Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны — «просветительских» задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение «всё ж и так видно, что говорить-то?» или «ну, это и так все знают».
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны «и так» знать? Сама-то я много знаю вне «своей» сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но «негуманитарно ориентированный». 🙂
Итак, «Благовещение».

И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди — его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.
Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине — фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).
Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела «Благовещение» живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху — вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

Фрагменты:




Что обычно говорят историки искусства об этой картине?
Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына»).
Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, «вертоград заключенный», символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.

У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.
Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.
Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета «плоские», без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.
А, еще говорят о «перспективных погрешностях» — это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их «анаморфическими экспериментами» — якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.
Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем — не знаю. :))
P.S. О разнице в репродукциях — не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.
Ой, кстати, итальянские реставраторы — тоже отдельная тема…
Сейчас посмотрю в сети — если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.
А пока — для интереса и для сравнения — другие Благовещения 15 века:
Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г
Мазолино, Италия, 1425-30гг
Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г
Мастер жития Марии, Германия, 15в
Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г
Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг
Силезский мастер Nikolaus Obilman,1466г
Дирк Боутс, Нидерланды, 1465-70гг
Испанский мастер 2й половины 15в

Икона Благовещения посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом. Архангел был послан на землю сообщить, что Пречистая избрана на Предвечном Совете послужить делу Боговоплощения и от Ее решения зависит судьба человечества и мира.
Икона Боговоплощения — образ этого события, отмечаемого седьмого апреля (по старому стилю двадцать пятого марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения.
Но главное, что всегда подчеркивается в этом празднике, это начало творения нового мира, в который нисходит Сам Бог, Единый в трех Лицах. Считается, что сотворение старого мира произошло в марте, и Благовещение, как начало творения нового мира, тоже случилось в марте. «Вначале было Благовещение» — так можно перефразировать первые слова Евангелия от Иоанна по отношению к месту Благовещения в ряду самых великих праздников, если начинать отсчет сотворения мира от марта.
Иконография праздника очень давняя, существует несколько иконописных школ, несколько изводов и типов икон Благовещения, но мы остановимся на одной — из иконостаса Благовещенского собора Кремля, принадлежащей московской школе. Создание иконы приписывается большинством экспертов Андрею Рублеву и относится к 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца.
Икону отличает несколько особенностей. Во-первых, Андрей Рублев не любил скученности фигур, стараясь не загромождать икону второстепенными деталями, считая, что она должна быть максимально прозрачна и проста и,по возможности, хорошо читаема издалека. Русские
иконостасы были большими и высокими, поэтому, приступая к написанию иконы, Рублев всегда имел в виду, что любой, входящий в храм, должен с первого взгляда узнавать образ, считывая его сюжет издалека по силуэту, жесту и цветовой гамме. Икона изначально строилась по монументальному принципу.
Во-вторых, Андрей Рублев всегда выделял центральную ось иконы, половинки которой как бы двигались к этой оси с обеих сторон. Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Он задает композицию образа: диалогичность иконы с ее делением на две половинки: левую — архангельскую, небесную — и правую — Богородичную, земную.
Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Общая композиция иконы, приобретает целостность и единство в развороте и устремленности половинок иконы и персонажей к центру и диалогу.
Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении.
Движение навстречу двух половинок подчеркиваются и задним архитектурным планом, двумя постройками: прозрачной и легкой — со стороны Архангела, и более темной и тяжелой – со стороны Пречистой. Постройки, развернутые навстречу друг другу, повторяют движения архангела Гавриила и Девы Марии в направлении к друг другу. Два строения объединены красным велумом, перекинутым от одного здания к другому, соединяющим их в единое целое и олицетворяющим связь Ветхого и Нового Завета.
В-третьих, все иконы Андрея Рублева отличают особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих единую симфонию. Андрей Рублев – признанный гений цветовых решений, тонко чувствующий сочетаемость цветов и их оттенков. Особенную праздничность придают иконе золотистый фон и яркие красные пятна.
Все особенности стиля Андрея Рублева прослеживаются как в общей композиции иконы, так и в отдельных ее фигурах. Фигура Архангела Гавриила едва касается земли, паря над ней. Его правая нога далеко отстоит от левой, согнутой и готовой преклонить колено перед Марией. Одно его крыло раскрыто, другое, в знак приветствия, поднято. Этот жест сегодня вошел в богослужение и знаком по дьяконскому движению во время чтения ектеньи, поднимающим правую руку в честь приветствия.
Архангел Гавриил выполнен в двух основных цветах: зеленом (хитон) и золотистом (гиматий, рисунок на хитоне, нимб, лик и руки) с разными оттенками от темного до светлого. Зеленый цвет – цвет жизни и Духа Святого и оба они — Архангел Гавриил и Дух Святой — выполнены в одной цветовой гамме, подчеркивающей их Божественно-Небесную природу. В то же время, они как будто передают этот живоначальный Дух и Деве Марии.
Золотистый – основной цвет иконы: ее фон, гиматий Архангела, нимбы и строения за спиной Архангела сияют божественным золотым светом. Лик Архангела мягкий; взгляд, сосредоточенно устремленный на Марию в ожидании ответа, тонкий и одухотворенный; вся его фигура легка и подвижна, полна сосредоточенности и решимости.
Образ Богородицы вторит ритмическому рисунку Архангела: Она наклонила голову в его сторону в знак согласия. В руках Мария держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Поэтому часто на других иконах мы видим на груди Богородицы образ Иисуса Христа.
Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха.
Одежда Богородицы выполнена в двух цветах: синем и пурпурном, точнее – вишнево-коричневом. Синий хитон вторит цвету ленточки Гавриила в его кудрях, в этом же цвете выполнен Ее чепчик и столбы здания за спиной, соединяясь в единое целое. Синий цвет – цвет Девы Марии, в то же время – это цвет неба и молитвенного настроения. Гиматий и башмачки Богородицы — вишнево-коричневые. Это царственный цвет, подчеркивающий царственное происхождение Пречистой. По краям гиматий окаймлен тонкой золотистой полоской и золотистым орнаментом по низу, что подчеркивает ее причастность к золотому Божественному свечению.
Восседает Богородица на престоле, символизирующем, что Она – престол Бога, носящая в себе Невместимого. Престол покрыт двумя подушками красного и зеленого цветов. Красный цвет — цвет радости и жертвенности, напоминающий о будущем распятии, ожидающем Иисуса Христа, и жертвенности Богородицы. Зеленый — цвет жизни и обновления, с которыми неразрывно связан праздник.
Икона Андрея Рублева полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. В ней нет и следа от той мрачности, резкости и порывистости, которую несли византийский и греческий стили. Андрей Рублев впитал из них все самое лучшее, создав свой, неповторимый стиль, который сегодня известен как русская иконописная школа.
Автор публикуется в блоге:

Сила святого образа

В истории православной религии зафиксировано много чудотворных историй. Одна из них случилась с жителями города Устюг. Люди игнорировали церковные каноны, вели безобразный образ жизни, игнорировали наставления священников. Однажды ровно в полдень, над городом нависла огромная туча, укутав все в сплошную тьму. Согласно преданию это предзнаменовало страшную беду, в результате которой на все живое должен был обрушиться огневой дождь.

Люди устремились в храм, упали на колени перед иконой Девы Марии и стали слезно молить ее о прощении. Богородица снизошла благодарственным деянием к прихожанам, с иконы стало струиться благоуханное масло. Туча исчезла, страшный огненный град разразился далеко от города, в пустынном месте и никто из людей и животных не пострадал.

Рис 2 Со времени чудесного спасения города Устюг в России повсеместно стали почитать икону Благовещения и верить в ее уникальные чудотворные возможности.

Из уст в уста среди православных верующих передаются истории о целебном излечении смертельно больных раком людей. Существует легенда, что если молится иконе Благовещения Богородицы 40 дней подряд, читая священный текст по 40 раз каждый день, то даже в самом безнадежном случае бесплодия можно забеременеть. Благодарная энергетика и божественная сила снисходит к каждому нуждающемуся в помощи.

В чём помогает

Икона Пресвятой Богородицы признана исцеляющей и оказывающей чудотворное воздействие. В православных храмах ведется специальный учет всем чудесам, свершаемым благодаря силе изображений с ликами Святой Богородицы и Архангела Гавриила. Огромное число невероятных и судьбоносных явлений доказывает уникальные свойства иконы Благовещения.

Назначение изображения в жизни состоит в устранении душевной боли, переживаний и мучений, связанных с межличностными отношениями и узами матери с детьми. Кроме этого благодаря вознесению молитвенного обращения к иконе удается справиться даже с самыми тяжелыми недугами.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы помогает в следующих случаях:

  • когда пришлое время раскаяться и очиститься от грехов;
  • при необъяснимой тревоге и страхе смерти;
  • при лечении бесплодия;
  • для воссоединения семьи или близких родственников.

Кроме этого согласно молве среди верующих известны случаи избавления от тяжелых стадий алкоголизма и наркомании. Образ Марии в иконе представлен, как олицетворение идеального материнства. Поэтом и сама икона служит символом и мощной защиты материнства и детей.

Истинная вера и набожность помогают справиться даже с такими сложными заболеваниями, как рак, туберкулез, проблемы с подвижностью позвоночника, сердечные недуги. Богоматерь на иконе Благовещения – это заступница и хранительница семейного очага и всех обездоленных женщин и детей. Она учит каждого христианина смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей.

Молитва иконе Благовещения

Текст молитвы для прочтения у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы рекомендуется заучить наизусть. Тогда у верующего человека будет возможность в любое время, не отвлекаясь от чтения с листка вознести обращение к Деве Марии. Если нет такой возможности, то разрешается использовать переписанный текст на листок, но только своей собственной рукой, который постоянно нужно носить при себе.

Рис 3 Особой мощной силой в исцелении бесплодия и тяжелых болезней обладает молитвенное обращение к иконе Благовещения.

Современные священники более лояльно относятся к заучиванию молитв и советуют приобретать в церкви маленькие образа. Допускается хранение при себе карманного молитвослова, для прочтения молитвы при необходимости. Главное, чтобы каждое слово шло от чистого сердца и с истинной верой в помощь Небесной Покровительницы.

Где правильно вешать икону

В квартире для изображений Святых должно отводится обособленное место. У православных принято создавать «красный угол» (место хранения иконостаса) в восточной части самой большой и светлой комнаты в доме. Современные священники советуют при отсутствии возможности повесить иконы в гостиной или зале, использовать с этими целями любое другое помещение.

Нельзя размещать иконы:

  • рядом с художественными картинами;
  • вместе с фото умерших родных;
  • возле музыкальной или видеотехники;
  • на полках вместе с сувенирами и иконами, идолами других религий.

Место лучше выбирать просторное, чтобы в любое время был доступ к иконостасу с целью прочтения молитвы.

Рис 5 Дома икону Благовещение Пресвятой Богородицы можно помещать в любом месте. Важно, чтобы оно всегда было доступно для молитвы и не находилось рядом с другими предметами современного интерьера или бытовой техникой.

Совет! В домашнем «красном угле» может быть сколько угодно икон. У священников не существует по этому поводу никаких ограничений. Главное требование – это почитание каждого образа, в соответствии с церковными канонами.

При оформлении иконостаса у домашних условиях рекомендуется ознакомить всех домочадцев с изображениями Святых. Близкеи5е должны знать, когда и к какой иконе можно обращаться за помощью. Необходимо объяснить детям, что нельзя брать иконы в руки, переносить их, а тем более умышленно наносить им дефекты.

Истинные освещенные изображения Святых можно приобрести в церковных лавках или специализированных магазинах при монастырях и храмах. В больших городах стали открываться дома икон, где все экземпляры благословляются Священниками и создаются руками мастеров религиозной иконописи.

Рис 6 Благовещение почитается верующими людьми еще с 4 века, а уже с 8 века отмечается, как один из главных церковных праздников.

Существуют суеверия, что иконы нельзя покупать или дарить близким родственникам. Как утверждают священники, это мнение не имеет никакого отношения к православию. Приобретение изображений с ликами Святых допускается в любой форме, кроме кражи или заполучения обманным путем.

С Праздником, мои дорогие друзья!
Свое «Благовещение» Данте Габриэль Россетти окончил в 1850 году и в том же году представил на выставке в Королевской Академии художеств. Первоначально художник задумал диптих, но вторая часть так никогда и не увидела свет.
Архангела Гавриила Россетти писал со своего брата Уильяма Майкла, тогда как для образа Марии ему позировала сестра Кристина, известная поэтесса. Правда, он изменил цвет ее волос на огненно-рыжий, необходимый для более выразительного цветового решения. В этом полотне художник намеренно использовал ограниченную цветовую гамму, сделав доминирующим белый цвет, символизирующий непорочность, и дополнив его синим, читающимся цветом Богоматери, и красным, означающим жертву Христа.
Использовав традиционный для религиозной живописи сюжет, Россетти однако трактовал его довольно вольно. Поза Марии говорит о том, что благая весть застигла ее врасплох. В ее взгляде, прикованном к цветку лилии, который держит в руках небесный посланник, нет радости, но явственно читается страх и настороженность.
Данте Габриэль, будучи человеком широко эрудированным, построил драматизм сюжета на двойственной символике лилии, так как она является для итальянского искусства и символом Богоматери, и цветком траура, знаменующим смерть Спасителя. Таким образом, на картине представлена и весть о спасении, и весть о смерти.
Картина была встречена враждебно. Критика дружно отмечала отрыв от классической традиции. Особое возмущение вызвал облик Марии, в традиционном искусстве молящейся в момент Благовещения. Его сочли неприличным, а в ее белых одеждах, символизирующих невинность, некоторые критики усмотрели ночную рубашку и намек на альковность всего эпизода. Также вызвал раздражение и образ архангела Гавриила. В первую очередь зрителей возмутило отсутствие крыльев и его очевидная нагота, едва скрытая одеждой.
Скандал, разразившийся из-за религиозных картин прерафаэлитов ( а на той же выставке была представлена работа Миллеса «Иисус в доме своих родителей»), подтолкнул Россетти к решению на значительное время отказаться от масляной живописи и обратиться к технике акварели.
Но это уже совершенно другая история.

«Благовещение» Леонардо да Винчи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *