Музыкальным символом евреев-ашкенази, как известно, считается скрипка. Вспомните, хотя бы, как называется самый известный мюзикл на еврейскую тему? Правильно — «Скрипач на крыше». А вот в далекой древности, во времена Иерусалимского Храма, наши предки не знали скрипки. Но у них, разумеется, была своя богатая музыкальная культура. На каких же инструментах играли в те далекие времена?
В Танахе приводится немало случаев, когда евреи отмечали то или иное событие музыкой и танцами. В Псалме 81 говорится: «Пойте Всесильному оплоту нашему; трубите Всесильному Яакова. Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. Трубите в новолуние в рог, в назначенное время праздника нашего». Музыкой выражали и скорбь. Например, в Псалме 137 времени Вавилонского пленения сказано следующее: «У рек Вавилона, так сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами — веселья: «Спойте нам из песен Сиона!» Как нам петь песнь Б-га на земле чужой?»
Во времена героев Танаха трубные звуки традиционного шофара — рога барана или антилопы — собирали воинов на битву. Считается, что крепостные стены Иерихона рухнули от мощного звучания шофара. В описании Второго Храма, построенного вслед за возвращением евреев из вавилонского плена, содержатся ссылки на оркестр, состоявший из труб, лир и бубнов; сказано также, что парадную одежду первосвященника украшали золотые колокольчики: «Золотой колокольчик и гарант пусть будут по всему подолу мантии, и будет она на Аhaроне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в Святилище, чтобы предстать перед Б-гом». (Исход, 28:34-35).
Как же выглядели эти музыкальные инструменты, как их держали и как на них играли? К сожалению, наши знания на этот счет очень неполны. Кое-какие отрывочные сведения можно почерпнуть из библейских источников и прочей литературы того времени, но самую ценную информацию, безусловно, содержат сами предметы, найденные при археологических раскопках в Израиле и на территории соседних стран, с которыми в древние времена поддерживались тесные торговые и политические связи.
Почва Эрец-Исраэль совершенно непригодна для сохранения органических материалов, таких как внутренности животных, кожа, дерево, поэтому до наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости. Одна из самых интересных находок, продольная флейта I века н. э. (здесь и далее приводятся даты, принятые в академической науке — ред.), была обнаружена в 1975 году при раскопках города Давида в Иерусалиме. Исследователей и музыковедов особенно заинтересовал тот факт, что материалом для этого инструмента послужила передняя нога коровы. Некоторым вспомнилась талмудическая фраза о рогатом звере, который имел «только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов… два рога становились трубами, кости двух ног — флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)».

Несмотря на такой ограниченный выбор, открытие свитков Мертвого моря и других «портящихся» предметов позволяет надеяться, что в обозримом будущем израильским археологам повезет так же, как их англо-американским коллегам во главе с сэром Леонардом Вулли, которые в 1927 году проводили раскопки в северной Месопотамии. Исследуя царские захоронения в районе древнейшего города Ур, они обнаружили несколько почти безупречно сохранившихся музыкальных лир, относящихся к раннему династическому периоду (XXIX-XXIV вв. до н.э.). На них остались даже декоративные элементы: бычьи головы из ляпис-лазурита и золота. Сейчас эти инструменты находятся в Британском музее.
За неимением лучшего ученым пришлось опираться на художественные изображения музыкантов и их инструментов в виде статуэток или декоративного оформления сотен археологических находок: масляных ламп, ваз, мозаики, фресок, монет и печатей. Однако точное происхождение таких предметов чаще всего остается неизвестным. Кто их изготавливал и кому они принадлежали? Еврейским жителям Эрец-Исраэль, солдатам или странствующим мастеровым? Возможно, их изготовляли в соседних языческих странах.
Музыкальные инструменты изображены также на многочисленных серебряных и бронзовых монетах, спешно отчеканенных при Шимоне Бар-Кохбе в короткий период его побед над римлянами при императоре Адриане (132-135 гг. н.э.). Поскольку гравированные изображения людей еврейской традицией запрещены, эти монеты снабжены другими декоративными элементами, включая музыкальные мотивы, которые имеют, возможно, прямое отношение к тем инструментам, на которых играли в Храме.
Другим важным источником информации являются древние печати. Один уникальный образец, относящийся к VII веку до н.э., принадлежал ныне покойному промышленнику, филантропу и археологу-любителю доктору Реувену Гехту из Хайфы. Эта печать выполнена из коричневой яшмы и своей формой напоминает жука-скарабея. Под изображением асимметричной лиры видна ивритская надпись: «Принадлежит Маадане, дочери Царя».
Печать интересна по двум причинам: на ней, в отличие от всех других известных царских печатей, отсутствует имя монарха и упоминается неизвестная историкам принцесса Маадана. Некоторые исследователи сомневаются в подлинности самой печати: она неожиданно для всех появилась на открытом рынке древностей, причем нашли ее «где-то» в Иерусалиме в ходе нигде не зарегистрированных раскопок. Если же речь идет о подлинной археологической находке, то изображенная на ней лира могла принадлежать кому-нибудь из членов еврейского царского рода, а значит, на аналогичном инструменте, возможно, играл сам царь Давид.
Идея восстановления музыкальных инструментов древности на основе археологических данных была впервые выдвинута в начале 70-х годов основателем и первым директором хайфского Музыкального музея Моше Горали. В последние годы исследования были расширены; их возглавила Нина Бензоор — нынешний хранитель Музея музыки и этнологии в Хайфе. К середине 70-х годов было накоплено достаточно экспонатов для проведения первой выставки, целиком посвященной восстановленным музыкальным инструментам древнего Израиля. Эта передвижная экспозиция побывала затем в Европе, Канаде, США, Таиланде, Новой Зеландии и Австралии.

Региональные варианты и технические характеристики

Арабский qanuns обычно строятся с вкладышами пяти кож , которые поддерживают один длинный мост покоится на пять выгибая колонн, в то время как несколько более мелкие турецкие qanuns основаны только на четыре. Это позволяет арабские варианты инструмента , чтобы иметь больше места для установки экстремальных низких и высоких частот строк. Kanuns , изготовленный в Турции обычно имеет 26 курсов строк, с тремя строками на курс в случае всех региональных вариантов. Современные левантийские конструкции используют нейлон или ПВХ строку, которые тянулись по мосту балансирует на рыбьих шкурах , как описано на одном конце, и прикреплен к деревянным колкам на другом конце.

Декоративные звуковые отверстия называемых Kafes являются одним из важнейших компонентов , что составляет привычный тембр Кануна. Тем не менее, они обычно занимают разные места на деке турецкого kanuns по сравнению с арабским qanuns, а также может изменяться по форме, размера и количеству в зависимости от географии или личного вкуса.

Канун играет на коленях, сидя на корточках или, иногда на поддержку эстакады, щипком струны с двумя черепахой -оболочкой улавливает ( по одному на каждой руке) или с ногтями, и имеет стандартный набор из трех с половиной октавы от A2 в Е6 , который может быть продлен до F2 и до G6 в случае арабских конструкций.

Прибор также имеет специальные металлические рычаги или защелки под каждый курс называется мандали . Эти небольшие рычаги, которые могут быть подняты или быстро пониженные исполнителем в то время как инструмент воспроизводятся, служат , чтобы немного изменить высоту конкретного курса путем изменения длины эффективной строк.

Арабская Qanun исполнители в Иерусалиме , 1859. Томсон, стр. 577. Типичный Азербайджан Qanun. Музей Коньяк (Франция)

Настройка и темперамент

На регулярной diatonically настроенного Канун, мандала технология впервые была реализована, по словам турецкого музыковеда Рауф Yekta , около 30 лет до его представления его приглашенной монографии о турецкой музыке в 1922 издание Лавиньяка в Encyclopédie — де — ла — Мюзик и др Словарь их Консерваторий . Левантийские qanuns, до то время, оставались довольно негибкими и громоздкими для выполнения на (особенно требовательные модуляции / транспозиция вошла в моду , что все чаще эмуляции западной тональности и ключевые изменений ), требуя от игрока использовать ноготь большого пальца , чтобы нажать на крайние левые концы курсов для достижения на лета интервальных изменений.

С появлением электронных тюнеров несколько десятилетий спустя, стандартизация размещения опорных мандал на Канун начал. В то время как армянские kanuns теперь используют только равноудаленные полутона и арабский язык qanuns точной четверти тон , как результат, турецкие Канун-производители пошли так далеки, разделив electroacoustically ссылки равного уравновешенного полтона 100 центов на 6 равные части, уступая — для всех намерений и цели — 72 равных деления (или запятых ) от октавы разрешения основного тона. Не все веревки 72-тоновой равнотемперированного доступны на турецком Kanun, однако, так как Канун-производители наклеить мандали , что только приспособить модуляции / транспозицию широко востребованные исполнителями. Это впоследствии приведет к знакомым прерванной и нерегулярной узор мандал на турецком Kanun становится визуальное руководство для игроков, в содействии модальный и интонационную навигации по документу , который обычно лишен маркеров основного тона. Некоторые Kanun лица , принимающие также могут выбрать , чтобы разделить расстояние полутона от гайки нижних регистров на 7 частей , а не для микротональной тонкости (и самых высоких регистров, наоборот, на 5 частей из — за ограничений , распорных); но делать это за счет октаву эквивалентностей . Несмотря на эти расхождения, сотни Мандал конфигураций находятся в распоряжении игрока при выполнении на обычном турецком Kanun.

С другой стороны, в настоящее время широкое применение равноудаленных 24 тонов на арабском и 72-тональной на моделях турецких Канун представляет собой постоянный источник споров. Это особенно в отношении того , как адекватное такое Европоцентричный октавных подразделение в точно воспроизводя традиционно или классический понимаемые жидкости смол перегибов из арабской музыки или османских классической музыки чешуек. Измерение высоты тона анализ соответствующих аудиозаписей показывает , что, равные темпераменты , основанные на велосипед цепи «кратные двенадцать», по существу , не совместимы с подлинными ближневосточными представлениями; обосновывая понятие инструменты строго на их основе будет конфликтовать слышимое с справедливо настроенным / нараспев танбурами , удой , неей , или kemenche .

Альтернативная настройка подходит для Канун , таким образом , также существует. Турецкий музыкальный теоретик Озан Yarman предложил, например, в 79-академический тон темперамент для выражения в пределах допустимых ошибок-полей макамов / Makamlar / Dastgaha на всех уровнях основного тона, который был реализован в известном конце Luthier Ejder Gulec (1939-2014 ) на турецком Kanun. Кроме того, покойный швейцарско-французский Qanun исполнитель Julien Жалал Эд-Дин Вайс (1953-2015), который был критически вибрирующей дефицита европоцентристских октаву делений в аппроксимирующих только интервалы , как известно, задумали, начиная с 1990 года, ряд прототипов которые были полностью основаны на низкой прайм-предела или простое число соотношение Пифагора и гармонических интервалов; которые были вновь построены, по поручению Вайс, по Ejder Gulec.

известные игроки

  • Мухаммед Абдо Салех
  • Ара Топузиан

Рекомендации

внешняя ссылка

  • Фараби Школа
Викискладе есть медиафайлы по теме Kanun (инструмент) .
  • Уильям Мак Томсон (1860): Земля и Книга: Или, Библейские иллюстрации Нарисованная от нравов и обычаев, сцены и декорации, Святой Земли Тома II, стр. 577.

Армянские музыкальные инструменты: обзор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *