Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле — умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе. Русский педагог, писатель. Основоположник научной педагогики в России.

Константин Ушинский родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 года в Туле.

Отец — Дмитрий Григорьевич Ушинский, отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 года, мелкопоместный дворянин.

Мать — Любовь Степановна (урождённая Капнист).

После назначения отца судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё его детство и отрочество прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

В возрасте 12 лет потерял мать.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.

С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».

Поселился Ушинский на Стрелецкой улице (ныне — ул. Ушинского), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей.

Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

После безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.

Также он сотрудничал с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Он обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока», — говорил Ушинский.

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека», — считал Ушинский.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище. Охотно встречался и с учителями, и с учащимися.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел.

После этого Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Многие учебные заведения носят (носили) имя К. Д. Ушинского: Южноукраинский национальный педагогический университет в Одессе, Ярославский государственный педагогический университет, Петропавловский педагогический институт (до перестройки), Гимназия № 1 в Симферополе, Педагогический колледж в Гатчине, Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт), Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК), Гимназия в Гатчине, Специализированная школа № 187 в Киеве, Школа № 6 в Туле, Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск, Институт среднего профессионального образования в Москве, Педагогическое училище (колледж) в Тамбове, Черниговский областной институт последипломного образования, Одесский государственный педагогический институт.

Личная жизнь Константина Ушинского:

Жена — Надежда Семёновна Дорошенко. Познакомились в молодости в Новгород-Северском. Поженились в 1851 году.

В браке родились дети:

Константин Ушинский с семьей

Надежда Дорошенко — жена Константина Ушинского

Библиография Константина Ушинского:

1847 — Лекции в Ярославском лицее
1856 — О народности в общественном воспитании
1857 — Три элемента школы
1858 — О средствах распространения образования посредством грамотности
1858 — Школьные реформы в Северной Америке
1858 — Внутреннее устройство североамериканских школ
1859 — Письма о воспитании наследника русского престола
1867 — Человек как предмет воспитания. Том I
1869 — Человек как предмет воспитания. Том II
1870 — Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»

Детство и юность

Константин Дмитриевич родился в Туле в семье чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны. Отец будущего педагога имел за плечами военную карьеру, будучи ветераном войны с Наполеоном.

Константин Ушинский в молодости / Википедия

Историки ХХ века считали датой рождения писателя 19 февраля 1824 года, однако современные исследователи биографии, опираясь на сведения тульских архивов, утверждают, что Ушинский родился годом ранее. Путаница с датами произошла из-за несвоевременной регистрации метрического свидетельства, которая отложилась в связи с назначением отца на новый пост и переездом семьи. Однако по сей день общепринятым годом рождения педагога остается 1824-й, и все юбилейные мероприятия берут отсчет именно от этой цифры.

Детство и юные годы ученого прошли в Черниговском старинном городке Новгороде-Северском, куда отца семейства назначили на должность судьи. Когда ребенку исполнилось 11 лет, умерла мать, которая с раннего возраста занималась образованием сына. Благодаря полученным знаниям мальчик без труда поступил в гимназию, причем был определен сразу в 3-й класс.

View this post on Instagram

A post shared by Елена (@elena_solnceva88) on Jan 11, 2019 at 12:04am PST

Константин Ушинский в 1859 году

Впоследствии Ушинский с признательностью вспоминал директора, первых учителей и отмечал, что те были одержимы наукой, преданы делу и любили детей. Возможно, поэтому уровень образования в школе оказывался выше, чем в обычных уездных городках того времени. Юноша получил аттестат в 1840 году и к тому моменту уже познакомился с историей декабристов и вольнолюбивыми идеями европейских просветителей.

Продолжил обучение Константин в Московском университете, поступив на юриста. Здесь молодой человек слушает лекции блестящих профессоров и увлекается философией, литературой и правом. Окончив курс в 1844 году, парень остается при университете для сдачи магистерского экзамена. В это время Ушинского начинают волновать вопросы просвещения русского народа, который в большинстве своем оставался безграмотным.

View this post on Instagram

A post shared by Константин Дмитриевич Ушинский (@konstantindmitrievichushinskii) on Nov 1, 2018 at 11:18pm PDT

Портрет Константина Ушинского

Став кандидатом юридических наук, выпускник отправляется в Ярославль, где с 1846 года работает в Демидовском юридическом лицее. Преподаватель прогрессивных взглядов держался с учениками просто и не любил формальностей на уроках, чем вызывал недовольство начальства.

Передовые настроения молодого специалиста настораживали руководство, и за педагогом установили негласный надзор. Устав мириться с таким отношением, Константин покидает место и зарабатывает на жизнь, переводя иностранные статьи для журналов. Переехав в Санкт-Петербург, устраивается мелким чиновником в Министерство внутренних дел.

Педагогика

В 1854 году Ушинскому удалось получить должность старшего преподавателя в Гатчинском сиротском институте – среднеспециальном закрытом учреждении, находящемся на попечении императрицы. Заведение занималось воспитанием будущих чиновников для департаментов и министерств и отличалось строгостью порядков. Здесь процветала система наказаний за малейшие оплошности и царила нездоровая атмосфера доносительства и враждебности между учениками.

Поначалу Константин Дмитриевич преподавал русскую словесность и право, но спустя полгода занял позицию инспектора. За годы трудов в институте Ушинский смог построить воспитательный процесс так, что кляузы, воровство и сухой канцеляризм ушли из стен учреждения. Здесь учитель находит архивы предшественника, содержащие библиотеку педагогических работ, знакомство с которыми открывают молодому преподавателю новый мир.

Вдохновленный изученными материалами, автор пишет статью «О пользе педагогической литературы», которая сделала его знаменитым. Мужчина становится постоянным автором столичной периодики, среди которой «Журнал для воспитания”, «Современник” и «Библиотека для чтения”. Позже в течение полутора лет педагог работал редактором «Журнала Министерства народного просвещения” и превратил издание в популярный сборник передовых статей.

View this post on Instagram

A post shared by Человек мира (@human_of_the_world_fund) on Apr 2, 2019 at 7:55am PDT

Портрет Константина Ушинского

Следующим этапом в карьере стала работа в Смольном институте благородных девиц, где начинающий ученый смог воплотить смелые свежие идеи. Преподавателю претило разделение девушек на знатных и простых, поэтому в первую очередь он добился равного отношения ко всем ученицам. Ушинский настаивал, чтобы обучение происходило на родном языке, и еще дал возможность девушкам получить квалификацию воспитательниц.

Мужчина ввел обычай регулярно устраивать собрания педагогического коллектива для обсуждения насущных дел и передовых идей в сфере образования. Эти вечера стали местом встречи друзей и неравнодушных коллег, где говорили о реформах, театре, литературе. Константин Дмитриевич пользовался уважением и популярностью среди сослуживцев и учеников, а вот начальству казался вольнодумцем. Поэтому, чтобы избавиться от «неудобного” сотрудника, в 1862 году его отправили в заграничную командировку на 5 лет.

Живя в Европе, мужчина живо интересуется передовым опытом в области воспитания и образования, посещая учебные заведения Германии, Швейцарии, Франции и других стран. Он продолжает заниматься литературной деятельностью, которую начал еще в Гатчине.

View this post on Instagram

A post shared by Константин Дмитриевич Ушинский (@konstantindmitrievichushinskii) on Nov 1, 2018 at 11:32pm PDT

Памятник Константину Ушинскому в Киеве

В 1864 году из-под пера писателя выходят детские учебники «Родное слово” и «Детский мир”, и первый дополняется методическими материалами по преподаванию словесности, которые адресованы родителям и учителям. Эти произведения вошли в сокровищницу педагогической литературы, выдержав сотни переизданий.

Ушинский писал и художественную прозу, и важное место там занимают сказки и рассказы для детей. «Слепая лошадь”, «Четыре желания”, «Проказы старухи-зимы” стали классикой детской литературы.

Итоговым фундаментальным трудом по педагогике стал написанный по возвращении на родину «Человек как предмет воспитания”, оставшийся незавершенным. При жизни автора вышли 2 тома антропологического исследования, цитаты из которого можно найти и в современных научных работах.

Личная жизнь

Счастье в личной жизни Константин Дмитриевич обрел с подругой детства Надеждой Семеновной Дорошенко, ставшей его женой в 1851-м. Год спустя у пары появился первенец Павел, затем дочери Вера и Надежда и сыновья Константин и Владимир. Сохранился фотографический портрет, где семья предстает в таком составе. В 1867 году рождается шестой ребенок – дочь Ольга, ставшая впоследствии художницей.

View this post on Instagram

A post shared by Константин Дмитриевич Ушинский (@ushinsky_1871) on Dec 6, 2018 at 11:18pm PST

Семья Константина Ушинского

Семейство переезжало с места на место вслед за своим главой, но у Ушинских был уголок тихого пристанища, куда те неизменно возвращались: на хуторе Богданка под Черниговом мужчина купил дом.

Интересный факт, что дочери педагога стали продолжателями дела отца: девушки занимались организацией школ и училищ, не жалея времени и собственных средств.

Смерть

На последние годы жизни пришелся расцвет научной и гражданской деятельности Ушинского. Он пишет статьи, участвует в профессиональных съездах, занимается формированием стройной педагогической системы. Мужчина зарабатывает авторитет как мастер и энтузиаст своего дела.

Вместе с тем в 1870 году семью постигает горе: старший сын Павел в 18 лет погибает во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич принимает решение о переезде в Киев, приобретя там дом.

Могила Константина Ушинского / Википедия

После этого, взяв сыновей, 47-летний педагог отправляется на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простывает. Болезнь проходит с осложнениями и становится причиной смерти, наступившей в конце декабря 1870 года в Одессе. Могила прославленного учителя находится в Киево-Выдубицком монастыре.

Вклад мужчины в российскую педагогику трудно переоценить. Его стремление сделать образование доступным для всех слоев населения скоро обрело плоды, а фундаментальные труды писателя легли в основу последующих воспитательных систем. В честь деятеля названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.

Библиография

  • 1847 – «Лекции в Ярославском лицее»
  • 1856 – «О народности в общественном воспитании»
  • 1857 – «Три элемента школы»
  • 1858 – «О средствах распространения образования посредством грамотности»
  • 1858 – «Школьные реформы в Северной Америке»
  • 1858 – «Внутреннее устройство североамериканских школ»
  • 1859 – «Письма о воспитании наследника русского престола»
  • 1864 – «Родное слово»
  • 1867 – «Человек как предмет воспитания»
  • 1869 – «Человек как предмет воспитания»
  • 1870 – Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»

Слайд 1

К онстантин Д митриевич у шинский биография

Слайд 2

М альчик к остя родился в 1824 году. город Тула Костя

Слайд 3

П апа был офицером.

Слайд 4

М ама умерла, когда мальчику было 12 лет.

Слайд 5

В школе костя учился хорошо, много читал. Школа и учитель К остя

Слайд 6

В 16 лет к онстантин учился в университете. Университет и учитель к онстантин

Слайд 7

В 22 года к онстантин д митриевич работал учителем. К онстантин д митриевич — учитель школа

Слайд 8

У У шинского была большая семья. папа мама семья

Слайд 9

У шинский много работал. школа библиотека

Слайд 10

о н проверял школу. У шинский к. д. школа

Слайд 11

О н писал книги. Книги для детей Книги для учителей

Слайд 12

О н печатался в газетах и журналах. газеты журналы

Слайд 13

у шинский умер в 1870 году и похоронен в городе к иеве . У шинский к. д. похоронен

Слайд 14

В м оскве есть библиотека имени к. д. у шинского , стоит памятник . библиотека памятник

Слайд 15

Х оршие учителя получают медаль имени к. д. у шинского . университет Медаль учителя

Слайд 16

С ейчас дети читают книги к. д. у шинского .

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов. Идея народности воспитания. Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал Ушинский. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. «Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания». Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». Ушинский много работал, над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, за развитие национальной культуры. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка». Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.

Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. «Язык, — писал Ушинский, — не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее». Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: «Детская природа ясно требует наглядности»; «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. «Необходимо, — писал он, — чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка. Основы теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их «сидячими занятиями» и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности. К.Д. Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться.

Ушинский различал, во-первых, методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; не учебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Высказывания К.Д. Ушинского о взаимоотношении подготовительного учения и методического обучения детей, о характере и особенностях подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада как подготовительного заведения к школе, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы, творческий характер деятельности воспитательницы при обучении детей. Ушинский предъявлял высокие требования к личности детской «садовницы»; он представлял ее «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их». Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. В основе теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинского также положен принцип народности. Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. «Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла». Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал Ушинский: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». К.Д. Ушинский, в отличии от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться. К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики», — писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания. Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…- писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». «Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось».

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения»; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Одни из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторением какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек — значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей. Чтобы искоренить какую-нибудь привычку, надо употреблять одновременно два средства:

1) по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки;

2) в то же время направлять деятельность детей в другую сторону. При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать против причины, а не против ее последствий.

В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека». Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. «Украшайте, — говорил Ушинский, — комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку». Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование. Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. О семейном воспитании. Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание». Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель — провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии». Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие «Родное слово» (год I) и «Руководство к преподаванию по «Родному слову» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.

Амосова В.Н.

Биография Ушинского для детей начальной школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *