ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО — христианское государство, основанное западноевропейскими рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода.

Состояло из собственно Иерусалимского королевства и вассальных государств — Антиохийского княжества, графств Триполи и Эдесса, которые, хотя и признали сюзеренитет Иерусалимского королевства, фактически сохраняли независимость. Иерусалимское королевство просуществовало с 1099 по 1291 годы. В период наибольшего могущества Иерусалимское королевство контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и около 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

Первым правителем Иерусалимского королевства был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский. Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 года был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 году возник вопрос о юридическом статусе нового государственного образования. Латинский патриарх Иерусалима Даиберт, под властью которого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое государство, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя — Балдуина I (1100-1118 годы), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 года Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы Иерусалимского королевства, захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными государствами — Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101 год) в Иерусалимском королевстве увеличилось количество жителей-латинян.

Важную роль в королевстве стали играть итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя), которые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131 годы), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, который в 1131-1143 годах правил Иерусалимским королевством вместе с супругой Мелисендой († 1161 год), мусульманская Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147 годы). В 1144 году мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174 годы), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149 годы), в котором приняли участие французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 годы единолично) — 1162 годы) и Амори I (1162-1174 годы) Иерусалимское королевство сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину, который провозгласил себя султаном. Король Балдуин IV Прокаженный (1174-1185 годы), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186 годы) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела Иерусалимское королевство к краху. В 1187 году Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192 годы), в котором приняли участие западноевропейские государи (германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Людовик VII, английский король Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе Иерусалимское королевство). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового государства стала Акра, или Сен-Жан-д’Акр, ныне г. Акко, Израиль).

Первый правитель нового государства Конрад Монферратский 24 апреля 1192 года был убит асассинами (смотрите Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197 годы), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205 годы), стремились защищать границы Иерусалимского королевства. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу Иерусалимского королевства от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212 годы; до 1210 года правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 годах как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225 годы) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 году ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за германского императора Фридриха II Гогенштауфена, который сверг своего тестя с престола и встал во главе Иерусалимского королевства. Путем переговоров с мусульманскими правителями императору Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февраля 1229 года в Яффе, перемирие с египетским султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места — мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) — оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 года, провозгласив себя на следующий день правителем Иерусалимского королевства. Политикой Фридриха II в Иерусалимском королевстве были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 году победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 году Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 годы государством правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов французский король Людовик IX Святой, но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война святого Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости Иерусалимского королевства. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев на Востоке — крепость Сен-Жан-д’Акр.

Иерусалимское королевство занимало только южную часть владений крестоносцев — от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в Иерусалимском королевстве было 22 крупные сеньории — Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католические иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Королевская власть в Иерусалимском королевстве существенно ограничивалась Высокой палатой (Haute Cour), состоявшей из представителей высшей знати и рыцарства. Специальные законоположения (ассизы) Высокой палаты определяли порядок феодальной службы, права сеньоров, обязанности вассалов, принципы юрисдикции, касавшиеся высших слоев Иерусалимского королевства. Для простолюдинов был учрежден др. суд — Палата горожан (Cour des Bourgeois). Впоследствии законоположения обеих палат составили правовой кодекс «Иерусалимские ассизы» (Assises de royaume de Jérusalem), куда также вошли юридические трактаты, написанные, в частности, Иоанном (Жаном) Ибелином.

Знать в Иерусалимском королевстве жила в основном в Иерусалиме и др. крупных городах, владела как земельными, так и безантными (в виде доходов от торговли, поступлений от рыночных налогов и проч.) фьефами. Итальянские города обеспечивали связь Иерусалимского королевства с Западной Европой, но, поскольку целью их торговли были внешние рынки, в Иерусалимском королевстве не создалось предпосылок для экономической и политической консолидации. Связи между отдельными государствами крестоносцев и сеньориями были весьма слабыми. Вместе с тем у Иерусалимского королевства были тесные контакты с Киликийской Арменией и Византийской империей, «восточные» черты социальной и политической организации которых оно унаследовало. На социальные структуры Иерусалимского королевства повлияли и прежде существовавшие мусульманские институты. Уже после 1-го крестового похода и взятия Иерусалима большая часть рыцарей вернулась в Западную Европу. За счет последующей эмиграции с Запада увеличивалось население западных владений на Востоке, с течением времени получивших общее название «Outremer» (Заморье). В целом Иерусалимское королевство представляло собой государство, где небольшая прослойка западных рыцарей правила арабским и сирийским населением.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском латинском Патриархате смотрите статью Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Святую землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы латинского Иерусалимского патриарха. Местное христианское население было подчинено латинской церковной иерархии. Большинство православных архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII веков упоминаются несколько православных епископов, живших в Иерусалимском королевстве. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохристианского населения, но не обладали административной властью. Католические прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы латинским епископам, продолжали вести богослужение по византийскому обряду и поминать на литургии православных патриархов в изгнании.

Армия Иерусалимского королевства была немногочисленной и состояла в основном из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров (смотрите Мальтийский орден) были созданы в начале XII века. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, родившиеся и выросшие на латинском Востоке, считали Святую землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам.

Благодаря мусульманско-христианским контактам в Иерусалимском королевстве быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и прочее. Искусство Иерусалимского королевства представляло собой своеобразную смесь западного, византийского и мусульманского стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Многие архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 года, большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских города Сен-Жан-д’Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь короля Мелисенды (Melisende Psalter — Lond. Brit. Lib. Egerton, 1139). В Иерусалимском королевстве было создано немало литературных и исторических сочинений, представляющих большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).

Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913;

Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.;

La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982;

Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.;

Королевство Иерусалимское

Город Иерусалим и около 20-ти городков и сел, находившихся в его окрестностях, составляли теперь королевство Готфрида. Многие укрепленные местности, перешедшие под латинские знамена, были отделены одни от других укреплениями, над которыми еще развевались мусульманские флаги. Чтобы привязать пилигримов к этому новому отечеству, добытому оружием, к обаянию Святых мест, была присоединена прелесть собственности.

Пребывание в каком-нибудь доме или на возделанной земле в продолжение одного года и одного дня обращалось в право владения. Отсутствие в продолжение такого же времени уничтожало все права на владение. В высшей степени достойно замечания то явление, что это Иерусалимское государство, защищаемое всего-то 200 или 300 рыцарей, окруженное такими неприятельскими силами, которые могли бы одним ударом уничтожить его, спокойно держалось в силу того ужаса, которое внушало христианской оружие.

Готфрид позаботился о расширении пределов государства. Танкред покорил Тивериаду и несколько других укрепленных местностей в Галилее, за что и получил их в свое владение, а позже эта страна составила княжество. Король Иерусалимский, со своей стороны, налагал подати на эмиров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. Город Арсур также признал владычество христиан. По случаю отказа со стороны этого города в уплате наложенной на него подати он подвергся осаде Готфрида.

Однако неприятель сжег метательные машины крестоносцев и те, вынуждены были снять осаду.
Перед праздником Рождества прибыла толпа паломников с целью посетить Святые места. Это были большей частью пизанцы и генуэзцы под предводительством епископа Дуриано и архиепископа Пизы Даимберта.

Иерусалимское королевство, возникшее в силу победы, тревожимое внутри честолюбивыми и страстными домогательствами, подверженное беспрестанным и неизбежным переменам в правах на недвижимое имущество, населенное отступниками от всех религий и искателями приключений всех стран, постоянно посещаемое паломниками, среди которых были великие грешники, не возвысившиеся до любви к добру, – королевство это, вновь созданное, в котором царил беспорядок, свойственный только что покоренным странам, нуждалось в законодательстве, которое установило бы формы правильные и стойкие. К этому и стремился разумный Готфрид. Присутствие латинских властителей в Иерусалиме представилось ему счастливой случайностью, чтобы осуществить свои благие предприятия.

В назначенный день состоялось торжественное собрание во дворце Готфрида, на горе Сионской. Князья, бароны, люди самые просвещенные и преданные религии установили законоположение, которое и было сложено во храме Гроба Господня и получило название Иерусалимских ассиз.

Тут были приведены в порядок и определены взаимные обязательства государя, властителей и подчиненных; но внимание законодателей было обращено только на носящих оружие, так как война была главным делом этого государства. Что же касается людей простого звания, земледельцев и военнопленных, то о них только слегка упоминалось; на них смотрели только как на собственность. Стоимость сокола была та же, что и стоимость раба, а боевой конь ценился вдвое дороже простолюдина или пленника. И лишь религия приняла на себя обязательство покровительствовать этому несчастному разряду людей.

Учреждены были три судилища, так чтобы все жители государства подлежали суду себе равных. В Иерусалимских ассизах видны следы грубости того древнего времени; тем не менее, в них можно усмотреть постановления, изобличающие высокую мудрость законодателей. Это законодательство, удержавшееся дольше самого Латинского государства, было благодеянием для Святой земли и образцовым учреждением для Запада, находившегося еще в варварском состоянии!

Полезные подвиги в прииорданских странах возвысили славу Готфрида; король Иерусалимский был занят покорением укрепленных местностей в Палестине, остававшихся еще подвластными исламу, когда смерть похитила его у любящего его и уповающего на него христианского населения. Он скончался, поручив товарищам своих побед честь Креста и благосостояние государства. Останки Готфрида были преданы погребению близ Голгофы, в церкви Воскресения. Освободитель Святого Гроба удостоился могилы возле Гробницы своего Господа. Готфрид был великим полководцем, и если бы смерть не свергла его так рано с престола Давидова, то история причислила бы его к величайшим из государей.

Он соединял в себе тройное могущество: меча, мудрости и добродетели. Письменные свидетельства наших героических времен не представляют имени более славного, чем имя Готфрида. Мы имели честь прикоснуться к мечу его, до сих пор сохраняемому во храме Святого Гроба, и это воспоминание восхищает нас в то время, как мы воспроизводим благородную жизнь первого латинского короля в Иерусалиме.

Патриарх Даимберт, в качестве папского легата, первый выступил для принятия наследия Готфрида. Бароны отвергли такие притязания. Даимберт написал Боэмунду, князю Антиохийскому, призывая его на помощь иерусалимской церкви; но вскоре узнали, что Боэмунд, потерпевший поражение от турок в северной Сирии, задержан в плену.

Подвиги Балдуина Бурского

Престол Иерусалимский следовало занимать воину. Балдуин, граф Эдесский, призван был наследовать своему брату, но он уступил свои права двоюродному брату, Балдуину Бурскому. Балдуин выступил в Иерусалим с 400 человек конницы и с 1000 человек пехоты. На берегах Финикийского моря, в трех милях от Бейрута, при устье реки Лик, брат Готфрида подвергся нападению эдесского и дамасского эмиров, предупрежденных о его прохождении молвой или предательством. Христианским воинам пришлось бороться с неприятелем, значительно превосходившим их численностью, и только мужество и благоразумие помогли спасти их от гибели.

Балдуин вступил в священный город, приветствуемый радостными восклицаниями толпы. Поддерживаемый одобрением баронов и большей части духовен-ства, Балдуин не обращал внимания на Даимберта, который, протестуя против избрания нового короля, удалился на гору Сион, снедаемый честолюбием и гневом.

Владычество латинян в Иерусалиме должно было быть постоянной битвой и Балдуин этого не забывал. Едва вступив на престол священного города, он предпринял поход против мусульман в сопровождении небольшого войска. Он явился перед стенами Аскалона, но гарнизон заперся там в укреплениях города. Так как наступившие холода препятствовали начать осаду города, он ограничился тем, что разорял его окрестности. Потом Балдуин направился на Хеврон, следуя по бесцветным берегам Содомского моря, и проник в Аравию до Моисеева источника.

С набожным восторгом созерцали христианские воины все эти места, полные воспоминаниями Священного писания. По возвращении в Иерусалим Балдуин нашел патриарха Даимберта в более благосклонном расположении; он принял помазание на царство в Вифлееме, так как не хотел возложить на себя золотой венец в виду Голгофы.

Танкред не забыл несправедливостей Балдуина под стенами Тарса. Он отказывался признать его королем. Желая положить конец роковой ссоре, Балдуин снизошел до просьбы, чтобы победить гордость Танкреда; князья имели свидание в Кайфе, и при этом они помирились и обняли друг друга. Между тем, Танкред был призван управлять Антиохией, которая оставалась без правителя со времени пленения Боэмунда; он предоставил Гуго де Сен-Омеру город Тивериаду и княжество Галилейское.

Балдуин предпринял новые набеги на врагов Креста; он перешел через Иордан, разогнал аравитянские племена и собрал с них богатую добычу. Каждый месяц, каждую неделю прибывали в Иерусалим европейские христиане, привлекаемые известием о завоевании священного города. Немного воинов было при Балдуине, и пот ому он предложил генуэзским паломникам, прибывшим в Сирию на кораблях, последовать за ним в его нападениях на неверных; он обещал им третью долю добычи и улицу в каждом завоеванном городе, которая будет называться Генуэзской.

Генуэзцы приняли это предложение, и тогда началась осада Арсура, который открыл перед ними свои ворота. После того христиане направились в Кесарию; Христианский отряд не замедлил ворваться в укрепленный город. Жажда добычи была поводом к варварским действиям. Многие сарацины проглатывали золотые монеты и драгоценные камни, чтобы укрыть их от победителей; воины распарывали животы всем мусульманам, которые им попадались; кровь лилась потоками в мечетях и на улицах. Генуэзцы похвалялись, что на их долю добычи досталась та самая чаша, которая употреблялась на Тайной Вечере. В Кесарию был поставлен латинский архиепископ.

Аскалонские мусульмане, которые с давних пор уже не осмеливались выступать из убежища своих укреплений, попытались напасть на Рамлу. Балдуин во главе 300 всадников и 900 человек пехоты выступил против египетского войска, которое было в десять раз многочисленнее христианского. Во время решительного боя иерусалимский государь воодушевлял своих рыцарей и воинов, напоминая им, что они сражаются во славу Иисуса Христа. «Нет спасения в бегстве, – прибавил он, – так как Франция очень далеко, а на Востоке нет убежища для побежденных”. Балдуин выиграл битву; поля вокруг Рамлы и дороги, ведущие к Аскалону, были свидетелями поразительных подвигов. Король Иерусалимский вступил в Яффу с победоносными знаменами.

Вскоре после того пришлось снова сразиться с египетским войском, вышедшим из Аскалона. Остатки трех армий, разбитых в Малой Азии, пришли незадолго перед тем в Палестину. Извещенный о выступлении неприятельского войска, Балдуин, не употребив достаточно времени, чтобы собрать всех своих воинов, поспешил навстречу египтянам с немногими рыцарями, прибывшими из Европы. В этой-то битве погибли Стефан, граф Блуаский и герцог Бургундский.

После поразительных подвигов мужества Балдуин скрылся в травах и кустарниках, покрывающих поле. После нескольких новых битв, в которых мусульмане потерпели поражение и были рассеяны, иерусалимский король возвратился в священный город, где его уже почитали умершим.

В это время, по свидетельству истории, христианские колонии были в тревожном положении вследствие разлада между их начальствующими лицами. При осаде Харрана Боэмунд, получивший свободу, Танкред, Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский, уверенные в скором завоевании этого богатого города Месопотамии, начинают спорить о том, кому достанется владеть им, но в это время совершенно неожиданно нападают на них полчища мусульман, прибывших из Мосула и Мардина. Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский попадают в плен; Боэмунд и Танкред, ускользнув от резни, возвращаются в Антиохию в сопровождении всего шести всадников. Боэмунд задумал поехать в Европу, чтобы набрать там новое войско и напасть на греков, которыми были недовольны завоеватели Святой земли.

Встреченный в Риме как доблестный защитник Креста, принятый французским двором как самый блестящий из рыцарей, он воспламенил во всех сердцах порыв к священной войне. Многочисленная армия восстала по его призыву. Вступив во владения греческой империи, он осадил город Дураццо, но после бесплодной осады заключил унизительный для него мир с византийским императором, которого хотел свергнуть с престола, и умер от отчаяния в своем Тарентском княжестве. Иосцелин же и Балдуин Бурский возвратились в свои княжества не прежде, чем пробыв в Багдаде в плену в продолжение пяти лет.
Король Иерусалимский, стремясь к расширению своих владений, заботился о подчинении укрепленных приморских местечек в Палестине, так как через них удобнее было получать помощь и достигать скорейшего сообщения с Западом.

Балдуин, с помощью генуэзцев, осадил город Акру, который сдался после 20 дней сопротивления. Этот город служил тогда, как и теперь, ключом к Сирии. Триполи также подчинился власти христиан и был возведен в графство. Другие прибрежные города Сирии – Библ, Сарепта, Бейрут – были присоединены к королевству Иерусалимскому. После этих завоеваний пизанцы и генуэзцы возвратились на Запад. В это время прибыли в Палестину 9000 норвежцев под предводительством Сигура, сына Магнуса, норвежского короля; Балдуин получил от них обещание содействовать ему в поддержании и распространении королевства, и с их помощью король Иерусалимский осадил Сидон, который, после шестинедельного сопротивления, открыл перед христианами своих ворота.

Годы 1113, 1114, 1115 были несчастливы для королевства Иерусалимского. Нахлынувшие с берегов Евфрата и Тигра мусульманские полчища опустошили Галилею; аскалонские и тирские мусульмане разорили окрестности Наплусы; ураганом пронеслись все эти полчища и, подобно урагану, внезапно исчезли. Тогда другие бедствия обрушились на христианские владения: саранча, налетевшая из Аравии, опустошила палестинские поля; голод распространился по всему графству Эдесскому и княжеству Антиохийскому, землетрясения превратили в развалины многие местности начиная от Тавра до пустынь Идумейских.

Успокоившись относительно Багдада и Сирии, Балдуин задумался о подчинении Египта, войска которого уже столько раз были рассеяны его оружием. В сопровождении избранных воинов он переходит через пустыню, настигает врасплох и разграбляет город Фараму, расположенный на берегу моря, близ развалин древнего Пилусия; но, возвращаясь оттуда с богатой добычей, король занемог в Эль-Арише и скончался к величайшему горю своих спутников. Последними словами его были мольбы и увещания жить для защиты королевства Иерусалимского. Умирающий король просил также своих товарищей не покидать его останков на неприятельской земле, но перенести в священный город и похоронить возле могилы его брата Готфрида.

Золотые годы Иерусалимского королевства

Царствование Балдуина, продолжавшееся 13 лет, представляет одно из любопытнейших зрелищ в истории. Ежегодно огромный иерусалимский колокол возвещал о нашествии сарацин, и древо Животворящего Креста, предшествовавшее воинам-пилигримам, не могло покоиться неподвижно во храме Святого Гроба. Сколько было опасностей, сколько битв произошло в это царствование!

Сколько раз королевство Иерусалимское совсем погибало и было спасаемо только благодаря чудесам храбрости своего хранителя! Военная добыча составляла главный источник доходов Балдуина, и когда мир продолжался несколько месяцев или война была неудачной, то государственная казна оказывалась пустой. Но с малыми средствами Балдуин постоянно совершал великие дела.
Какой деятельностью обладал этот воинственный гений! Во время Первого Крестового похода Балдуин навлек на себя ненависть за свой честолюбивый и гордый нрав; сделавшись королем Иерусалимским, он отличался великодушием; не было в латинских владениях более неусыпного охранителя, более неустрашимого защитника: меч Балдуина, единственный скипетр, который он когда-либо держал в руках, улегся в ножны только в тот день, когда король латинский сам был положен в могилу

Источник – Компиляция на основе книги Жозефа Мишо. «История крестовых походов.”Выложил – Мэлфис К.

Недолгое царствование

Балдуин родился спустя несколько месяцев после смерти отца Гильома де Монферрата в сложное для Иерусалимского королевства время. Балдуин IV медленно умирал от проказы. Он мог скончаться в любой момент и потому придворное дворянство раскололось на две партии, разделив симпатии между будущими преемницами короля — его сестрами Сибиллой и Изабеллой.

За два года до смерти Балдуин IV объявил Балдуина де Монферрата своим преемником. Коронация состоялась 20 ноября 1183 года в Храме Гроба Господня. Ребенка нес на плечах Балиан де Ибелин, тем самым демонстрируя собравшимся, что он и его семья поддерживают будущего короля. 16 марта 1185 года Балдуин IV умер. Балдуин V был слишком мал, чтобы править самостоятельно, и регентом стал, как было оговорено еще при жизни Балдуина IV, граф Триполи Раймунд III. Граф Эдессы Жослен III стал личным телохранителем юного короля.

Балдуин пробыл королем всего один год. Летом 1186 года умер в Акре. Его тело перевезли в Иерусалим и похоронили в Храме Гроба Господня. В начале XIX века его гробница была разрушена.

Выбор преемника

После смерти Балдуина V корона Иерусалима должна была перейти к одной из дочерей Амори I — матери умершего короля Сибилле или его тете Изабелле. Решение должен был принять совет, в состав которого входили родственники умершего короля, короли Англии и Франции, император Священной Римской империи и папа римский. А пока королевством продолжал управлять граф Триполи.

Регент не присутствовал на похоронах. Вместо этого он созвал в Наблусе свой собственный совет, состоящий из преданных ему дворян и членов семьи Ибелин. Граф предпочитал видеть на троне Изабеллу, приемную дочь Балиана де Ибелина, и потому начал интриговать против Сибиллы.

Тем временем было решено, что Сибилла может занять трон только в том случае, если разведется с Ги де Лузиньяном. Выбор другого мужа был оставлен на ее усмотрение. Тем не менее, их брак не был аннулирован. Когда во время коронации патриарх Иерусалима спросил, кого она выбирает себе в супруги, Сибилла указала на Ги де Лузиньяна, и в результате он был коронован. Раймунд III предпринял попытку изменить решение совета в пользу Изабеллы и ее супруга Онфруа IV, правителя Торона. Однако Онфруа, будучи приемным сыном Рено де Шатильона, союзника Ги де Лузиньяна, отказался претендовать на трон и принес клятву верности Сибилле и Ги. Раймунду не оставалось ничего другого кроме как вернуться в свои владения в Триполи. Балиан де Ибелин также по собственной воле покинул Иерусалимское королевство.

Балдуин V Иерусалимский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *