто жаждал встречи с Учителем, желал полностью прочувствовать радость от его возвращения, а не наслаждаться речами посторонних людей. Конечно, поверить на слово (даже самым близким) порой очень сложно. А вот если увидеть чудо своими глазами, то все сомнения исчезнут.

Рыбак Фома был одним из двенадцати апостолов и впоследствии со своими проповедями обошел огромное количество государств. Если верить преданиям, он посещал Индию, Палестину, Эфиопию. Погиб святой после жесточайших пыток, но своим принципам не изменил. Мощи Фомы хранятся в Афоне, Венгрии и Индии.

Антипасха

Странноватое название для праздника, не правда ли? Ведь Пасха – это великий день. Откуда тогда взялось подобное противоречие? Ответ прост, оказывается, в Красной Горке сохранились элементы язычества. Еще до обозначения церковью Фомина воскресенья наши предки в эти дни праздновали приход весны.

И вот время прошло, а традиции сохранились. Даже в народных гуляниях осталось многое от язычества. По этой причине служители церкви холодно относятся к празднику и с укором смотрят на тех, кто его отмечает.
Однако в слове «антипасха» нет никакого отрицания, как могут подумать многие. Напротив, «анти» означает «вместо». Проще говоря, Красная Горка – это альтернатива Пасхи.

Христианство или все-таки язычество?

Однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Уж слишком сильно переплелись между собой исторические подтексты. С церковью все понятно, мы обсудили это чуть выше. Но при чем здесь язычество?

Ну, во-первых, праздник зародился задолго до появления на Руси христианства. Во-вторых, Красная Горка символизирует обновление солнца. Народ, собиравшийся на холме, кричал: «Слава Яриле! Здравствуй, красно солнышко!». Подобные заклинания были призваны привлечь хорошую погоду, от которой напрямую зависел урожай.

С помощью песен наши предки на все лады прославляли Ярило (бог Солнца), приход теплых деньков и зарождение новой жизни. Люди собирались на пригорке, когда уже было затемно. А вот песни начинали заводить с восходом солнца.

Традиции и обряды праздника

Согласно православным обычаям на Антипасху в храмах проводили богослужения, посвященные апостолу Фоме, и проходило обновление памяти воскрешения Христа. После завершения службы прихожане отправляются на кладбище. Они навещают могилы родственников и друзей, приносят цветы и еду.

В этот день было принято отмечать свадьбы и венчаться. После девяти недель перерыва в храмах возобновляли таинство бракосочетания.

Старинные традиции славян живы до сих пор. На праздник Красная горка устраивают ярмарку, которая сопровождается массовыми гуляниями народа. Молодежь хороводила и пела. Незамужние барышни в этот день гадают на суженого.

Церковные традиции

У православных граждан Фомино воскресенье посвящено воспоминанию воскрешения Иисуса. Точнее его явления апостолу спустя восемь дней после своего второго рождения. Когда Христос пришел к святым, то Фомы среди них не оказалось. Поэтому услышав от братьев подобное известие, он просто им не поверил.

Спустя неделю мужчина лично встретился со Спасителем, но опять засомневался. Тогда Иисус предложил апостолу пощупать свои раны. Только после этого Фома поверил в воскрешение Христа. В соответствии с традициями церкви праздник Красная горка также именуют Антипасха, т. е. день подобный Пасхе.

Отмечают его радостно и с размахом. В храмах в этот день проходят последние литургии по пасхальному чину и закрываются царские врата.

Значение Антипасхи

Главное — вера

Антипасха имеет огромное значение для всех православных:

  • явление Иисуса апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие»;
  • библейскому понятию «вера» соответствуют понятия «твёрдость», «верность», «доверие», а не просто признание существования Бога;
  • Антипасха — восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого мира.

Григорий Богослов проводил параллель между Новой Неделей (Антипасхой) и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновлённые переправились к обновлённой жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

Можно ли православным праздновать «Красную горку»?

«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Красная горка и время празднования

Не во всех славянских регионах праздник могли встречать в одно время. Различался также смысл торжества. К примеру, в северных регионах после Пасхи только закликали весну, ведь не смотря на календарное время года (горка, обычно, выпадает на май или апрель) природа на этих территориях не спешила посыпаться. На юге происходило смешение церковных традиций и обрядов, основанных на фундаментальном понятии круга жизни и смерти: сватовство, свадьбы, поминки. Основное внимание уделялось взаимоотношение с окружающими людьми и родственниками.

.example_responsive_1{width:320px;height:100px}@media(min-width:500px){.example_responsive_1{width:468px;height:60px}}@media(min-width:800px){.example_responsive_1{width:728px;height:90px}}

Долгое время согласованности в выборе точного дня не было. Гуляния проводились:

  • во второй день Радоницкой недели;
  • в течение всей Радоницкой недели;
  • в Юрьев день;
  • в канун Юрьева дня.

В итоге сложилась устойчивая традиция, связавшая Пасху и Красную горку. По церковным канонам это восьмой день после того, как Иисус Христос восстал из мертвых и явился апостолу Фоме. В настоящее время — первое воскресенье после Пасхи.

Свадьбы

В Фомино воскресенье после длительного перерыва в храмах вновь начинали венчать молодоженов. Пару благословляли на долгую и счастливую совместную жизнь. На Красной горке проводили обряд «окликания» молодоженов.

К избам пар, вступивших в брак, в промежуток с прошлогодней Пасхи, приходили окликальщики. Они были облачены в яркие наряды, разноцветные рубахи. Молодежь заводила песню при богатую и сытную жизнь пары. В благодарность муж и жена выносили им яйцо и чашку вина. Отсюда и появилось название «Кликушное воскресенье».

Праздник Красная горка чаще всего выбирали для бракосочетания. Существовало поверье, что девушка и парень, ставшие в этот день супругами, будут жить долго и счастливо. Подобная традиция не потеряла актуальности и в наши дни. Многие пары предпочитают отмечать свадьбу в деревенском стиле, облачаясь в старинные наряды и соблюдая все обычаи.

В процессе венчания молодоженам нельзя было смотреть на вторую половинку. В противном случае дом будет наполнен ссорами и склоками. Девушки, обвенчавшиеся в этот день, брали ленту из своей косы и повязывали ее на незамужним подругам. Таким образом они передавали свадебную эстафету и благословляли на скорый брак.

В некоторых селах был принят обряд «на счастье». Молодые скатывали с пригорка окрашенные яйца и смотрели, как они спустятся – вместе или поодиночке. На основании этого делали вывод, как в дальнейшем пойдет совместная жизнь пары. Если яйца в целости и сохранности докатывали до подножия, то на протяжении всего года будет сопутствовать удача.

Для брачной ночи подготавливали отдельную комнату, которую украшали пучками весенних трав. Считалось, что их аромат отпугивает нечистую силу.

«Окликанье молодых»

У славян было принято ходить по дворам супружеских пар с поздравлениями. Окликанье на Красную горку также называли вьюнством. На пасхальной неделе, в субботу, в каждом поселении несколько парней объединялись в небольшие группы от пяти человек. Они облачались в праздничные рубахи, яркие шаровары.

Окликать нужно было те пары, которые сочетались браком после прошлогодней Пасхи. Старт веселья был в родной деревушке, но постепенно парни перемещались в соседние поселения. Под окнами дома молодоженов окликальщики заводили веселые песни и плясали. После каждого двустишья, в качестве припева, парни в предрассветной тиши кричали: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!». Это было своеобразным обращением к мужу и жене.

В ответ на поздравления супруги выносили дары. Обычно в их роли выступали куриные яйца и чарка вина.

Закликание весны

В этот день было принято призывать теплые деньки. На заре молодежь поднималась на возвышенность и встречала рассвет. Выбиралась одна «хороводница», которая при появлении первых лучей солнца, выходила в центр круга и говорила заклинание.

При этом все присутствующие должны повторять эти слова за девушкой. Затем «заклинательница» в середину круга клала яйцо и хлеб, сопровождая свои действия песней. После этого начинался пир, сопровождающийся веселыми играми и танцами.

Гулянья

Деревенский праздник сопровождался песнями, плясками, забавами. Гулянья проводили на центральной площади либо за околицей села. Юноши и девушки, достигшие брачного возраста, обязательно участвовали во всех праздниках и развлечениях.

Если они игнорировали гулянья, то народного порицания и насмешек со стороны сверстников было не избежать. Это считалось большим грехом, наказанием служил безбрачие и бездетность.

Крашеные яйца

На Красную горку, так же, как и на Пасху, было принято красить яйца. Чаще всего выбирали желтый и зеленый цвет. До сих пор в некоторых поселениях в этот день принято носить на могилки яички. Кто-то выкладывает их в форме креста, другие закапывают в землю, третьи просто отдают беднякам.

С яйцами связано и гадание, их спускали с небольшого пригорка и наблюдали, как оно катится. Если ровно и не разбивается, то обладателя ждет счастье и удача в текущем году.

Традиция «Посещение молодых»

Еще одной весьма хорошей традицией, которая в свою очередь соблюдается не только на Красную горку, но и на Масленицу, является посещение молодых, которые уже поженились именно вначале этого года. Тем самым считали, что семейная жизнь у посетивших гостей сложится очень складно, и они также в скором времени сыграют свадьбу. Таких дорогих гостей, угощали всеми блюдами, которые напрямую связаны с яйцами, то есть – крашеными яйцами, яичницей и так далее. Этот выбор блюд, исходил из того, что яйцо в свою очередь символизировало необычайную гармонию и мир в его красоте.

Традиция делать яичницу

Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яйчницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

Хороводные игры

Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли…», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели.

Поминки

На Красную горку принято посещать кладбище, чтобы помянуть близких (по аналогии с Родительским днем). По могилкам расставляют еду, оставшуюся с Пасхи и крашеные яйца. В церковных традициях это не прописано. Однако народный календарь поминовения слегка отличается от христианского.

Поминовение включает молебен в храме, посещение кладбища, трапезу в доме. Считалось, что в этот день кормится душа. Готовили специальную пищу (кутью, блины), варили пиво и придерживались многочисленных запретов.

В конце девятнадцатого века девушки в траурных платьях ли на кладбище поклоняться родным. Сначала они причитали о покойных, затем ставили на могилу кушанья. С погоста, переодевшись, барышни отправлялись на празднование Красной горки.

Обычаи и гадания

Фомино воскресенье – это день вступления весны в законные права. Особо праздник почитали молодые люди, поскольку на Красную горку устраивали гулянья. Парни шли свататься к девушкам. Сидеть дома в этот день считалось дурной приметой, можно навсегда остаться без пары.

На праздник проводили разнообразные обряды, они должны были обеспечить хороший урожай и защитить жителей деревни от невзгод. Пока солнце не встало девушки собирались на краю села и делали вокруг него борозду, одновременно читая молитву. Это был своеобразный защитный оберег.

Хорошим знаком считалось, если в месте замыкания борозды формировался крест. Если яма получалась глубокой, означало, что засуха, неурожай и прочие беды обойдут селение стороной. После завершения обряда начинались массовые гуляния, во время которых барышни всеми способами пытались привлечь внимание юношей. Они наряжались в лучшие платья, вплетали в прическу яркие ленты.

На Красную горку каждый отправлялся, чтобы продемонстрировать свой талант. Кто-то мог похвастаться сильным голосом, другой прекрасно танцевал. На праздничные гадания девушки пытались разузнать имя суженого.

Например, за сутки до Кликушного воскресенья барышни пекли каравай и брали две новые иголочки, заговаривая особыми словами. Их втыкали в выпечку в форме креста и выносили в коридор. С рассветом каравай забирали и клали на самое высокое место. Считалось, что после подобного таинства, барышня в течение года выйдет замуж.

Обряд Красной горки на замужество

Для данного обряда необходимо испечь в день Красной горки самый простой каравай. После надо взять совершенно новые две иголочки и заговорить их следующими словами:

На первую иголочку: «Купец-молодец, принеси мне свадбишный венец. Как тебя величают, о том сватья знают. А мне молодухе кольцо на руку, да хлеб соль на стол. Истина словам моим по веку отмерянному!».

На вторую иголочку: «Я краса девица румяна да пригожа. Веретеном играла, жениха зазывала. Гой, еси молодец, аль боярин, аль купец, аль заезжий молодец. Заходи на хлеб-соль. Истина словам моим по веку отмерянному!».

После того как заговорили иголочки, необходимо их воткнуть именно крестом в каравай, посыпанный в свою очередь четверговой солью. И потом поставить каравай в коридор на порог до самого утра. Утром хлеб надо забрать и положить в доме на самое высокое место, и пусть он там целый год лежит.

Обряд Красной горки на плодородие

Ранее данный обряд служил как своеобразный оберег. Совершенно все женщины впрягались в плуг и пропахивали довольно глубокую полосу вокруг села. И ни в коем случае к данному обряду Красной горки не допускались мужчины. Весьма добрым знаком считалось, если при замыкании круга получался крест. И только после завершения обряда на плодородие начинались гуляния. А смыслом этого обряда было как бы отгораживание села совершенно от любой беды и напастей, а борона, которая, в свою очередь использовалась в обряде, далее служила символом всего урожайного года.

Обряд Красной горки на богатство

Данный обряд на богатство считается достаточно сильным. Для этого берут икону именно с изображением Иисуса на троне. Далее держа икону над тазиком, поливают ее водой. Воду можно брать для данного обряда совершенно любую. А после необходимо умыться данной водой, но перед этим еще один важный момент: воду необходимо заговорить.

Над водой прочитайте следующее:

«В Семи Храмах есть семь столбов, И в одном только есть Подажь Боже, К той Подажь Боже есть истинное слово. Положил Подажь Боже сам Соломон. Кто до Подажь Боже дотронется, С этих слов со святой иконы умоется, Тому богатая судьба откроется, обнажатся сокровища, Злато, серебро, запечалится по Рабу Божьему (Имя) Истинно есть, истинно будет, Подажь Боже Раба Божиего (имя) во веки веков не забудет. Во имя Отца, Сына и Святого духа. Аминь».

Воду, которую останется после, надо вылить под совершенно любое дерево. Такой ритуал на богатство надо проводить именно три года подряд. И не забудьте умываться надо лишь только одному человеку. А также абсолютно никому не стоит обо всем рассказывать.

Обряд Красной горки на любовь

Данный ритуал поможет впустить в вашу жизнь искреннюю и взаимную любовь. Для этого необходимо опустить пальцы в совершенно любую емкость с розовой водой, при этом на лбу нарисовав знак Венеры. Воду, которая останется необходимо вылить полностью на порог своего дома. А в том случае если вы живете в квартире, то обрызгайте данной водой ручку входной двери и звонок входной двери, при этом постарайтесь себе как можно четче представить, что ваш любимый человек подходит к вашей двери и звонит, либо стучится.

Встреча весны

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника «Красная горка».
Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:
«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!» Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла…». Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.
Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня…

Какие существуют приметы праздника Красная горка?

Среди множества поверий относительно Фомина воскресенья, можно выделить несколько наиболее занятных:

  • Чтобы не испытывать финансовых трудностей, нужно на Красную горку умыться, стоя перед иконой. Самый старший человек в семье должен умыть остальных.
  • Загадать желание и бросить монетку в речку (озеро, колодец). Подобный ритуал направлен на привлечение счастья в дом.
  • От всей души и искренне помолитесь Богу, попросите долгих лет жизни и крепкого здоровья. Наши предки верили, что в этот день все слова доходят до Всевышнего.
  • Накануне праздника было принято мыть иконы. Процедура обязательно осуществлялась над тазиком. Воду нельзя выливать, ее оставляли до наступления Красной горки. Если умыться этой водой, то обязательно разбогатеешь.

Также считалось, что семьи, сыгравшие свадьбу в Фомин день, будут жить долго и счастливо.

В наши дни праздник Красная горка не празднуется так широко и весело, как в Древней Руси. Однако до сих пор, в эту дату скапливаются очереди возле ЗАГСа. Каждый хочет обвенчаться в Фомино воскресенье, чтобы брак сохранился на всю жизнь. Правда, в некоторых поселениях и сегодня с размахом празднуют Красную горку. Ведь это невероятно веселый и добрый праздник, несущий в себе победу жизни над смертью, а также главенство весны над зимушкой.

Об основных приметах и обычаях Кликушного воскресенья вы узнаете из видеоролика.

Приметы

Согласно народному мнению, на красную горку можно было по особым признакам предсказать погоду, предугадать благополучие в текущем году. Многие приметы указывали на свадебные традиции. Считалось, что в этот день:

  • души усопших родственников спускаются к могилам и можно ощутить теплое присутствие, духовно пообщаться и получить покровительство;

  • ожидались свадьбы, ведь на Масленицу были сватовства;

  • свадьбы в этот день означали богатую, сытую, супружескую жизнь;

  • пророчили заметное потепление, ведь весна окончательно вступала в свои права;

  • полагалось умываться перед иконами, чтобы высшие силы даровали благополучие, особенно денежное, старшие во время действа заботились о младших;

  • для привлечения удачи в колодец бросали монетку.

В церковном каноне примет на Антипасху не наблюдается. Этот день полагается посвящать Богу, посещать служения в храмах, читать молитвы и обращать мысли и сердце к духовному миру.

Что категорически нельзя делать на Красную горку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *