Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но, как быть, если ребенок совсем не хочет учиться? Мы желаем ему счастья, и уж нам-то хорошо известно, что хорошая профессия и безбедное будущее невозможны без образования. Но, что, если постоянными нравоучениями, строгими наказаниями или запретами мы лишь вредим ребенку? О том, как мотивировать учиться подростка и малыша, как помочь ему преодолеть трудности учебного процесса в нашем материале, где мы постарались собрать советы педагогов, психологов и одновременно родителей, которые действительно нашли способ помочь своим детям.

Ребенок плохо учится — что делать?

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Важно понять самим и объяснить ребенку, что двойка или тройка — оценка исключительно его понимания одной конкретной темы и, разобравшись с ней, можно получить совсем другую оценку. Педагог Дима Зицер, к слову, советует совсем отказаться от стандартной оценочной системы:

«Когда я маленький, мне всё ужасно любопытно, всё интересно, я ориентируюсь в мире очень свободно. Когда взрослый любимый партнер – мама или папа вместо того, чтобы помочь мне ориентироваться в этом мире, исследовать мир вместе со мной, ставит меня в рамки «черное – белое», этот мир начинает замыкаться, пока постепенно не придет к клетушке в собственной квартире.

Из такой клетушки страшно выходить, страшно пробовать новое, страшно любопытствовать, страшно идти вперед. В этом смысле нет особой разницы между плохими оценками и хорошими. Мы называем хорошие оценки «хорошими», потому что они на первый взгляд имеют положительный окрас, но в принципе любая оценка ограничивает.

Хорошая оценка – такое же ограничение, как и плохая.

Почему, например, если я нарисовал домик красного цвета – я «умница», а если нарисую домик синего цвета – перестану быть «умницей»? В этот момент у меня закрепляется суждение: домик должен быть красного цвета. Это происходит почти на автомате, почти машинально, почти случайно, но закрепляется серьезно и надолго».

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер отмечает, что дети меняются, сейчас у современных подростков, да и у малышей больше свободы:

Если мы говорим про то, что было пятнадцать или двадцать лет назад, это были такие же чудесные и замечательные дети. Однако их готовность «стоять там, куда их поставят», была гораздо выше.

Я с восторгом наблюдаю за этой тенденцией: они все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли.

  • Психолог Людмила Петрановская напоминает, что у подростков в определенном возрасте появляются нейрофизиологические трудности, у нас есть все основания полагать, что влияет это и на учебу:

«В это время ребенок может испытывать сложности с критичностью, с оценкой последствий своих поступков, с прогнозированием. Самые сложные и поздно созревающие структуры мозга, которые отвечают за целеполагание, за прогнозирование, оказываются уязвимыми и в состоянии перестройки не очень хорошо действуют».

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Дима Зицер: В сегодняшней педагогике мы идём как по минному полю

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают нужным воспитывать ребенка «ремнем», вспоминая о том, как в их собственном детстве на страхе перед физическим наказанием удавалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и мотивации к учебе:

«Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог».

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам. Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
  • Поговорите с ребенком. Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны встать на защиту ребенка и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
  • Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно».

Подавайте пример

Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?

Личный пример — до сих пор один из лучших методов воспитания.

Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.

Делитесь личным опытом

Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.

Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением

Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.

Пройдите «лабиринт с конца»


Источник

Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.

Установка «вырастешь — будешь дворником» давно не работает.

Участвуйте в жизни школы

Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.

Спрашивайте, как прошел день в школе

Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.

Поддерживайте благоприятный климат в семье


Источник

Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.

Устраивайте интересные образовательные мероприятия

Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.

Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей

У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.

Постарайтесь не ругать учителей в присутствии детей и уважительно отзываться о школе.

Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?

Как правильно мотивировать ребенка

  • Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина. Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку. Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
  • Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
  • Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
  • Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
  • Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
  • Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

Педагог Дима Зицер:

«Если человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Неужели недостаточно просто исправить ошибки? Ребенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. Если я в этот момент обратил его внимание на то, что «стеклянный», «деревянный», «оловянный» пишется определенным образом, почему, если я не подкреплю это двойкой, нам кажется, что ребенок это не запомнит? Почему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?»

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

От чего зависит успеваемость ребенка?

Специалисты утверждают, что прежде чем начинать бить панику о плохой успеваемости первоклассника, стоит выяснить причину происходящего. Важно понимать, что процесс перехода ребенка от его веселого образа жизни в детстве к учебному процессу является очень сложным. И на адаптацию первоклассника может уйти немало времени.

    Успеваемость ребенка зависит от таких факторов:

  • Уровень любознательности.
  • Общее умственное развитие.
  • Умение адаптироваться.
  • Осознание того, что он обязан подчиняться правилам.
  • Умение быть внимательным и сосредоточенным.
  • Иметь зрительную память и развитый слуховой и речевой аппарат.

Как видно, если ребенок не успевает со школьной программой, то это может быть связано не только с его плохим интеллектом или низкими способностями, но и бывает вызвано другими особенностями малыша.
Не стоит забывать и о том, что большую роль в успеваемости ребенка играет учитель. Возможно, ваш малыш не смог найти с ним общий язык, или ему не нравится метод объяснения материала. Причин может быть множество. Цель родителей: определить причину неуспеваемости, а затем попытаться устранить ее, прибегнув к помощи учителей, репетиторов и, возможно, психологов.

Что стоит сделать родителям?

Каждый родитель, отдавший ребенка в первый класс, должен осознавать следующее:

  1. Школьная программа может оказаться сложнее, чем вы думали. Очень многие мамы и папы жалуются на сложность обучения в школе и быстрый темп. Чтобы избежать такого сюрприза, лучше всего начать заранее готовиться к первому классу. Многие родители используют помощь репетитора, который полностью готовит ребенку к усидчивости и быстрому усвоению материала в первом классе.
  2. Настройте себя на то, что любой учитель имеет любимчиков. Это естественно, ведь учитель обычный человек, который просто не умеет относиться ко всем одинаково. Об этом стоит рассказать и малышу, показав, что учитель, прежде всего, должен его обучать, а не любить. Первоклассник обязан относиться к учителю с уважением, такого же отношения вы имеете право требовать от учителя к вашему ребенку. Если вы заметили, что педагог кричит на ребенка, то стоит мягко поговорить с ним об этом наедине.
  3. Ребенок в таком возрасте нуждается в помощи. Мало кому из первоклассников удается самим справляться с заданиями в школе. Малышу нужна помощь взрослого, родителя или репетитора. Благодаря этому он научится готовиться к урокам.
  4. Родителям не стоит нервничать, злиться и оспаривать авторитет учителя на глазах у ребенка. Даже если уровень знаний педагога оставляет желать лучшего, то об этом не обязательно знать его ученику.

Завышенные требования родителей

С началом учебных будней ребенок сталкивается с трудностями. Он должен удерживать и концентрировать внимание длительное время, налаживать контакты с одноклассниками.

Впервые в жизни у малыша появляются обязанности, а его труд оценивается бескомпромиссным учителем. Если ребенок перед школой не посещал детский сад, тянуть непосильную ношу ему еще труднее. Он менее самостоятелен и не приучен к дисциплине. У него отсутствуют навыки выстраивания отношений в коллективе. Пытаясь решить одновременно несколько проблем, малыш не справляется с учебой и получает плохие отметки.

В таких условиях завышенные ожидания взрослых действуют на школьника угнетающе. Очень часто родители относятся к отпрыску, как проекту, в который они вкладывают инвестиции, надеясь получить дивиденды. Они водят его на различные секции, много занимаются с ним и готовят к школе. Мама и папа уверены, что сделали все необходимое, чтобы видеть в дневнике ученика только отличные оценки. Когда они выясняют, что ребенок не тянет, их охватывает паника.

Понимая, что он не оправдал ожидания родителей, ребенок ощущает свою вину. Он теряет веру в свои силы, падает духом и утрачивает интерес к учебе как к источнику своих бед. Чем меньше он прикладывает усилий, тем хуже становится результат.

Малыш становится тревожным и забывчивым, он не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается и боится ходить в школу. Страх ошибиться становится настолько сильным, что школьник отказывается отвечать у доски и писать контрольные работы.

Даже если родители не упрекают школьника открыто, он отлично чувствует их разочарование. Ребенок по отношению к своим родителям — это мощное эмоциональное зеркало. Он не только улавливает исходящий от них негатив, но и многократно усиливает его.

Пытаясь исправить ситуацию, родители водят малыша на дополнительные занятия, увеличивая и без того непомерную нагрузку. Отсутствие результата еще сильнее убеждает школьника в своей неуспешности.

Как вернуть ребенку веру в свои силы?

Чтобы вернуть школьнику интерес к учебе, нужно развить в нем веру в возможность успеха. Для этого надо перестать ориентироваться на успеваемость. Важно замечать самый незначительный успех ученика и хвалить его за это. Даже если сегодня ребенку удалось сделать всего на несколько ошибок меньше, чем вчера, надо отметить положительную тенденцию. Когда у него не выходит что-то, нужно помочь и подбодрить его. Не следует делать уроки до утра, пытаясь любой ценой выучить стих или решить тяжелую задачу. Учеба не должна ассоциироваться с непосильным бременем и страданиями.

Родителям нужно сделать над собой усилие и перестать ожидать от своего ребенка блестящих результатов. Не потому, что он не способен их добиться, а потому, что они не так важны, как самооценка ребенка и его здоровье.

Нельзя сравнивать школьника с более успешными ровесниками. Чтобы оценить деятельность малыша, нужно сопоставлять только его личные результаты.

Расспрашивая о школе, надо акцентировать внимание на отношениях с детьми, экскурсиях, темах занятий. Оценки должны интересовать родителей в последнюю очередь.

Помогут восстановить душевное равновесие малыша любые успехи в других областях. Надо поддержать любую его инициативу и отвести в ту секцию, которую он выберет. Достижения в спорте или искусстве поднимут самооценку ребенка. Спокойное отношение родителей к оценкам поможет ему успокоиться, поверить в свои силы догнать школьную программу.

Ребенок не видит смысла в учебе

Дети плохо успевают в школе, когда не видят смысла в учебе. Если их родители пренебрежительно относятся к знаниям и образованию, не читают книг и не хотят познавать новое, вряд ли у ребенка будет иное отношение. Он не понимает, зачем он должен делать то, что не пригодится ему в жизни. Свои выводы малыш делает на основе деятельности и мировоззрения родителей. Сколько бы он не сталкивался с другими примерами, поступки взрослых членов его семьи являются для него приоритетными.

Подобное отношение может появиться в семье, где образование и знания ценят. Так может проявляться реакция отторжения на насильственное обучение. Большое количество занятий, секций и кружков, а также бесконечные лекции родителей на разные темы не позволяют ребенку расслабиться и обдумать полученную информацию. Переизбыток разнообразных неупорядоченных знаний дезориентирует ребенка и выматывает его физически и психологически. Развивается стойкая ненависть к знаниям.

Как вернуть интерес к учебе?

Чтобы пробудить интерес ребенка к знаниям, родителям надо самим научиться ценить их. Следует проявлять интерес к разным наукам, знакомиться с новинками искусства и литературы, ездить на экскурсии, ходить в музеи, театры и на выставки. Надо интересоваться темами, которые дети проходят в школе. Можно их изучать вместе с ребенком. Если родители проявят интерес к истории Древней Греции, малыш попытается выяснить причину их любопытства.

Взрослые должны рассказывать интересные научные факты, показывать опыты, объяснять природу вещей. Можно вместе наблюдать за растениями, погодой или домашними животными. При этом нужно вести себя с ребенком на равных, не доминируя и не поучая.

Надо постараться охватить как можно больше областей знаний. Среди них обязательно найдутся такие, которые вызовут живой интерес у малыша. Любой факт может перевернуть мировоззрение школьника и мотивировать на учебу.

Если ребенок потерял интерес к учебе из-за большой нагрузки, нужно оставить его на время в покое и предоставить полную свободу. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок бросит музыкальную школу, на которую он потратил несколько лет, перестанет делать уроки и будет проводить время в праздности. Это естественная реакция. Постепенно ему надоест безделье, и он вернется к обычной жизни.

Вряд ли отпрыск продолжит обучение в музыкальной школе. Возможно, эта деятельность не вызывала у него восторга. Родителям придется с этим смириться.

Не исключено, что неожиданно появившаяся свобода позволит реализовать давнюю мечту школьника. Он займется фотографированием или запишется на курсы веб-дизайна. Какую бы он ни выбрал деятельность, надо его поддержать.

Игнорирование реальной жизни

Иногда ребенок имеет плохую успеваемость в школе, потому что он фактически не присутствует на занятиях. Во время уроков школьник не слушает учителя и не принимает участие в событиях, происходящих вокруг него. Он погружается в мир своих фантазий, блокируя внешнюю информацию. Такое поведение характерно для детей, которые не получают достаточно внимания от взрослых.

Часто от дефицита внимания страдают малыши из неблагополучных семей. Если родители постоянно ссорятся и выясняют отношения, у них не остается ни времени, ни сил на воспитание малыша. Напряженная атмосфера угнетает детей и заставляет их уходить в себя.

Летающий в облаках школьник может расти в благополучной семье, где папа и мама живут мирно. Но их чрезмерная занятость на работе может отдалять от них ребенка. Чувствуя себя одиноким, малыш находит утешение в мечтах и фантазиях.

Некоторые дети нуждаются в повышенном внимании, но вследствие повышенной тревожности и неуверенности в себе не могут привлечь внимания взрослых.

Если вовремя не скорректировать такое состояние, в подростковом возрасте у школьника появляется самосознание одиночки. Он считает себя непонятым окружающими и не интересуется увлечениями сверстников. Такое странное поведение еще больше отдаляет его от одноклассников.

Отсутствие необходимого для всех подростков общения с ровесниками иногда приводит к развитию депрессивного состояния. Подросток — одиночка может легко попасть под влияние сильной личности.

Как вернуть ребенка в реальный мир?

Чтобы малыш обратил внимание на происходящее в реальной жизни, нужно вынудить его решать конкретные творческие задачи. Надо найти такую сферу деятельности, которая поможет ему привлечь внимание взрослых.

Отличным решением будет записать студия рисования. Но детские рисунки нужно обязательно хвалить, развешивать на стенах и демонстрировать гостям. Такое же воздействие окажут секции командных видов спорта, танцев или хорового пения. Публичные выступления привлекут к чаду необходимое внимание. Необходимость действовать в интересах коллектива заставит его не отвлекаться на фантазии.

Не нужно бояться, что избыток внимания вызовет чрезмерное повышение самооценки ребенка. Ощущение успеха позволит сформироваться устойчивой самооценке, позволяющей добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Замедленная реакция ребенка

Плохо успевающий ребенок может трудиться добросовестно и целенаправленно. Однако врожденный темперамент не позволяет ему справляться с нагрузкой. Ребенок просто не успевает выполнить домашнее задание и решить задачу на контрольной работе.

С виду такой малыш может выглядеть ленивым, не желающим лишний раз пошевелить пальцем. Однако это впечатление обманчиво. Замедленная реакция обусловлена строением нервной системы. Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам не так быстро, как у других людей. Такая особенность не является заболеванием. Надо ее учитывать при оценивании знаний малыша.

Родителям нужно принять ребенка таким, какой он есть.

Метки:Школа

Сделал все правильно — опять двойка

Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения — хоть книги, хоть условий задачи по математике — не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Из-за чего они появляются? Кто-то грешит на книжки с картинками, не оставляющими простора для фантазии малыша, кто-то — на засилие мультиков. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения «поверхностного чтения» уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос «Любишь ли ты читать книги?» ребенок с такой проблемой отвечает, что ему «скучно». А скучно ему именно из-за того, буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей — сказки, для подростков — хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое — поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.

Никак не получается

Столкнувшись с трудной задачей, ребенок сразу «пасует», даже не пробует с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать ребенка, забирая силы, нужные для того, чтобы с ней справиться. Очень часто с этим сталкиваются отличники, которые поначалу благодаря собственной сообразительности или хорошему общему развитию со всем справлялись играючи, а потом сложность заданий повысилась, и разделываться с ними так же влет уже не удается.

Что делать? Самое главное — поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок просто упустил какой-то важный нюанс. Но самое главное — по-настоящему поверить в своего ребенка. Любую неискренность он тут же считает — это особенность детского восприятия. А для школьника вера в него родителей — необходимая составляющая успеха.

Ничего не понимаю

Еще одна типичная проблема: в целом успевающий ребенок не может разобраться с какой-то темой или испытывает трудности с одним предметом. Почему так происходит? Обучение в школе — череда взятий вершин, преодолений сложностей. Некоторые из них удается взять с первого раза. Другие — только с третьего или с пятого.

Что делать? Принять за истину, что у каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Далеко не всегда быстрая обучаемость — показатель большого ума. Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров — оба великих физика не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками. Задача родителей не превратить ребенка в загнанную лошадь, а помочь качественно усвоить весь материал. Поэтому любая агрессия со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию. Иногда может быть целесообразным подключить репетитора, чтобы тот снова объяснил неосвоенный на уроке материал.

Не хочу учиться

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать «двойки» и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с «домашкой»? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка. «Школа — такое место, где детям отвечают на вопросы, которые они не задавали», — утверждает известная поговорка. В какой-то момент это начинается надоедать.

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском поведении. Ребенок, да и подросток, об всем этом, в принципе, думать не должен. Просто потому, что детство — время подвигов. Подвиг познания — один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи — это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии — если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что «пятерка» — единственная нормальная оценка» и воспринимают каждые «пять баллов» как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе — опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей — уже большое достижение ученика.

Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко — нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться — тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно — для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение — это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и в том числе учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет — это всего лишь интструмент. И его можно использовать как инструмент познания. Самое главное — правильно поставить задачу. Если учителя не справляются, делать это придется самим родителям.

Вообще ничего не хочу

Большинство детей, которых приводят к психологам с этой проблемой, страдают от одного и того же. Их родители — люди, неуверенные в себе или несостоявшиеся. Они живут не той жизнью, о которой мечтали, и переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу «Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!». Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. И потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка — самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же родители начинают ломать потомка «через колено» и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, — это верный путь к психозам и депрессиям.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ УСПЕВАЕТ В ШКОЛЕ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *