Даром видеть сновидения обладает не каждый человек. Существуют люди, которые после засыпания проваливаются в черную дыру и спокойно набираются сил до утра. Однако большинство мужчин и женщин во время ночного отдыха погружаются в круговорот причудливых сюжетов, которые довольно часто считают предвестниками радости или жизненных неудач. Стоит ли верить снам или они лишь игра воображения и ничего общего с действительностью не имеют?

Поверить или нет

С помощью сновидений с человеком «говорит» его подсознание. В состоянии покоя мозг анализирует происходившее за день или определенный период автоматически, а затем выдает «картинку» логического конца возникшей ситуации. Можно ли верить снам? Во время отдыха ночью человек теряет власть над мыслями, их бесконечный поток остается бесконтрольным. Никакого отношения к предсказыванию будущего сновидения, по мнению психологов, не имеют.

Свою жизнь человек планирует самостоятельно. В сновидениях он видит не реальность, а воплощение собственных убеждений, страхов и надежд, эта информация проникает в подсознание, когда организм настроен на отдых. Нужно ли верить снам? Все, что привиделось в сновидениях, является отражением наполнения нашего внутреннего мира и никак не касается событий, которые произойдут в реальности. Например, если человеку приснились близкие люди, это не значит, что с ними случится беда. Суеверия о выпавших зубах к смерти родственников или о грязной воде, предсказывающей неприятности, лишь визуализировавшиеся страхи, отпущенные неконтролируемым ночью подсознанием на волю.

Человек во сне — беззащитный воин

Приблизительно треть своей жизни человек проводит в спящем состоянии. Его тело расслабляется, все утихает, но органы продолжают работать: перекачивается кровь, не прекращается дыхание, желудок переваривает пищу. Рассудок тоже пребывает в дреме, поэтому на первый план выходит подсознание. В таком особом состоянии человек не защищен.

Низостью у воинов считалось нападать на дремлющего противника. Но бесы не останавливаются 24 часа в сутки. Наоборот, человек во сне — это прекрасная мишень для искушения. Если днем человек может ограждать себя молитвой и крестным знамением, то чем защищаться ночью? Поэтому лукавые духи пытаются насылать человеку разные образы.

Они запугивают кошмарами, оскверняют страстными сценами, тем самым приближая человека к принятию греха. Иногда даже являются в образе святых и якобы открывают будущее. На какие только уловки не пойдут духи злобы, чтобы прельстить человека!

Если же человек расположен к позитивному ответу на вопрос «Верить ли снам?», пытается растолковать образы, то потакает бесам, давая сигнал: «Хорошо работаете! Я уже заинтересовался, продолжайте». После такой «похвалы» лукавые духи и рады стараться с еще большим усердием.

Об искушении инока

Часто как пример приводят рассказ об одном монахе. Он вел очень праведную жизнь, но имел один порок: верил снам, тем самым открывая настежь дверь своего сердца. Поэтому бесы посылали ему соответствующие мысли и образы.

Сначала они были безвредными. Инок придавал им много внимания, толковал. Потом лукавый посылал сны «поинтереснее», пока однажды не открыл для него якобы будущую жизнь: Христос с учениками пребывает во тьме, а Бог-Отец — в Свете. Он указывает на евреев со словами «Се чада Мои».

Монах в ужасе проснулся и ни с кем не посоветовавшись, ушел к иудеям, чтобы тоже стать «избранным». Через три года на него напала какая-то ужасная болезнь, от которой он в муках скончался.

Не беремся оценивать достоверность этой истории и правильность всех фактов. Можно точно согласиться с очень ценной мыслью: не нужно придавать снам особого внимания и пытаться их растолковать.

А можно ли защититься от ночных искушений дьявола? Все ли сны бывают от лукавого? Есть же и от Бога? Как их распознать? И вообще: можно ли получить пользу от снов? Разберемся со всем этим по порядку.

Исключения из правила «не верить снам»

Бесспорно бывают и сны от Бога. Различают два вида:

  1. с особой символикой;
  2. так называемые видения.

Иногда еще говорят о назидательных снах.

В чем особенность видений? Хоть тело и отдыхает, но сознание в это время становится очень ясным. Человеку открывается какая-то тайна. Даже не возникает сомнения, что это от Господа.

Но такого удостаиваются лишь немногие. В Ветхом и Новом Заветах можно найти примеры великих праведников, которые получали особое знамение с небес либо сны с особым толкованием.

Примером второго есть события в жизни всем известного праведного Иосифа. Однажды ему приснился сон: он вместе с 11-ю братьями вязали снопы, но потом почему-то его снопу поклонились все остальные.

Потом была картинка и поинтереснее. Ему поклонились солнце, луна и 11 звезд. Братья обиделись на Иосифа за такие «оскорбительные» рассказы, а однажды и вовсе продали в рабство в Египет.

Бог устроил так, что Иосиф через несколько лет разгадал сон правителя о семи коровах худых и тучных (символизировали урожайные и голодные года). Когда закончился хлеб, братья Иосифа прибыли в Египет и поклонились заместителю правителя, а потом привезли и своего отца — Авраама. Перед Иосифом даже не возникало сомнения, верить ли снам, потому что это было явное указание с небес.

В Библии есть много разных примеров обращения Бога к человеку. Вспомним историю еще одного Иосифа, правда, уже новозаветного персонажа. В Православной Церкви его называют Обручником, потому что он обручился с Девой Марией, зная, что она дала обет служить Богу. Но когда увидел, что Мария ждет ребенка, то усомнился и решил просто отпустить ее. Но во сне ему явился Архангел Гавриил и сказал: «(Мф. 1:18-21)

После рождения Иисуса этот же ангел во сне предупреждал Иосифа, что надо бежать в Египет, потому что Ирод дал приказ убить всех младенцев в их земле. Когда опасность миновала, Архангел Гавриил снова во сне известил Иосифа Обручника, что пора возвращаться домой.

Благодаря таким примерам сны в православии не воспринимаются как нечто однозначное. Их можно найти не только в Священном Писании, но и в историях многих праведников. Например, в житии преподобного Серафима Саровского есть указание на то, что Он 12 раз видел Богоматерь. Но благодаря чему он удосужился такой благодати? 15 лет прожил в пустыне. Питался травой, один раз в неделю вкушая хлеб, 1000 (!) дней и ночей молился так, что на камне остались следы его колен.

Это свидетельствует о том, что такие видения открываются за особые заслуги. Людей, только становящихся на путь духовной жизни и дерзающих поскорее стать «святыми», поджидает много опасностей. Бесы с радостью придут к ним в образах Пресвятой Богородицы или святых. Поэтому нужно быть особо внимательными, чтобы не впасть в духовную прелесть.

Как живем, такие сны и получаем

В любом случае сны — проекция нашей духовной жизни. Если человек не сможет грамотно к этому подойти, то лучше ему и не верить снам. Не толкования по сонникам или беседы с друзьями помогут определить диагноз человека, а разве что разговор с опытным духовником. По ночной «картинке» можно определить, какие духовные недуги имеет человек, за какую веревочку пытаются потянуть падшие духи.

Если человек суетится, куда-то спешит, в постоянном круговороте мыслей, то и сновидения будут лишь продолжением этого. Если забывает о Боге, много грешит, то бесы подступают к нему совсем близко и прокручивают соответствующие «фильмы». Кто не удерживается от блудных помыслов, даже во сне страдает от этой страсти.

Иногда приходят и назидательные сны: человек наблюдает за собой и понимает, насколько он погряз в пороках. За такое вразумление надо благодарить Бога.

Если человек, стремясь совершенствоваться в вопросах веры, в самом деле только возрастает в самомнении («Какой я праведный!»), то бесы готовы прийти к нему в виде святых. Поэтому сны в православии часто воспринимаются в контексте прелести. Но что же делать? Как ограждаться?

Духовная защита

Подвижники благочестия советуют вечером подводить итог прошедшего дня, каяться в том, чем нагрешил, если есть возможность, примиряться с обидчиком. Также желательно читать вечернее правило и благодарить Господа за все события в течение дня. Если есть возможность, можно окропить комнату святой водой и прочитать молитву Животворящему Кресту, также перекрестить жилье с четырех сторон, пол, потолок и свою подушку. Почему? Потому что бесы боятся креста, так что вы просто закрываете им вход в свое жилище.

И не забывайте: сны от Бога люди получают очень редко и за особые заслуги. Либо по великому Божьему милосердию. Поэтому лучше вообще не пытаться расшифровать, к чему это было. Пытайтесь почаще молиться, каяться в грехах, причащаться. Перед тем как ложиться спать, подготовьте свои тело, дух и… жилище.

Православное отношение к сну и сновидениям

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его»9.

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага»10.

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сон в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон»11; «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может»12.

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше»13.

Преподобный Паисий (Величковский) пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти»14.

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык»15. Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние»16.

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих»17.

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает»18.

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь»19.

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой»20. И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»21.

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя»22.

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка»23.

Смысл сновидений

Преподобный Г. Нисский говорил, что сновидения являются «призраками ума», составляемыми неразумной душой в случайную последовательность действий. Это подтверждается тем, что пребывающий в глубоких мечтаниях человек представляет что-то совершенно неуместное и фантастическое для данного момента времени, но если душа управляет рассудком, ничего подобного не происходит.


Состояние сна упоминается в Библии как нечто естественное для человека

  • В период сновидений кровеносная система продолжает движение, работают легкие и органы пищеварения, кожа регулирует температуру. Мысли же, чувства и грезы плодятся в уме по принципу бессознательного естества. Миры снов составляются из подобных фантазий, трудноотличимых от восприятия предметов в период бодрствования. Картины в уме предстают часто как несвязные отпечатки индивидуальной памяти, а иногда создаются посредством нравственного настроя.
  • Святитель Августин отмечал, что душа, погруженная в снотворные мечтания, не теряет способности распознавания и понимания. Перед духовным взором возникают чувственные предметы. Преподобные Георгий говорил: характер сновидений зависим от телесного состояния и влияния, которое оно претерпевает. Испытывающий жажду увидит источник, перед юношей предстанет образ его страсти, а больной горячкой будет лицезреть странные и пугающие сюжеты.
  • Сновидение заслоняет телесные чувства, к которым мы привыкли в состоянии бодрствования. Душа не препятствует такому изменению и принимает сон с удовольствием, так как он возобновляет утерянную энергию после различных деяний. Сладкие и продолжительные мечтания успокаивают тело и укрепляют его для будущих трудов. Поэтому следует восхвалять Господа за возможность полноценно восстановить силы. Естество попеременно чувствует ослабление и напряжение в течение всей жизни, необходимо точно и благоразумно распределять время между этими состояниями.
  • Церковь предупреждает: некоторые сны посылаются слугами тьмы для введения православного человека в искушение. Демоны подвергают сознание и во время бодрствования и во снах, в которых примешивают соблазнительные или отталкивающие мечтания. Если дьявол замечает заинтересованность человека в сонных мирах, он делает их еще красочнее. Это осуществляется с целью отдаления от истинной религии. Поэтому святой И. Лествичник наставляет христиан не возобновлять после пробуждения представления, видимые во снах.

Важно! Несмотря на то что редкие сновидения приходят от Господа, несовершенные в духе люди не могут отличить их от наваждений дьявола. Поэтому святые отцы призывают обыкновенных мирян не принимать на веру увиденное в состоянии сна.
Серьезность этого подтверждается тем, что даже опытные подвижники, поддавшись иллюзии, претерпевали грандиозное нравственное падение. Неверие сновидениям блаженный Диадох именовал «великой добродетелью», ведь сонные мечтания — это игра фантазии, неуместные помыслы или же бесовские забавы.

Интересно! Святитель Диадох отмечал, что сновидение, посланное Господом, не изменяет образов, не наводит какого-либо страха, грусти или смеха. Оно подходит постепенно и умиротворенно, наполняя разум духовной радостью.

Бесовские мечтания сопровождаются постоянными видоизменениями, а истинный вид их скрывается под пеленой лжи. Демоны много говорят, обещают несметные богатства и неугасимые удовольствия, а нередко и пугают угрозами.

Интересно о православии:

  • Женское священство в православии
  • Православие и феминизм
  • Канонизация царской семьи

Святые «О снах»

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражее и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й Степени говорит: «Верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно. «Бесы, – пишет он, – нередко в Ангела светла и в лица мучеников преобразуются и показывают нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением прелести. Ибо Ангелы показывают нам во сне муки, и суд, и осуждение, а пробуждающихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне станем верить бесам, то уже и над бдящими нами будут насмехаться. Тем только верь снам, которые о муке и о Суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние приводят, то знай, что и они от бесов». А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он… говорит: «Одни из сновидений – простые сны, другие – зрения, иные – откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета к другому; от таких мечтаний не бывает никакой пользы, и само это мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих и от умиления и страшных видений бывают причиной душевной пользы и зрящего по причине страшного неизменного видения зримых приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным. Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием и подвигами и трудами в Боге достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: если будет у вас пророк, во сне явлюсь ему и в видении возглаголю к нему (см. Чис. 12, 6). И через пророка Иоиля: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоиль 2, 28)».

Для кого придуманы сонники

Заниматься толкованием снов сегодня достаточно модно. Однако стоит ли верить сонникам? Специфические толкования составляются в соответствии с мироощущением их авторов, поэтому не могут быть стопроцентно правдивыми. В одних источниках написано, что вши снятся к деньгам, а в других – что к мелким неприятностям, покойники – смене погоды или к большой беде.

Можно ли верить сонникам? Это зависит от способности человека к самовнушению. Бывает, что увидев в сновидении сырое мясо, которое якобы снится к болезни, люди начинают выискивать у себя страшные симптомы патологии. Они делают это настолько тщательно, что в результате состояние здоровья действительно ухудшается.

Что означают наши сны, известно лишь нам самим. Ни один сонник не содержит четкого ответа, к какому жизненному происшествию приснилась живая рыба или пустая дорога. Чтобы разобраться в скрытом смысле сновидения постарайтесь сделать следующее:

  • проснувшись, напрягитесь и постарайтесь вспомнить самые яркие приснившиеся ночью картины;
  • обдумайте, почему такая сцена разыгралась в подсознании;
  • осознайте свои чувства;
  • проанализируйте происходящее с вами в реальности;
  • соотнесите информацию из сновидений с реальной жизнью;
  • извлеките полезное из подсказок мозга.

Надо ли верить снам? Пророчествами их назвать нельзя, однако рациональное зерно в том, что приснилось, найти можно. Имеют ли значение дневные сны? Они, без сомнения, являются игрой подсознания и ничего не предвещают.

Православная точка зрения

Как относится церковь к снам? Служители православия считают, что верить сновидениям нельзя, это грех. Они наполняют ложными надеждами. Через ночные видения человека могут искушать бесы, принимая обличье ангелов и перетягивая душу на темную сторону.

В Библии описаны случаи, когда Бог посылал откровения через сон самым праведным рабам. Это явление настолько редкое, что чести удостоены лишь действительно избранные. Многие священники считают, что сновидения отражают скрытый духовный мир и помогают понять, какие душевные недуги терзают человека. Их следует не только разбирать, но и использовать для обуздания пороков.

Наблюдая, оценивая и прорабатывая любой ночной «фильм», человек постигает собственную природу и приближается к истинной сути бытия. Главное, научиться понимать то, что хочет рассказать наш мозг.

Почему снам стоит верить?

Именно сны показывают нам, что, как сказал Шекспир, весь мир – театр. В нем женщины, мужчины все актеры (перевод Т. Щепкиной-Куперник). Днем и ночью мы играем множество ролей – наблюдатели в один момент, участники в следующий. В этом процессе нам напоминают, что каждая отдельно взятая жизнь – это кинофильм по нашему собственному сценарию, результат нашего личного творчества. Мы пишем наши собственные драмы, мы их ставим, режиссируем и играем в них, и в нашей власти улучшить сценарий, если он не имеет кассового успеха.

Примеры снов, которым поверили сновидцы

Когда я вела машину на скорости 90 миль в час по главной автомагистрали в малонаселенной местности, а на заднем сиденье ехали мой ребенок, попугай и охотничья такса, именно благодаря сновидению я вдруг вспомнила, что надо сбавить скорость. Несколькими секундами позже лопнула шина, и мы зигзагообразно заскользили по дороге; на скорости 90 миль в час мы все разбились бы.

В другом сновидении я ехала через мост, который обрушился, когда я была на его середине. Ощущение дороги под машиной и падение вниз в воду вместе с тоннами рухнувшей каменной кладки было настолько реальным, что на следующий день, обнаружив, что я подъезжаю к мосту через реку, я повернула назад и выбрала другой маршрут. А назавтра в газете появились заголовки: Обрушился мост. Много погибших.

Сновидение удержало мою подругу от того, чтобы лететь самолетом компании Южноафриканские Авиалинии Именно этот самолет потерпел аварию на острове Маврикий, и никого из пассажиров не осталось в живых.

В ночь перед большим пожаром на станции лондонского метро «Кингз-Кросс» еще одной моей подруге приснилось, что водитель такси, которое она взяла до станции, отказался остановиться и проехал мимо. На следующий вечер вместо того, чтобы ехать домой через Кингз-Кросс, она взяла такси до самого дома и избежала бедствия, о котором узнала позже.

Мэгги приснилось, что ее одиннадцатилетний сын Ник, который находился в пансионе, сбежал оттуда и слоняется несчастный, полный отчаяния, в дикой местности недалеко от дома. Так как она уже думала б том, является ли пансион самым лучшим местом для него, то, проснувшись, решила, что сон – следствие ее собственной тревога. Так оно, конечно, и было, но Мэгги чувствовала, что тут кроется что-то еще. И предчувствия оправдались. В 9 часов утра позвонили из школы и сказали, что Ник сбежал. Она села в машину, поехала в то место, где видела сына во сне, и нашла его.

Верить ли предупреждающим снам?

До сих пор мы говорили про сны-предсказания, но не все сны бывают такими. Некоторые приводят нас к решению изменить выбранный нами путь. Так, например, случилось со святым Франциском Ассизским. Он отправился на войну, но по дороге стал видеть сны, которые заставили его повернуть назад. Том увидел себя, карабкающимся на гору, с которой он упал, достигнув вершины. Это позволило ему преодолеть свои непомерные амбиции, которые буквально вели его к смертельному исходу.

Можно ли верить снам о смерти?

Есть сны, которые подготавливают нас к смерти, потерям и переменам. Незадолго до своей гибели Авраам Линкольн увидел гроб, конвоируемый солдатами и окруженный плачущими людьми.

Кто умер? – спросил он.

Президент, вероломно убит наемным убийцей, – был ответ.

Многие люди предрекали смерть президента Кеннеди. Среди них – одна женщина, которая позвонила в Белый дом за день до убийства и сказала, что ей приснилось, что Кеннеди будет убит в Далласе.

Хотя я едва знала моего отца, за три дня до его смерти мне приснилось, что он, одетый в белую военно-морскую форму (он на самом деле был офицером английского военно-морского флота во время второй мировой войны), лежит на барже, приставшей к берегу реки, на котором стояла я. Я смотрела на него в течение, казалось, длительного времени и ощутила такое чувство покоя, перед которым ничто другое не было важным. Я не удивилась, когда пришло известие о его смерти.

Сьюзен, которая умирала от рака и боялась момента смерти, приснилось, что она видит мерцающее пламя свечи, постепенно угасающее. Полагая, что это символ се собственной жизни, идущей к концу, она проснулась с чувством глубокой грусти. Через некоторое время она снова заснула и увидела, что пламя разгорелось за окном, на этот раз намного ярче, чем раньше. Она почувствовала, что ей показали непрерывность существования по ту сторону, и это облегчило ее страх. Через двадцать четыре часа она спокойно умерла.

Как поступать со страшными снами?

Когда мы прислушиваемся к своим снам, уделяем им внимание и, что самое важное, предпринимаем впоследствии подсказанные нам действия, это связывает нас с более мудрой и более разумной частью нашего я, чем та, которую мы обычно знаем и используем, и с энергией, которая дает нам возможность вести себя по-другому.

Например, во время занятий кружка, которые я проводила, одна женщина спросила меня, как она может помочь своему восьмилетнему сыну, который страдал от повторяющихся кошмаров. Они травмировали не только мальчика, но и всех членов семьи, которые просыпались от его криков. Я предложила: в следующий раз, когда мальчику приснится страшный сон, пусть он смело встретит чудовище, укажет на него пальцем или кристаллом и, пока воображаемый свет или цвет направлен на него, мысленно уменьшает его до тех пор, пока оно не станет таким маленьким, чтобы его можно было взять в руки. Затем он может спросить имя чудовища и подружиться с ним. К изумлению семьи, ребенок так и сделал, и выбежал к завтраку, возбужденно рассказывая о своем новом друге и о том, что они вместе придумали этой ночью. Его никогда больше не мучили кошмары.

Два дня спустя его матери приснился страшный сон, в котором огромная фигура в снаряжении для подводного плавания влезла в окно ее спальни. Проснувшись в панике, с неистово бьющимся сердцем, она вспомнила о кошмаре сына и о том, что он сделал, чтобы избавиться от него. Она закрыла глаза, представила себе, что показывает пальцем на свое собственное чудовище, и была удивлена, когда оно превратилась в карлика ростом ей до колен, в красной вязаной шапочке и башмаках, который потом стремительно выбежал из комнаты. Позже она рассказывала: Я не спала, когда показала на него пальцем, – я просто представила себе, что делаю это. Как может что-то измениться таким образом, если я на самом деле не верю, что это сработает?

Эта семья жила на ферме в отдаленном районе, примерно в сотне миль от Йоханнесбурга, и на следующей неделе ее муж уехал по делам. В середине ночи ее разбудил неожиданный стук в окно спальни. Она открыла глаза и обнаружила, что крупный мужчина забирается в комнату. Прежде чем она смогла закричать, убежать или даже пошевелиться в кровати, он оказался рядом с ней и приставил нож к ее горлу. Она сжалась в кровати, дрожа от страха, уверенная, что пришел ее смертный час.

Неожиданно она вспомнила свой сон. Несмотря на страх, это придало ей храбрости сесть, указать пальцем на мужчину и сказать: Как ты смеешь так разговаривать со мной? Немедленно брось нож и убирайся из моего дома! Мужчина был настолько шокирован внезапной переменой в ее поведении, что попятился назад, выбросил нож и выбежал из комнаты.

Ее страшный сон был предсказывающим, предупреждающим сном. Он позволил ей подготовиться к реальному событию и подключил в действие ту часть ее самой, которая знала, что делать. То, что во сне она смело встретила опасность и приняла какие-то меры, дало ей возможность перейти от реакции к действию в реальной жизни.

Бывают ли пророческими сны?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *