Происхождение и образование.

Брат П. Н. Врангеля. Учился в реальном училище Ростова-на-Дону (1892-96), правда, вскоре семье пришлось переменить место жительства. В 1895 г. Врангели переехали в Петербург, где Николай продолжил учебу в IV Петербургском реальном училище. Уже тогда он интересовался искусством, историей, литературой. Этому увлечению способствовало и пребывание Врангеля в Италии и Германии, куда он был отправлен для поправки здоровья после воспаления легких. Два года он провел за границей, жил в Риме и Флоренции, в маленьких городках, занимаясь итальянским языком и литературой XV в.

Работа в музеях и в обществе защиты памятников.

Начиная с 1900 г. молодой барон Н.Врангель, не имея специального образования, в течение трех лет проводил колоссальную работу, описывая коллекцию Русского музея в Петербурге, систематизируя и каталогизируя материалы, дополняя их обширными справками об авторах, историей произведений. Двухтомный подробнейший каталог вышел в свет в 1904 г. К чести Врангеля, надо отметить, что это был первый научный каталог музея, изобилировавший многочисленными сносками. Также составил научный каталог Музея петербургской Академии Художеств (1908).

Организовал ряд выставок русского искусства 18 — 1-й половины 19 века, сопровождая их каталогами. Первой из которых стала, открывшаяся в 1902 г. в столице «Русская портретная живопись за 150 лет (1700-1850)». Неоднократно посещал западноевропейские страны, изучая музейные собрания.

На государственную службу в канцелярию Его Императорского Величества по учреждениям императрицы Марии барон Н.Н. Врангель устроился еще в 1901 г., вскоре получив там чин коллежского регистратора. Но настоящая «профессиональная» работа началась в 1906 г. в Эрмитаже, когда Врангель становится одним из подлинных организаторов музейного дела в России.

Почетный член Общества художников-архитекторов (1910), основатель и учёный секретарь Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. Члены Общества рассылали ходатайства, препятствуя разрушению художественных ценностей, устраивали выставки, читали лекции, печатали брошюры и художественные издания.

Печатные труды.

Печатался в журналах «Старые годы», «Аполлон» (соредактор в 1911-12) и др., соавтор «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря. Один из первых исследователей русской портретной миниатюры, скульптуры и усадебной культуры, автор первых монографий о Ф. С. Рокотове, М. Шибанове, В. Э. Борисове-Мусатове. Преподавал на курсах Института истории искусств графа В. П. Зубова (1913-1914). Своей выставочной, музейной и педагогической деятельностью, блестящими по стилю эссе и монографиями, научными каталогами, основанными на глубоком знании архивных источников, музейных и частных собраний, Врангель наряду с А. Н. Бенуа и И. Э. Грабарём заложил основы изучения русского искусства 18 — 1-й половины 19 веков. Награждён орденом Почётного легиона (1912).

Первая мировая война.

Во время первой мировой войны в октябре 1914 г. он добровольцем вступил в Красный Крест и отбыл на войну уполномоченным санитарного поезда № 81 имени великой княжны Ольги Николаевны. Через год на фронте он заболел желтухой, произошло резкое ухудшение и, пробыв сутки без сознания, 15 июня 1915 г. он скончался.

Н.Н. Врангель был похоронен 19 июня 1915 г. в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могилу ждала печальная судьба, в конце 1950-х по участку кладбища была проложена дорога, могила барона была утрачена. Лишь весной 2004 г. энтузиастами был установлен символический крест на Никольском кладбище.

Чакчиры

Судя по музейным образцам, гусары Александра I носили чакчиры двух видов. Первый, с лацбантом и довольно широким поясом, можно назвать «французским». (Он был распространен в армии Наполеона.) Этот вид чакчир характерен, по-видимому, для начала царствования. Второй вид — «русский», более простой по изготовлению, без пояса и без планки, застегивающейся спереди, видимо, носили в последние годы царствования Александра (см. рис. на с. 152).

Крой русских чакчир весьма несложен. Они состояли из двух одинаковых деталей, которые соединялись между собою так, чтобы боковые швы оказались снаружи и были бы прикрыты расшивкой из тесьмы. Носили эти чакчиры на подтяжках и застегивали сзади на хлястик с пуговицей.

С 1802 по 1809 год на чакчиры шло белое сукно (1 аршин и 4 вершка по цене 72 копейки за аршин). Их ставили на подкладку из холста (4 аршина по 6 копеек каждый), на шитье, нитки и воск для ниток казна отпускала рядовому 3 копейки. К чакчирам полагался ремень из толстой юфтьевой кожи (ширина — вершок, длина — 1 аршин и 8 вершков) с железной пряжкой, которая стоила 2 копейки. Чакчиры армейским гусарам выдавали на два года, ремень — на четыре, пряжку — на 20 лет.

В лейб-гвардии Гусарском полку, кроме белых чакчир из сукна по 3 рубля за аршин, строевые чины носили еще и белые лосины ценою в 10 рублей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как выглядели первые гусары

Первоначально гусары не напоминали тех, чьи облики нам знакомы по картинам XIX столетия и современным кинофильмам. Гусары были в тонких кованых металлических кольчугах, на головах — легкие шлемы с кольчужными оголовьями. Зимой они надевали куртки — ментии, которые носили в другие времена года на левом плече. К ним прикреплялись орлиные или ястребиные крылья, для предохранения от ударов саблями левой руки, которой держали поводья.

В XVI столетии распространение гусарства шло двумя направлениями. Первое было германским. Австрийские подданные, гусары занимались охраной турецко-австрийской границы. Второе — польское. Трансильванского князя Стефана Батория в 1576 году избрали крулем (королем) польным. С его пришествием пришли и гусары в Речь Посполитую.

При смуте, которая наступила после кончины Бориса Годунова во времена Лжедмитрия, гусары появились на территории Руси. Они были в армии Яна Сапеги, который осаждал Троице-Сергиеву лавру при «семибоярщине». Они были с гетманом Ходкевичем, пытавшимся захватить Москву. Однако с первыми венгерскими гусарами они уже не имели ничего общего.

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

На протяжении столетия эту униформу пытались неоднократно видоизменять, при этом сохраняли характерные только для нее мотивы.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

  • Доломана;
  • Ментика;
  • Чакчир;
  • Ботиков;
  • Кивера;
  • Ташки;
  • Гусарского кушака.

К этому также некоторые историки относят и один из предметов в конском уборе — вальтрап. В каждом полку имелись свои цвета гусарской формы.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Ботиками назывались невысокие (немногим более центра икр) неширокие сапоги. Верхние части голенищ обладали фигурными вырезами с кисточками в них. На ботики надевались шпоры. У солдат были шпоры, луженые оловом, а у офицеров серебреные (золоченые).

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Надевание рейтузов спасало положение дел. Так что в реальности в бою гусары были иными. Они смотрелись не такими нарядными, как в фильмах типа «Война и мир», «Гусарская баллада» и др.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Чакчиры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *