См. раздел БИБЛИЯ

  • Текст Библии
  • Писание Священное Библейская энциклопедия
  • Что такое Библия? С. Головин
  • Что такое Библия? еп. Александр (Милеант)
  • Что такое Священное Писание? прот. Алексий Князев
  • О Библии и библейcком учении прот. Михаил Дронов
  • Есть ли в Библии ошибки?
  • Жестокость в Ветхом Завете
  • Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии
  • Таблицы, схемы, пособия о Библии
  • Библия
  • Библия

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).

Состав Библии

Библия (Священное Писание) = Ветхий Завет + Новый Завет.
См. Все книги Библии.

Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. Состав книг Нового Завета.

Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: Ветхозаветные канонические книги и Новозаветные канонические книги.

Главная тема Библии

Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Богодухновенность Библии

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. (2Тим.3:16)

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.

Правильное понимание и толкование Библии

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пет.1:20,21)

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание (Лук.24:44-45).

Святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом». (Беседы на Евангелие от Матфея).

Как относится к тому, про что не сказано в Библии

Священное Писание — часть Священного Предания Церкви. Важнейшая, но всё же часть. В Предании Церкви есть и то, что не упоминается в Священном Писании. Об этом пишет святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию:

«Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).

Итак, для истинных христиан аргумент «только то, что в Писании» (Sola Scriptura), очевидно, несостоятелен. Тем более и сами протестанты, выдвинувшие его, не смогли оправдать своих слов, подменив настоящее Церковное Предание множеством собственных «преданий».

Время написания

Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 неканонических книг (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.

Книги Нового Завета: 27 книг

Книги, написанные после Рождества Христова и Его служения людям. Включают учение Христа и Его ближайших учеников о спасении и Царствии Небесном.

4 книги (Евангелия)

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна.

Включают рассказ апостолов о жизни Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение – Евангелие (Благую весть).

21 книга (7 Соборных посланий и 14 Посланий апостола Павла)

Два послания ап. Павла к Коринфянам, послание ап. Павла к Галатам, послание ап. Павла к Ефесянам, послание ап. Иакова, два послания ап. Петра, три послания ап. Иоанна, послание ап. Иуды, послание ап. Павла к Римлянам, послание ап. Павла к Филиппийцам, послание ап. Павла к Колоссянам, два послания ап. Павла к Фессалоникийцам, два послания ап. Павла к Тимофею, послание ап. Павла к Титу, послание ап. Павла к Филимону, послание ап. Павла к Евреям.

Содержат учение апостолов о Боге, Церкви, вере, а также различные духовно-нравственные наставления.

1 книга

Деяния святых апостолов

Рассказывает о сошествии Святого Духа на апостолов, рождении Церкви и первоначальном распространении христианства по миру.

1 книга

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Рассказывает о будущих судьбах Церкви и мира.

Второканонические

Второканоническими (или неканоническими) называются книги, которые не включены Церковью в общий канон.

Три книги Маккавейские, Послание Иеремии, Премудрость Соломона, Варух, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, 2-я и 3-я книги Ездры, Иудифь.

Язык написания Библии

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические (богодухновенные) книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364г. и Карфагенском Соборе 397г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.

История деления Библии на главы и стихи

Деление слов в Библии ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Классификация книг Библии

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Переводы Библии

Греческий перевод семидесяти толковников – Септуагинта – был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).

Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.

Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви. В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.

Синодальный перевод – первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. Филарета (Дроздова). Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).

Этапы формального изучения Св. Писания

Текстология – занимается исследованием лингвистических и стилистических особенностей библейского текста, стремится уточнить редакцию оригинального текста.

Исагогика (от греч. εἰσαγωγή «введение») — занимается историко-филологическим исследованием Библии, изучает состояние, степень сохранности текста, его язык, определяет авторство и время составления книг, их литературный жанр, обстоятельства их написания и общий исторический фон.

Экзегетика (от греч. ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — занимается толкованием отдельных элементов библейского текста, обусловленных особенностями авторского языка, авторской терминологией, описываемыми в тексте историческими, политическими, культурными и бытовыми реалиями, наконец, психологической мотивацией и богословскими воззрениями авторов.

Герменевтика (от греч. ἡρμηνεύω — «толкую, перевожу») — выявляет богословское сущностное толкование текста, обобщает данные экзегетики, занимается выработкой методологии библейского толкования.

Некоторые факты

***

См. КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ, БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, ТОЛКОВАНИЯ

Углубленнное изучение Библии на разные темы

Любить Бога всем сердцем: что это значит?

Церковь: определение, ее глава и члены

Содом и Гоморра: почему они были уничтожены?

Любящим Бога все содействует ко благу – история Иосифа

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы»

Покаяние

Деяния 16:6-10 или как Павел пришел в Европу

Судьи 6:6-16: Встреча Гедеона с Господом

Марфа, Мария и Иисус

«Подобно нам, искушен во всем»

Славьте Господа

Что бывает, когда люди славят Бога

«Всегда молиться и не унывать» (Лука 18:1)

О материальной собственности

Способы и виды искушения

Святой Дух: «другой Утешитель»

Пророчества: реченные и написанные

«Путь Валаама»

Притча о сеятеле

Праведность в Библии

Отныне ты свободен

Наказание Господне

Молитва как оружие против искушения

Милость Господня

Кем является Иисус Христос (некоторые из определений)

Как правильно поступать при искушении?

Как поступать, если «согрешит против тебя брат твой» (Ев. от Луки 17:3-4)

Искушение: испытывает ли Бог нас злом

Искуситель

Иоанн Креститель: Божий генерал

Иисус Христос — Искупитель

Избраны Богом: взгляд на учение о предопределении

4 Царств 4:1-38: Елисей, бедная вдова и Сонамитянка

Добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять

Деяния 16:6-40

Десятина, даяние и Новый Завет

Гедеон: изучение Библии (6 и 7 главы Книги Судей)

Враг, духовная война и победители

Виды искушения в притче о сеятеле

Вера и дела

«Бедный я человек!»: краткий комментарий к 7 главе Послания к Римлянам

Две «земли крови»

Родословные Иисуса Христа

Любящим Бога, все содействует ко благу

Иуда Искариот: Когда он умер?

До, сейчас и после

Отношение Иисуса к молитве

Тело, Душа, Дух

Притча о блудном сыне

«Сам Отец любит вас”

Слово Божье

Удивительная благодать

Павел и Филимон

1-e послание Петра 3:19: темница духов

Пророчество в 1-м послании Коринфянам 14

Церковь и ее Глава

Пятидесятница и второе рождение

Терпение

Часто задаваемые вопросы о Библии

Моисей и Илия в Господнем преображении

Лазарь и Богач

Сердце

Упоминания слов «Шеол» и «Гадес» в Библии

Выйти из тела и водвориться у Господа

Воскресение или жизнь сразу после смерти?

Послушание Богу

Есфирь и избавляющая сила Божия

Бог любит тебя

«Возлюбленные! Мы теперь дети Божии»

О рождении Христа и Рождестве (часть I)

Упоминания душ в Откровении 6:9 и Откровении 20:4

Принятие решений и их последствия: пример из путешествия Петра в Рим

Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31

Страх Господень

Почитай отца своего и мать свою

Покой в Господе

Смирение – это выход?

Саул против Давида

Существуют два вида жертв: кровные и бескровные.
К кровным жертвам относятся искупительные жертвы, т.е. жертвы за грех (сюда же входят очистительные жертвы и жертвы повинности), мирные жертвы (вместе с жертвами по обету и по усердию) и жертвы всесожжения. К бескровным жертвам – хлебные приношения и винные возлияния.

Мирные жертвы

Символом этой жертвы является приносящий себя в жертву человек, отвечающий своей любовью на любовь Бога. Сама благодарность Господу выражалась не столько в эмоциях и подразумевала не наличие каких-то ответных чувств, сколько требовала от человека определенного посвящения в служении Богу в ответ на Его любовь. Жертва благодарности была прямо пропорциональна тем дарам, которые человек получал от Бога. Человек не мог кушать мясо, оставшееся от этой жертвы на следующий день, но должен был его сжечь, т.к. его благодарность, выраженная в принесении этой жертвы, никак не распространялась на будущее. Часть от благодарственной жертвы сжигалась Господу – весь тук и почки. Тук и почки символизировало тучную жизнь, т.е. человек должен принести свою комфортную и приятную жизнь в жертву Богу. Часть отдавалась священнику – грудь и правое плечо. Грудь – все, что наполняет человека (чувства, мысли, желания), плечо – действия, правое – ведущее. Т.е. эта часть символизирует отказ от своего и посвящение своих дел Господу. А оставшуюся часть съедал приносящий ее человек, что означало, что он пользовался Божьими дарами и потом только сам жертвовал в ответ. Т.е. его любовь была взаимной.

Жертва всесожжения

Жертва всесожжения сжигалась целиком. В жертве всесожжения отражен принцип всецелого посвящения Господу без присущего человеку духа потребления и эгоизма. Очищение внутренностей означает очищение сердца. Снятие шкуры – обнажение своей внутренней сути.
Животные в жертвах тоже имеют свою символику. Например, телец – тело (дело) человека, овен – дух человека (разум), а агнец – чувства.

Хлебное приношение

Является бескровной жертвой. Отсутствие крови в хлебном приношении, указывало на то, что человеку в данном случае не приходится ничем жертвовать, т.к. его приношение Богу является естественным следствием уже совершенного самопожертвования, т.е. его духовным плодом.
А посредством смирения (унижения) себя и отречения от любви к своим ценностям становится возможным достичь того состояния, когда любовь человека по заповеди является выражением его мыслей и чувств. По этой причине хлебное приношение было неотделимо от елея и благовонного ливана (ладана), а также с хлебом приносилось вино, которое является символом радости (Пс.103:15). Исключением из правил были только те приношения, которые приносились Богу по причине греха – на них не клали ни елея, ни ливана. Потому что жертва за грех – не радостное, а печальное событие. Ведь пролитая кровь жертвы за грех, означала пролитую кровь Христа.
Отсутствие квасного в хлебном приношении – отсутствие любви к себе. Елей – дух человека, ливан – чувства человека.
Любовь – это полная всепосвящающая жертва без расчета на какую-либо компенсацию или отдачу
Чтобы принести себя в «приятное благоухание Господу», человеку нужно по примеру, оставленному Христом, «пролить кровь».
Таким образом, разница кровных и бескровных жертв в том, что кровные жертвы – это принципиальные жертвы, а бескровные – наши плоды, эти жертвы приносятся без усилий.

Винные возлияния

Винное возлияние – еще одна бескровная жертва. Не выступает в качестве самостоятельной жертвы, а относится к кровным жертвам. Потому что без самоотречения невозможно достичь духовного удовлетворения. Только в результате смерти для себя человек уже может жертвовать не принципиально, а от души. Вино – это символ радости, которой наполняет его Бог.

Библия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *