Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.

Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.

Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.

Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).

Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.

Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»

Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.

В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.

Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.

Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Марина Калабухова

Хамовники — один из самых интересных районов Москвы с богатейшей историей. В разное время здесь жили, например, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Олег Даль и Олег Янковский. Здесь находятся «Лужники», Пушкинский музей, храм Христа Спасителя и конечно, Новодевичий монастырь, в котором идет масштабная реставрация. Уже восстановлены 18 памятников монастыря, среди которых палаты царевны Марии Алексеевны XVII века, Филатьевский приют и восемь башен.

Мы же предлагаем совершить виртуальную прогулку по менее известным, но от этого не менее важным местам. А гидом станет краевед, знаток города и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.

Сказочный дом, склады и казармы

Особняк на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, как будто сошедший со страниц русских сказок, известен как дом Перцовой. Его построил в 1907 году инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов. Он объявил конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В состав жюри вошли Виктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов и Федор Шехтель. Сам Перцов остановился на проекте Сергея Малютина — несмотря на то, что он занял второе место. Особняк стал настоящим произведением искусства: резные лестницы, изразцовые печи, витражи, майоликовые мозаики со сказочно-былинными мотивами.

«Сергей Малютин, автор проекта, расписавший панно на доме, известен более всего тем, что подарил нашей стране матрешку. Он много общался с женой мецената Саввы Мамонтова, которая по возвращении из Японии подарила ему традиционную игрушку. Ее Малютин переосмыслил и придумал знаменитую куклу, которая стала национальным символом России», — рассказывает Филипп Смирнов.

Пройдя по Остоженке, остановимся у комплекса Провиантских складов (Зубовский бульвар, дом 2) — прекрасного образца московского классицизма. Необходимость строительства новых каменных складов для хранения провизии появилась в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у площади Серпуховской Заставы, сильно обветшали. Проект поручили архитектору Федору Шестакову, а за образец взяли Воскресенские провиантские склады в Петербурге, построенные в 1821 году.

Трехэтажное здание, входящее в этот комплекс (Комсомольский проспект, дом 13), — Шефский дом. Оно было построено в конце XVIII века по проекту Матвея Казакова в стиле раннего московского классицизма. «Этот дом был построен на территории суконной фабрики, основанной еще Петром Великим, на так называемом окоеме Хамовнического плаца. Там находилось место тренировки и смотра войск», — объясняет Филипп Смирнов.

Изначально здание было жилым, но в начале XIX века вокруг него возвели казармы, а купеческий дом выкупили и перестроили для расквартировки офицеров и шефа (командира) полка. Отсюда и название дома — Шефский. Здание стало лауреатом конкурса «Московская реставрация» в 2018 году.

Первый хипстер Москвы и немного постконструктивизма

Следующая точка виртуального маршрута — музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках (улица Льва Толстого, дом 21). Такой статус здание получило по личному распоряжению Владимира Ленина.

Оказавшись внутри небольшого деревянного дома, можно наглядно представить, как жил писатель, кстати, очень любивший это место. «Внутри, в интерьерах, сохранилось почти все, потому что сразу после революции более шести тысяч предметов было поставлено на охрану. Поэтому сохранились там и стаканы, из которых пил Толстой, и велосипед, на котором он ездил. Интересный экземпляр — велосипед Rover 1908 года выпуска. Глядя на него, можно сделать два вывода: во-первых, Толстой — первый хипстер в Москве, а во-вторых, у него были довольно сильные ноги, потому что крутить педали на этой модели было тяжело», — говорит экскурсовод.

Перед усадьбой тоже есть кое-что любопытное — аутентичные фонари, которые устанавливали по распоряжению Толстого. В то время Хамовники были фабричным районом, и газовое освещение было большой редкостью. Конечно, с тех пор их не раз переделывали, но оригинальные столбы и чаши сохранились до наших дней.

Затем отправляемся в проезд Девичьего Поля, где расположился прекрасный образец постконструктивизма — здание Общевойсковой академии имени Фрунзе (проезд Девичьего Поля, дом 4). Это впечатляющее сооружение в стиле ар-деко.

«Архитектура этого здания колоссальная, мощная, очень насыщенная и совсем не характерная для нашего города. Это очень важный период в развитии государства и подхода к архитектуре, который предвосхищает, с одной стороны, так называемый сталинский ампир, а с другой — имеет прямое отношение к конструктивизму. То есть это такой излом на стыке двух важных периодов», — объясняет краевед.

Стоит обратить внимание также на массивный куб в угловой части здания. Сейчас он пустой, но изначально там стоял огромный танк. Его можно увидеть на старых фотографиях. Например, есть снимки, на которых запечатлены сотрудники академии, ехавшие в ноябре 1941-го на парад. На их фоне возвышается эта мощная и страшная машина, гусеницы которой достигают высоты двухэтажного дома. Кстати, на этих же фото можно увидеть памятник Льву Толстому, созданный скульптором Алексеем Портянко.

Ампир, футбол и начало медицинского городка

Неподалеку (дом 23 на улице Бурденко) — дом Палибина. Благодаря тому, что внутри находятся реставрационные мастерские, он сохранился в очень хорошем состоянии с подлинными интерьерами периода ампира, то есть 20-х годов XIX века.

«Там есть совершенно необыкновенная печка с ручной росписью и изразцами. В нескольких комнатах сделаны специальные реставрационные зондажи: сняли советскую штукатурку и под ней обнаружили слои предыдущих отделок. Так вот, там есть расписанные вручную обои и потолки. Это тоже ультраценно, такую роскошь могли позволить себе только очень богатые люди», — отмечает гид.

Дом сохранился благодаря энтузиастам: его должны были снести в 1960-е годы, но люди горой встали на его защиту. Они подарили нам настоящую жемчужину послепожарной Москвы, образцовый особняк в очень хорошем состоянии.

Двигаемся по Плющихе в сторону улицы Еланского и по правую руку в глубине двора замечаем дом Снегирева (улица Плющиха, дом 62, строение 2). Владимир Федорович Снегирев был акушером, выдающимся медиком конца XIX века.

«Снегирев первым начал строить медицинский городок. Началось все с того, что он просто купил участок на Девичьем Поле и построил там дом, в котором принимал московских рожениц (это было еще до того, как появились роддома). Но, так как он был видным членом медицинских обществ, он начал собирать с меценатов и благотворителей обещания отстроить медицинский городок на Девичьем Поле. Так что большая история, связанная с развитием медицины, с институтами Сеченова, Пирогова и так далее, началась с этого маленького особняка», — рассказывает Филипп Смирнов.

Прямо напротив расположился один из старейших в Москве стадионов — «Буревестник». Его облик сильно изменился, но ограды, футбольное поле и корты исторические. Интересно, что в 1909 году одновременно были открыты два спортивных стадиона на двух углах города: «Буревестник» на углу проезда Девичьего Поля и «Сокол» на углу Елизаветинского переулка.

И, конечно, конструктивизм

Тем временем подходим к прекрасному образцу конструктивизма авторства Константина Мельникова — клубу завода «Каучук» (улица Плющиха, дом 64/6, строение 1). Советские идеологи в 20–30-е годы прошлого века решили массово строить дома культуры для предприятий.

«В царскую эпоху такими домами культуры были церкви и театры. После проповеди или, соответственно, спектакля люди общались, обменивались новостями, в том числе о политическом устройстве, каких-то законах и прочем. Взяв курс на строительство нового государства, большевики придумали, что необходимо образовывать рабочий класс с помощью лекций, постановок и различных хобби», — подчеркивает краевед.

Так создавались дома культуры. Обычно это было пространство где-то на 500 человек, обязательно с большим залом для митингов. Для строительства «Каучука» уже очень востребованному на тот момент Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Архитектор выразительно вписал здание в существующую застройку. Особенностью стал круглый вестибюль, опоясанный красивыми наружными лестницами.

Архитектор заложил в проект много интересных решений, таких как, например, трансформируемая сцена или передвижные перегородки.

«Продолжая разговор про конструктивизм, нельзя не упомянуть так называемый дом-пилу, расположенный на Большой Пироговской (дом 51). Если смотреть на него сверху, он напоминает ручную пилу, корпуса, как зубчики, торчат в разные стороны. Это конструктивистское общежитие, построенное в 20-е годы ХХ века, в составе знаменитого поселка Усачевка. Про него снято много документальных фильмов, его демонстрировали иностранцам как образец новой архитектуры», — рассказывает Филипп Смирнов.

Неподалеку, на улице 10-летия Октября, находится детская поликлиника № 38. В нее водят детей многие жители Хамовников, но мало кому известно, что это первое общественное конструктивистское здание. Так что сами того не зная, юные москвичи ходят делать прививки в прекрасный образец конструктивизма. За ней, если идти в сторону Хамовнического Вала, напротив станции метро «Спортивная», находится часть Усачевского конструктивистского поселка — города-сада, города будущего. Это дом — машина для жилья, созданный по всем канонам конструктивизма в 1920-е годы, где у жителей было все необходимое: магазины, прачечная, детский сад.

Виртуальная экскурсия заканчивается, а прогулка по Хамовникам ­— нет. В этом районе можно останавливаться чуть ли не у каждого здания, и каждое расскажет свою историю.

Архитектура Московского княжества

Возвышение Москвы начинается в 14 веке. Именно тогда Москва стала центром русских земель. При московском князе Иване Калите, который был сыном первого московского князя Даниила, из Владимира в Москву переносится митрополичья кафедра. Митрополит Пётр, который был талантливым зодчим, строит первые каменные соборы в Кремле: Успенский, Спаса на Бору. При Калите Москву окружают прочными дубовыми стенами, взамен сосновых, возведённых при Юрии Долгоруком.

Сын Ивана Калиты Дмитрий Иванович (Донской) возводит стены и башни из белого камня, при этом ещё расширив территорию Кремля.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов

В 14 веке архитектура Московского княжества обогащается новыми шедеврами. Строятся дивной красоты храмы Успения на Городке в Звенигороде, Рождественский в Саввино-Сторожевском монастыре, Троицкий в Троицком монастыре. В начале 15 века ученик Сергия Радонежского Андроник возводит Спасский собор в Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Этот собор считается самым древним каменным собором, сохранившимся до наших дней. Все эти постройки объединяет стройность, пропорциональность, особая поэтическая , возвышенная красота.

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троицкого монастыря

Вторая половина 15 – начало 16 веков становится временем централизации русского государства, расширения его границ. При Иване III, которого уже называют государем всея Руси, возникает идея «Москвы – третьего Рима». Кремль окружают кирпичными стенами и башнями, которые сохранились до наших дней. Внутри вырастают белокаменные соборы и палаты: Успенский, Архангельский, Благовещенский, Иоанна Лествичника (будущая колокольня Иван Великий), Грановитая палата.

Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов

В начале 16 столетия по приказу Великого князя Василия в честь рождения долгожданного наследника, будущего первого царя Ивана Грозного, возводится первый на Руси каменный шатровый храм Вознесения в царском селе Коломенском.На Торгу у стен Кремля вырастает «цветок» собора Покрова, возведённого в память о победе над Казанским ханством.

Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.

Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
В. Брюсов

Прогулка по Москве

В современной Москве, к счастью, сохранилось немало памятников архитектуры из прошлого. Предлагаю насладиться очарованием этих чудесных храмов и зданий, совершив «прогулку» по весенней Москве!

Уважаемые коллеги, скачав презентацию «Архитектура Московского княжества» с Яндекс Диска, открывайте её в программе PP, в противном случае она может выглядеть некорректно.

Архитектуре Московского княжества я посвятила один из маршрутов веб-квеста «Древнерусское зодчество». Приглашаю познакомиться!

Кроме этого на сайте есть ещё несколько презентаций о древнерусском зодчестве:

  • Деревянное зодчество Руси.
  • Новгородское зодчество.
  • Русь домонгольская. Архитектура Древней Руси.
  • Дивное узорочье. Архитектура 17 века.
  • Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Удачи!

Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Схема алтаря

Алта́рь

Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

Престол

Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

Престол

Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:

Катаса́рка (греч. припло́тие) – особо освященная белая нижняя одежда, это слово в переводе на славянский означает срачи́ца (нижняя рубашка). Ей покрывается весь Престол до основания, что символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при положении Его во Гроб.

Ве́рвие – веревка длиной около 40 метров, которой во время освящения храма опоясывается Престол. В зависимости от того, кто освящает храм, форма опоясывания Престола разная: если епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; если же храм освящается по благословению епископа священником – вервие образует как бы пояс в верхней части Престола. Символизирует вервие путы, которыми был связан Спаситель, и Божественную силу, которая держит собой всю вселенную.

Инди́тия (букв, перевод с греч. верхняя, нарядная одежда) – символизирует собой одеяние царственной Славы Христа Спасителя как Сына Божия, которая была присуща ему еще до Творения мира. Эта Небесная Слава не была очевидна окружающим Воплотившегося Бога людям. Лишь Преображение Христа на горе Фавор приоткрывает ближайшим Его ученикам суть этой царственной Славы.

Первоначально Престол покрывается и срачицей, и индитией во время освящения храма. Причем архиерей, освящающий храм, до покрытия престола индитией облачен в белую одежду (срачицу), символизирующую погребальную Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при Его захоронении. Когда же Престол покрывают индитией, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске архиерейских облачений, изображающих одежды Небесного Царя.

При освящении Престола в алтаре имеют право присутствовать одни священнослужители. Тогда же из алтаря удаляются и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Факт удаления того, что подвержено движению и изменению подчеркивает, что неподвижно утверждаемый Престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого всё получает свое бытие. Поэтому после того, как освящен неподвижный Престол, все удаленные священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

Если храм освящается архиереем, то под Престол на специальный столбе́ц укрепляется ящичек с мощами святых мучеников, которые переносятся из другого храма с особой торжественностью. Этот перенос совершается в знак преемственной передачи благодати Божией от существовавшего прежде ко вновь открываемому храму. Престол перед покрытием его срачицей и индитией в местах соединения столпо́в (ножек) с верхней доской, называемой трапезой, заливается воскомасти́хом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана.

Деревянные Престолы иногда имеют боковые стенки, украшенные окладами с изображением священных событий и надписями. В таком случае сами оклады как бы заменяют собой срачицу и индитию. Но при всех видах устройства Престол сохраняет четырехугольную форму и свои символические значения.

Святость Престола такова, что прикасаться к нему и к предметам, на нем находящимся, разрешается только епископам, священникам и диаконам. Пространство от Царских врат алтаря до Престола священнослужителям позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости. В те моменты богослужения, когда такой необходимости нет, Престол обходят с восточной стороны, мимо Горнего места. Престол для храма – то же, что Церковь для мира. Он символизирует собой в разные моменты службы и Христа Спасителя, и Гроб Господень, и Престол Святой Троицы. Такая многозначность священных предметов в алтаре определяется множественностью событий Библейской истории, в которой проявление Божия вездесущия естественно и постоянно.

На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антими́нс, Ева́нгелие, один или несколько напресто́льных крестов, дарохрани́тельннца и пелена́, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются.

Антими́нс (греч. анти» – вместо и «миссион» – стол, то есть вместопрестолье) представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа.

Антиминс

В антиминс завернута губка для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе.

Используется она также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Если во время Божественной литургии начнется пожар или иное стихийное бедствие не позволит закончить службу в храме, священник согласно Уставу должен вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в удобном месте и обязательно докончить на нем священнодействие. Это указание Устава, а также освящение антиминса одновременно с Престолом уравнивает их значение.

Необходимость дублирования Престола антиминсом возникла в годы жестоких гонений, когда священники, переходившие с места на место, тайно совершали Евхаристию в домах, служивших первым христианам храмами. Когда христианство в Римской империи стало государственной религией, Церковь не стала отказываться от сложившейся практики. Еще одной причиной для этого дублирования стало наличие в епархиях отдаленных храмов, которые епископ по тем или иным причинам не мог освятить лично. А поскольку по канонам сделать это мог только он, то выходили из ситуации следующим образом: епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в храм, а освящение здания производилось местным священником малым чином. Кроме того, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые в военных походах совершали для них Таинство Евхаристии на антиминсе.

Антиминс по ходу Литургии разворачивается только в строго определенные моменты, в остальное же время находится в свернутом состоянии в особом плате, который называется илито́ном.

Илито́н (греч. обертка, повязка) – шелковый или льняной плат без изображений и надписей, в который завернут антиминс во все время, кроме Литургии верных, когда он открывается для совершения Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Илитон является образом той головной погребальной повязки (сударя́), которую увидели апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (см.: Ин. 20; 7).

Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшалось золотыми или серебряными с позолотой накладками или такими же окла́дами. На накладках и окладах с лицевой стороны по углам изображались четыре евангелиста, а в середине изображалось или Распятие Христово с предстоящими (т. е. со стоящими у Креста), или образ Христа Вседержителя на троне. В XVIII-XIX веках на окладах напрестольных Евангелий стали изображать образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелий изображаются или Распятие, или Крест, или Пресвятая Троица, или Божия Матерь.

Напрестольное Евангелие

Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие. По вере Церкви в образе таинственно присутствует то самое, что он изображает. Образ Креста так глубок, что все, содержащееся в словах Евангелия, особенным образом присутствует и в нем. При совершении всех Таинств церковных и многих обрядов рядом на аналое или столе обязательно должны быть Евангелие и Крест с Распятием.

Напрестольный крест

На Престоле обычно кладется несколько Евангелией и Крестов. Кроме тех, что используются по ходу богослужения, на Престоле как на особо святом месте находятся малые, или требные Евангелия и Кресты. Их употребляют при совершении Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, то есть по мере необходимости, они уносятся с Престола и вновь кладутся на него.

Дарохранительница

Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохрани́тельница, предназначенная для хранения Святых Даров.

Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.

Дароно́сица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся:

1. Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой.

2. Ковшик (маленькая чаша).

3. Лжи́ца (серебряная ложка, используемая для Причащения).

4. Иногда в дароносице есть сосуд для вина.

Дароносица

Дароно́сицы служат для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура.

Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. Только в том случае, если в храме несколько приделов, дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно на одном из боковых Престолов. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

Сосуд для Святого Мира

Кроме того, на Престоле под Крестом должен обязательно находиться плат для отирания губ священника и края Потира после Причастия. В некоторых больших храмах сохранилась так называемая сень, или киво́рий. Символически она означает небо, раскинувшееся над землей, на которой совершился Искупительный Подвиг Христа Спасителя. Престол представляет собой земную область бытия, а киво́рий – область бытия небесного. Внутри сени из ее центра к Престолу как бы опускается фигурка голубя, являющаяся символом Святого Духа. В древности иногда в эту фигурку клались для хранения запасные (то есть специально заготавливаемые для причащения больных и для других случаев) Дары. Сень обычно укреплялась на четырех столпах реже – подвешивалась к потолку алтаря. Поскольку в кивориям устраивались завесы, закрывающие Престол со всех сторон, то функционально они были близки к современной пелене – покрову, которым накрываются все священные предметы на Престоле по окончании богослужений. В древности в тех храмах, в которых не было сени, эта пелена ее как бы заменяла. Покров знаменует собою покрывало тайны, которая большую часть времени скрывает от глаз непосвященных действия и тайны Божьей Премудрости.

Сень (киворий) над Престолом

Иногда Престол окружен со всех сторон ступенями (от одной до трех), символизирующих его духовную высоту.

Же́ртвенник

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Жертвенник

В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

Го́рнее место

Го́рнее ( слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие «.

Горнее место

Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам (это бывает, в частности, при чтении Апостола за Литургией), то в этих случаях епископ изображает собой Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы.

Архиерейский трон

В большинстве приходских храмов Горнее место не оформлено возвышением и седалище для епископа отсутствует. В таких случаях там обычно ставится лишь высокий подсвечник с лампадой, который епископ при освящении храма должен возжечь своей рукой и водрузить на Горнем месте. Во время богослужений на этом подсвечнике должна гореть лампада и (или) свеча. Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Священнослужители, совершающие во время богослужения каждение, обязательно кадят Горнее место, все присутствующие в алтаре, проходя через него, обязательно кланяются, осеняя себя крестным знамением.

Семисвечник

Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

Выносная (запрестольная) икона Божьей Матери

Справа от Престола располагается сосудохрани́лище, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды (т. е. Потир, дискос, звездица и др.) и ри́зница (или по-другому – диа́конник), в которой находятся облачения духовенства. Справа от Престола для удобства священнослужителей имеется стол, на который полагаются ризы, приготовленные для богослужения. Вообще, в ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек.

Выносной (запрестольный) Крест

С северной и южной сторон Престола у семисвечника, принято ставить выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (так называемый запресто́льный – с южной) на длинных древках. Умывальник для омовения рук и уст священнослужителей перед Литургией и после нее и место для кади́ла и угля может находиться как в северной, так и в южной части алтаря. Перед Престолом, справа от Царских врат у южной двери алтаря, в кафедральных храмах принято ставить кресло для епископа.

Запрестольный Крест

Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

1. Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

2. Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

3. Четыре окна – Четвероевангелие.

Иконоста́с

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

Составляющие иконостас иконы таинственно содержат в себе присутствие Того, Кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону. Иконописный церковный канон (то есть определенные правила написания икон) так же непреложен и вечен, как канон священных богослужебных предметов и книг. Православная икона должна иметь два необходимых атрибута: нимб – золотое сияние в форме круга над головой святого, которое изображает его Божественную Славу; кроме этого икона должна иметь надпись с именем святого, что является церковным свидетельством соответствия образа (иконы) первообразу (самому святому).

В соответствующих молитвах и прошениях, где поминаются все святые, а также в действиях богослужения Святая Церковь отражала общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало только такого внешнего образа, который бы явил собой ясным, видимым способом, невидимое, духовное покровительство Небесной Церкви, ее посредничество в спасении живущих на земле. Такой стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами, внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с) С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого) ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей (т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Иконы размещаются и вне иконостаса – по стенам храма – в кио́тах, т. е. в особых, обычно застекленных рамах, а также располагаются на анало́ях, т. е. на высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Большой и величественный, с глубоким смыслом и особой миссией. Главный храм Вооруженных сил России сегодня официально открыт. Построенный специально к юбилею Победы в Великой Отечественной, символично, что открылся он в день, когда та страшная война началась.

Это не просто храм — это целый комплекс, где все говорит об истории и боли; о подвиге, который был совершен во имя будущей жизни. Проект называется «Дорога памяти», но, как отметил сегодня президент, который приехал на открытие комплекса, это «дорога в вечность» наших отцов и матерей — всех, кто отстоял Родину.

«Дорога памяти» — это 1 418 шагов, по числу дней и ночей Великой Отечественной. Один шаг — одни сутки. Основные события дня, сводки с фронтов, звуки стрельбы, военные марши, а главное – люди. На посетителя смотрят буквально миллионы глаз. Сотни тысяч микрофотографий солдат, тружеников тыла, партизан складываются в масштабные кадры общего порыва всей страны.

Тут же интерактивная фотогалерея «Река времени». Информацию о своем родственнике — участнике Великой Отечественной для этого проекта может прислать любой желающий. Президенту показали запись о Путине Владимире Спиридоновиче, о его отце.

«По задумке здесь должно быть более 33 миллионов биографий. И уже сейчас здесь очень много собрано», — сказал заместитель директора Центрального музея Вооруженных сил Владимир Лукин.

Сегодня музейный комплекс «Дорога памяти» — это 35 залов, сотни уникальных экспонатов, многие из которых до последнего времени могли видеть только специалисты, — открылся для посещения. Как и храм Воскресения Христова.

Лестница и все крыльцо главного храма Вооруженных сил России вымощены чугунными плитами. В них, помимо чугуна, переплавленные трофейные пистолеты и автоматы, гусеницы фашистских танков, осколки мин и снарядов. Каждый входящий буквально попирает ногами оружие вермахта.

Осматривая храм, Владимир Путин поставил свечку у иконы «Спас нерукотворный». Икона непростая, в ее основе — орудийный лафет пушки XVIII века, поднятый со дна Невы.

«На лафете орудие, которое участвовало в Полтавской битве. Скреплено оно специальными винтами. Это приклады винтовки Мосина внизу. 1944 года винтовка», — рассказал Сергей Шойгу.

Обращаясь к военнослужащим на плацу перед храмом, в День памяти и скорби, в день начала Великой Отечественной, президент говорил о том, что, по его мнению, та война значит для страны сегодня: «Для нас, граждан России, память о Великой Отечественной войне, обо всех, кто сражался и погибал, кто всеми силами приближал победу, абсолютно священна. Мы собрались здесь, у стен главного храма Вооруженных сил России, чтобы с глубоким почтением вспомнить о героях прошлого. Почтить бессмертный подвиг нашего народа и ратную доблесть всех защитников Отечества от Древней Руси до наших дней. Склонить головы в память о тех, кто отдал жизнь за свободу родной земли».

Современное поколение российских солдат и офицеров, по словам президента, достойно хранит верность традициям:

«Мы знаем, что обороноспособность и безопасность государства надежно обеспечены. Вооруженные силы страны совершенствуются, осваивают новую технику, растут их боевые возможности. Но главной основой ратного труда по прежнему остаются и на все времена останутся мужество, верность долгу, честь и безграничная любовь к Отчизне. Равняясь на тысячелетнюю историю страны, на нерушимые заветы поколения победителей, на стальное, непреклонное мужество солдат, принявших первый бой на рассвете 22 июня 1941 года и подаривших всему человечеству мир и само будущее 9 мая 1945 года. Вечная память павшим героям! Низкий поклон ветеранам! Слава Вооруженным силам России!»

Обратился к военнослужащим и глава Русской православной церкви: «Для того чтобы поступательным было наше историческое развитие, мы должны держать сухим порох в пороховницах. Вооруженные силы должны быть всегда на высоте своего призвания. Помимо необходимого технического оснащения важно, чтобы дух наших воинов был всегда несокрушимым и сильным».

Главный храм Вооруженных сил России возвели в подмосковном парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому неслучайно, что высота звонницы — 75 метров. Диаметр основания центрального купола — 1945 сантиметров, а 1945-й — это год Победы. Здесь почти в каждую деталь вложен особый смысл.

Эпоха Андрея Рублева. Храм на 200 человек

Прототипы храма можно найти в раннемосковской архитектуре (Звенигород, древние храмы Троице-Сергиевой Лавры). ВНИМАНИЕ! По этому храму проектировщик еще не передал полный комплект проектной документации.

Механизм использования проекта для строительства храмового комплекса в Вашей епархии:

1. Необходимо направить на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (или Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Рязанского и Михайловского Марка) обращение с просьбой предоставить выбранный Вами проект. ФХУ предоставляет право на использование проекта епархии или конкретному приходу.

2. Поскольку правообладателем проектов является Русская Православная Церковь в лице ФХУ, то выбранный Вами проект предоставляется на основании подписанного с ФХУ Договора. В связи с этим для заключения договора Вам необходимо предоставить ФХУ реквизиты юридического лица, с которым будут заключены договорные отношения.

3. Привязка храма и приходского дома осуществляется по конкретному адресу силами проектной организации, привлеченной епархией или приходом.

4. Экспертиза проектной документации, привязанной по конкретному адресу, осуществляется в региональной экспертной организации.

Архитектура Московского княжества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *