Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.


Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII – первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста – символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста – символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние);

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» – поклон до персей или до пупа; «средний» – в пояс; малый земной поклон – «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние);

Спрашивает: Александр

Уважаемый Александр!

Старообрядческая Церквь не имеет евхаристического общения с Русской Православной Церковью (т.е. невозможно взаимное регулярное причащение старообрядцев в православном и православных в старообрядческом храме).

Отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству формировалось на протяжении многих столетий от возникновения старообрядческого раскола до сегодняшнего дня и прошло несколько периодов. Первоначальный этап был связан с возникновением раскола и с той огромной опасностью, которую он представлял для единства русского православия и Российского государства.

Ситуация в то время побуждала Российскую Церковь к очень решительным и жестким (вплоть до наложения проклятий на придерживающихся старых обрядов и не признающих законной иерархии после Патриарха Никона) постановлениям о старообрядцах, которые были вынесены на целом ряде соборов семнадцатого столетия.

В синодальную эпоху часть старообрядцев попыталась усвоить себе священство, которое получалось бы не путем переманивания клириков господствующей церкви, как это было до того, а через рукоположение от архиерея. История с начинателем старообрядческой иерархии заштатным греческим архиепископом Амвросием широко известна и описана во многих исторических и канонических пособиях.

Следует указать, что действительность старообрядческой иерархии никогда не признавалась нашей церковью. Здесь следует отнестись к суждениям таких великих святых, как святитель Димитрий Ростовский, прямо писавший книги по обличению раскола, святитель Филарет Московский, неустанно противодействовавший расколу в пределах Московской епархии и в целом в Православной Церкви, святитель Феофан Затворник и других.

Параллельно с обличением раскола как такового смягчалось отношение Российской Церкви к придерживающимся старых обрядов. Была введена практика так называемого единоверия. Для тех старообрядцев, которые безусловно желали служить по дониконовским книгам, но согласны были признать благодатной иерархию господствующей Церкви и войти с ней в общение разрешалась такая форма бытия внутри церкви.

Единоверческое движение получило определенное распространение в особенности в девятнадцатом столетии. После исторических катаклизмов начала двадцатого века у старообрядцев возникла еще одна ветвь старообрядцев-поповцев, идущая от бывшего обновленческого епископа Николы (по их произношению) или Николая Гостева, перешедшего к старообрядцам и давшего иную ветвь, которая называется старообрядцами новозыбковской иерархии.

Сейчас у старообрядцев есть две иерархии – новозыбковская и так называемая белокриницкая иерархия. Недавно предстоятель новозыбковской старообрядческой ветви усвоил себе титул патриарха, видимо упреждая подобное стремление у преобладающих количественно белокриницких старообрядцев. В 1971 году на Поместном Соборе нашей церкви как знак расположения к старообрядцам в условиях, когда все верующие люди находились в стеснении в атеистическом государстве, было принято решение о снятии клятв, на придерживающихся старых обрядов.

Ответ на этот вопрос прочитали 2623 посетителей

Миф №1. Старообрядцы – это секта!
Действительно, бытует такое мнение среди малопросвещенных людей, что старообрядцы – это довольно закрытая организация, как правило, состоящая из живущих в глуши людей, которые придерживаются старых традиций и обрядов. Отчасти с этим можно было согласиться лет 200 назад, но сейчас старообрядцы, несмотря на свою самобытность и верность традициям, – это вполне современные люди, живущие в разных частях нашей необъятной страны, в том числе в густонаселенных мегаполисах. НО!

Старообрядцы никогда не были сектой! Это глупое и ошибочное мнение, не имеющее под собой никакого основания! Русская Православная старообрядческая Церковь – это церковь, существующая с момента крещения Руси в 988 году. Чтобы не быть голословным, рекомендую для начала прочитать книги русского старообрядческого апологета Фёдора Михайловича Мельникова – «Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви”, «Что такое старообрядчество” и российского историка Зеньковского С.А. «Русское старообрядчество”.

Я – житель Москвы и, конечно, после того, как я узнал о старообрядчестве, решил посетить центральный кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище. Скажу честно, пошел я по наитию, форумы не читал, на официальный сайт митрополии не заходил.

Был субботний летний день, я подошел к вечерней службе. Вообще, Рогожский посёлок – это очень атмосферное и сильное место, находясь там, так и чувствуешь всю мощь и древность православной веры. Я зашел в храм и первое, на что я обратил внимание, это то, что служба уже началась (надо сказать, что в новообрядческой церкви вечерняя служба начинается примерно в 16-30).

А когда я зашел, было около 16-00. Не успел я пройти и двух шагов, как ко мне подошла местная бабушка и спросила в упор «Ты старообрядец?». На отрицательный ответ она лишь сказала, что не старообрядцам можно стоять только в притворе (начало храма до колонн), вглубь храма ходить не следует и что можно только смотреть на службу, то есть не участвовать в ней.

Меня это сначала задело, я подумал «как это я такой весь православный и не имею права молиться и подходить к иконам», но за волной возмущения быстро последовало смирение, и я просто стал стоять и наблюдать. Разве в секте будут относиться так строго к пришедшему человеку? Нет, наоборот, будут всячески зазывать и обещать горы золота и безграничное счастье, а тут ты пришел в храм божий, так что будь добр быть смиренным и трепещущим перед Богом.

Миф №2 – Старообрядцы неприветливые и злые.
Этот миф бродит на всех старообрядческих форумах, причем его распространяют люди, о которых нам неизвестно никакой информации. То есть, например, пишет какой-нибудь «Василий 2000» (никнейм), о том, что старообрядцы злые, любят ругаться, нет у них благодати и все в этом духе.

Причем приводит примеры из жизни каких-то знакомых или даже свои собственные. Конечно, с овациями вас никто встречать не будет. Не ждите, что вы придете, и вас примут с распростертыми объятьями. История старообрядчества тяжелая. Как сказал Александр Антонов, председатель общины старообрядческого храма Николы чудотворца (м. Белорусская) в Москве, – «Старообрядчество – это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях».

Вот и меня в тот день не особо жаловали местные бабушки гостеприимством, напротив, следили, не прохожу ли я вглубь храма, но сказать, что мне кто-то запрещал молиться, (тогда еще по-новообрядчески) я не могу. Я молился вместе со всеми, как мог и умел. Конечно, я тогда не знал всех исторических тонкостей вопроса о расколе 17 века, поэтому мне казалось, что меня ущемляют в правах, как верующего человека.

Однако, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мне было комфортно, я почувствовал мощь, истинный дух православной веры. Это не описать словами, это надо прочувствовать! Позже к середине службы ко мне подошла та же самая бабушка и сказала, что сейчас будет петь хор, что такого в новообрядческой церкви я не слышал, и, надо сказать, она оказалась права!

Когда поёт клирос, то в храме создается такая благодатная атмосфера, что, кажется, ты находишься перед вратами рая. Я не преувеличиваю! Просто это надо услышать самому! В целом люди в храме мне показались довольно миролюбивыми, а по отношению ко мне – нейтральными.
Для примера могу сказать, что в новообрядческой церкви действительно никто не запретит вам ходить по храму, креститься когда угодно и целовать иконы, но вместе с этим такое равнодушие царит там во всём.

Я много раз подходил к монахам в монастырях или священникам, но не получал от них никакой отдачи, то есть духовного общения, они были вечно занятыми. Опять же хочу сделать оговорку, что это лично мой опыт, не исключаю, что у других могло быть иначе (да и в конце концов никто не был обязан со мной общаться).

Миф №3. Cтарообрядцы – это фарисеи, им главное обряд!
Это главный миф, которым прикрываются новообрядческие миссионеры, ссылаясь на то, что старообрядцы сами подтверждают это мнение, называя себя староОБРЯДцами.Очень часто приходится слышать, что старообрядцы – законники, что у них нет благодати в отличие от новообрядцев, у которых, по их же мнению, царит полнейшая любовь и понимание.

Мой опыт говорит о том, что это лукавство чистой воды. Под благодатью многие новообрядцы понимают распущенность и только. Да, вот так просто! Можно нарушить пост или прийти в церковь в неподобающем виде. При этом они еще говорят, что Исус нас этому учил и начинают приводить отрывки из Евангелия. Я лично не думаю, что Исус нас учил вседозволенности.

Да, церковь – для человека, но это не значит, что можно специально делать себе послабления, ссылаясь на благодать. Старообрядчество – это как форма, так и содержание, эти два понятия неразделимы. На этом основана русская православная старообрядческая церковь. Могу привести такой пример, что у каждого прихожанина новообрядческой церкви (ну или почти у каждого) возникало какое-то ощущение двойного стандарта.

Некоторые новообрядческие батюшки говорят о сребролюбии, стяжательстве, а сами носят дорогие часы, ездят на шикарных машинах. Да и примеров много, я не хочу кого-то осуждать, упаси Бог! Но чувство неискренности и какой-то фальшивости имеет место быть (кстати, атеисты и ненавистники православия очень любят приводить такие примеры, о которых я написал выше, и им трудно что-либо возразить)! Там, по моему мнению, форма, бывает, отличается от содержания.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы-поповцы

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».


Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Чем отличаются староверы от православных христиан?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *