Часовни и их виды

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен — приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они «оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище — часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен — погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, — утверждает Андрей Анисимов. — Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Иверская часовня на Красной площади

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади — часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия «часовня” следует, что там читают часы, — объясняет Никита Гайдуков. — Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: «Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны — и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть — Престол, левая — жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери — завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть — католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших — храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила — небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах — дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня — современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни — памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа — в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня — это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку — все, уже место освящено. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Доброго времени суток! Сегодня мы посмотрим на еще один вид древкового холодного оружия. Это оружие носит название совня, но конструктивные особенности и некоторые моменты в ее происхождении несколько затрудняют классиффикацию данного типа холодного оружия. Вот именно в этом мы сегодня и разберемся.

Совня или совь — тип славянского древкового оружия. Многие ошибочно относят его к рогатинам, однако, это неверное утверждение. Изогнутая форма лезвия-наконечника у совни такова, что позволяет наносить удары всех типов, т.е. колющие, рубящие и режущие. В связи с этим совь относят к типу глефы или алебарды. Это не глефа, как таковая, но одна из разновидностей длинно древкового холодного оружия для ведения ближнего боя.

Особенности строения совни

Совня

Как полагают исследователи, родился этот тип оружия путем трансформации крестьянской косы, что теоретически предполагает возможность ее изготовления в домашних условиях. Появление совни можно называть вынужденной мерой: воины пехоты испытывали острую недостачу в эффективном вооружении для ведения ближнего боя. Из-за отсутствия иных образцов они стали переделывать сельскохозяйственное орудие в боевое оружие.

Состоит совня из:

— изогнутого наконечника с одним лезвием, напоминающим по форме и типу лезвие косы,

— длинного деревянного древка, традиционно превышающего человеческий рост.

В качестве материала изготовления наконечника использовали твердые сорта стали. В суровые времена затяжных войн в целях экономии совни производили из низкоуглеродистых сталей и уменьшали лезвие до 20-30 см длину наконечника. Традиционно же оно было широким (до 10 см) и длинным (до 80 см). Его прочно насаживали вертикально на древко и закрепляли на нем с помощью втульчатого крепления, сделанного довольно небрежно.

Совни и рогатины

Совни начального периода, т.е. примерно 10 века, отличались крайне низким качеством исполнения, поскольку производство их не было поставлено на поток. Однако, постепенно качество улучшилось. К 17 веку они стали наиболее важным видом длинно древкового холодного оружия после копья. Производство совни было налажено, и качество исполнения возросло.

Часто оружие дополняли шипами и крюками, что и делало его похожим на рогатину. По своей форме обух наконечника имеет скос. Острие клинка изгибали вверх. В некоторых модификациях он был изогнут даже под прямым углом, чем еще сильнее напоминал косу. Считается, что совня пришла на смену дорогостоящим и трудоемким в производстве боевым топорам. В любом случае, с ее появлением воины получили очень важное преимущество — возможность ведения боя на дистанции.

История

Ранние сведения

Точная дата появления совней на вооружении русского войска неизвестна. Ранние упоминания есть в I Новгородской летописи. В 1234 году новгородцы во главе с князем Ярославом разгромили литовцев, которые побежали, побросав оружие, в числе которого были совни (сови). В ходе этой битвы со стороны новгородцев погибло 10 человек, литовцев — гораздо больше, в том числе у них было отбито 300 коней. Однако есть мнение, что под совнями здесь подразумевали сулицы. Это связано с тем, что в оригинале летописи стёрта буква между со и вни, поэтому употреблённый термин неизвестен. Копья с ножевидным наконечником односторонней заточки также иногда называют совнями, но они были довольно редки. Встречались, в основном, в землях Северо-Западной Руси. Ранние археологические находки таких наконечников на Руси относятся к X веку. К тому же они, как правило, отличаются довольно коротким пером. Такие копья совнями не являются.

Русское царство

Бытование совней на Руси зафиксировано в XVII веке. Наиболее близким оружием, согласно Висковатову, являются относящиеся к тому же периоду типы рогатин с мечевидным наконечником. Совни имели колющее, рубящее и режущее действие. Остриё наконечника было изогнуто вверх, иногда почти под прямым углом. По-видимому преимущественно использовалось в пехоте, где выполняло роль офицерского оружия (в частности сохранилась совня стрелецкого головы), и в этом плане было аналогом алебард или протазанов. Также совни, согласно реконструкции Висковатова, использовала конница. Однако надо отметить, что в настоящее время не известны письменные или изобразительные источники, подтверждающие применение совней в кавалерии, а сам термин в Московских документах не встречается. В то же время возможно, что похожее оружие могло фигурировать под названием «рогатина». Длина наконечника составляла до 80 см (такой же длины хвостовик), ширина — около 6 см. Однако, в целом, широкого распространения совни не имели, с чем связана их редкость в музеях. Например, в Оружейной палате в 1914 году числилась лишь одна совня XVII века из Большой Государевой Казны под номером 5644, в действительности оказавшаяся крупным копьём. В каталоге Артиллерийского музея, составленного в 1877 году, под номером CLXX упоминается совня, украшенная гравировкой с изображением двуглавого орла. Подобного оружия, относящегося к началу XVII века и более раннего времени в музеях нет вовсе. Помимо боевых совней, существовали исключительно субординационные. Например, сохранился прапор XVII века: «Древко крашеное, навершье железное, прорезное копьё, совня длинная и плоская, под нею вырезан венок, и в нём св. Архангел Михаил с мечом в руке».

Изображения, основанные на рисунке Висковатова.

Народное ополчение

Нож-косарь для колки лучины, конец XIX века.

Во времена борьбы с польско-шведской интервенцией и позднее совни активно применялись пешими народными ополченцами. Тогда надо было срочно изготовить большое число оружия для ополчения, наконечники изготавливались целиком из низкоуглеродистой стали. В других случаях наконечники ковались качественно, с наварным лезвием из твёрдой стали. Подобные наконечники известны по находкам XVI—XVII веков в Москве, Коломне, Белгороде, Чебоксарах. Их длина составляет 275—397 мм, длина пера — 200—275 мм, ширина — 35—72 мм, а диаметр втулки — 30—47 мм. Похожие предметы бытуют в России до начала XX века, но в некоторых случаях это может быть не совня, а, к примеру, нож-косарь для лучины, инструмент для колки углей в печи или что-либо похожее. Тем не менее, по предположению О. В. Двуреченского, некоторые из подобных предметов могли применяться и в качестве оружия, как об этом свидетельствуют укреплённая втулка и заострённый наконечник. Кроме того, ряд историков полагает, что некоторые типы этого оружия — не совня, а её простонародный аналог, возможно, с другим происхождением, известный как ласка. Это оружие отличалось от совни произвольной формой наконечника (чаще — с обоюдоострой заточкой), коротким древком (не более 1—1,5 м), произвольным креплением наконечника к рукояти. Оно сохранилось в артелях до XX века и в вырожденной форме представляло собой нож на небольшом древке. В XVII веке и позднее под влиянием сибирских народов казаки и другие люди, заселявшие Сибирь, нередко использовали пальмы, конструктивно аналогичные совням. Они использовались как боевое и охотничье оружие.

«Нож на ратовище»

Солдаты сводных гренадерских батальонов Екатеринославской армии, вооружённые кавалерийскими карабинами и холодным оружием на древках — «ножами на ратовищах». 1788 г.

В конце XVIII века на вооружении сводных гренадерских батальонов Екатеринославской армии находилось оружие, называемое «ножами на ратовищах». Это оружие было введено по инициативе Потёмкина. 30 марта 1788 года он написал Суворову следующее письмо: «Отправил одного егеря для образца, как быть вооружену баталиону гренадерскому, находящемуся в третьей дивизии. 500 для сего ножей уже к вам отправлено чрез Херсон, а другие 500 отдайте запорожцам. Егеря обучены здесь как прицеливаться с помощью ножа. Выдумка моя ежели вас понравится, я буду рад. Вместо ружей гренадерам дайте карабины, которые стреляют лутче, нежели ружьи, а столько же далеко, будучи легче несравненно и удобнее для заряда скорого. Прикажите пули перелить по калибру карабинов, ружьи от них отобрать, выучить стрелять в цель и ножами, вместо штыков, колоть и рубить вместо сабли». О технике работы ножом он упоминал и в следующем письме от 4 апреля: «Отправляю к тебе, друг сердешной, унтер-офицера Екатеринославского егерского корпуса, который одет и вооружен так, как быть гренодерскому батальону, составленному из рот ярославских и муромских. Прикажи ему перед собой приложиться, утвержаясь на ноже, стоя и на коленках, закинуть ружье за плечо и колоть, и рубить ножем». Суворова новое оружие заинтересовало, и он его модифицировал, добавив, вероятно, погонный ремень, о чём он писал Н. А. Зубову: «Прибудет к Вам гренадер с ножем и помочью для закидывания ножа за плечо к удобности в походе и атак пальбою, что прошу Вас наискорее исправить». В рапорте от 7 апреля сообщалось о доставке в Херсон, помимо «винтовальных» и «гладких» карабинов, 1500 «ножей на ратовищах». Этими ножами были вооружены, кроме двух сводных гренадерских батальонов, запорожские казаки, а в 1790 в Туле было изготовлено 5000 ножей для корпуса пеших Малороссийских стрелков. «Ножи на ратовищах» представляли собой довольно широкие однолезвийные клинки, закреплённые на коротких древках. Лезвие было с небольшим изгибом. Насколько видно из писем, они предназначались для нанесения колющих и рубящих ударов, а также для прицеливания. К московским совням это оружие никакого отношения не имеет, однако возможна их связь с простонародными совнями или охотничьими ножами, которые укреплялись на недлинном древке.

Примечания

  1. ГОСТ Р 51215-98
  2. Висковатов, «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск», ч.1.
  3. I Новгородская летопись
  4. Лѣтописецъ новгородскій, начинающійся отъ 6525 (1017) году, и кончащійся 6860 (1352) годомъ. Москва, в Синодальной типографии 1819 года.
  5. А. Р. Артемьев, «О редких типах наконечников копий в Новгороде и Новгородской земле», 1990.
  6. 1 2 ТФорум
  7. Путеводитель по Оружейной палате. В.Арсеньев, В.Трутовский. 1914.
  8. 1 2 3 4 Двуреченский О. В. «Холодное наступательное вооружение Московского государства (конец XV — начало XVII века)», 2008.
  9. Н. Е. Бранденбург. Исторический каталог С.-Петербургского Артиллерийского музея. Часть I. 1877.
  10. Древности Российского Государства. Дополнение к III отделению. «Русские старинные знамёна». Лукиан Яковлев (помощник директора Оружейной палаты). Москва, Синодальная типография, 1865.
  11. Культура Углича XVII столетия
  12. 1 2 Воинские союзы на Руси
  13. Словарь Даля, «Лучина»
  14. Найденный клинок — эхо утерянных традиций!?
  15. Олег Леонов «Вооружение «потёмкинских» гренадер. 1786-96″ // «Цейхгауз» № 21

Ссылки

Европейское древковое оружие
Колющее Гаста · Годендаг · Копьё · Пика · Протазан · Рогатина · Рунка · Сариса · Эспонтон
Рубящее Боевой топор · Бородовидный топор · Бродэкс · Валашка · Лохаберакст · Боевая коса · Кельт · Пальстаб · Секира · Сагарис · Топорик-чекан · Франциска
Колюще-рубящее Алебарда · Бердыш · Вульж · Глефа · Осадно́й нож · Оса́дный нож · Па́льма · Полэкс · Совня
Ударно-раздробляющее Боевой молот · Буздыган · Булава · Клевец · Многолопастная булава · Моргенштерн · Пернач · Чекан · Шестопёр
Метательное Дротик · Джид · Сулица · Пилум
Иное Багор · Бердыш-ружьё · Боевой ухват · Гвизарма · Мэнкетчер · Шведское перо
Шаблон не включает охотничье оружие, а также древковое оружие других регионов мира

Что посмотреть

Зодчий неизвестен, а его творение совершенно не соответствует православным канонам. Восьмигранный узкий шатер установлен на 4 массивных колоннах сложной формы, соединенных сдвоенными арками, посередине раньше висели традиционные «гирьки». Здание возведено из кирпича и щедро украшено разнообразным узорочьем, фризами, фигурными колонками, гладкими остались только грани кровли. В стены под самой крышей вмурованы зеленые изразцы.

Стоявший здесь ранее крест, давший часовне название, сегодня экспонируется в Историко-архитектурном музее-заповеднике Переславля-Залесского.

Последняя реставрация не смогла скрыть надписей, выцарапанных вандалами. Тем не менее сегодня часовня превратилась в знаковый символ города, сюда заезжают экскурсионные автобусы и свадебные кортежи. Окрестности обихожены, рядом есть придорожное кафе.

Практическая информация

Адрес: Ярославская обл., Переславль-Залесский, городской округ, ур. Собилово. Координаты GPS: 56.698414, 38.774131.

Как добраться: автобусами №№ 105, 116, 119 до ост. «Щелканка-2», далее пешком 930 м.

Слово состоит из 7 букв: первая ч, вторая а, третья с, четвёртая о, пятая в, шестая н, последняя я,

Слово часовня английскими буквами(транслитом) — chasovnya

  • Буква ч встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ч
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я

Часовня Крест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *