Первое соборное послание святого апостола Петра в изданиях Нового Завета на русском языке находится после соборного Послания апостола Иакова. Святой апостол Петр — это пример решимости, мужества и любви ко Христу. Имя Петр означает «камень» (см.: Мф. 16, 18). Но одновременно в образе апостола Петра мы видим всю реальность того, что сила Божия совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника (см.: Мф. 26, 69–75; Мк. 14, 66–72; Лк. 22, 55–62; Ин. 18, 15–18, 18, 25–27) и не сразу поверил в то, что Господь воскрес из мертвых (см.: Лк. 24, 12). Апостол Петр от лица всех апостолов исповедует Христа Сыном Бога Живого (см.: Мф. 16, 16), но и в страхе произносит отречение. Личный опыт апостола Петра нашел сильное отражение в этом Послании, цель которого — укрепить веру во время гонений.

Кто такие христиане?

Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3), — пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4). Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7).

Добродетельная жизнь между язычниками

Свет добрых дел

Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет. 2, 12). Для язычников христиане были злодеями. Понять то, какими представляли христиан язычники, нам помогут слова апологета (защитника христианства) Минуция Феликса, жившего во II веке. Он приводит мнение язычника о христианах: «Из самых низших подонков собрались там невежды и легковерные женщины, которые из-за подверженности чужому влиянию, свойственной их полу, и без того попадаются на любую удочку: они образуют общую банду заговорщиков, которая братается не только при празднествах с постом и недостойной человека пищей, но и в преступлениях, подозрительное, светобоязненное общество, немое на людях и болтливое по углам; они пренебрегают храмами, как будто они могильщики, плюют перед изображениями богов, высмеивают священные жертвоприношения… Они считают нынешние пытки ничем, потому что боятся неизвестных будущих, потому что боятся умереть после смерти, а сейчас умереть не боятся. Ложная надежда на воскрешение утешает их и лишает всякого страха». Правдивы только заключительные слова. Христиане не боятся смерти и мук здесь, в жизни земной, потому что желают вечной жизни с Богом. Но чтобы опровергнуть все остальные обвинения, апостол и призывает хрис­тиан к свидетельству добрых дел.

Бога бойтесь, царя чтите…

Апостол дает ряд очень важных наставлений. Первое из них учит христиан (а значит, всех нас) отношению к властям и правителям: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2, 13–14). Покорность начальству является одновременно и покорностью Господу. Причем апостол говорит о покорности всякому начальству. Нужно учесть, что Послание было написано в то время, когда все человеческое начальство было языческим или иудейским (в Палестине) и фактически враждебным христианству. До появления первых императоров-христиан было еще очень и очень долго. Из Книги Деяний нам известно, что христиане находились под постоянной угрозой преследований. И вот, из уст апостола Петра мы слышим призыв к покорности в отношении враждебной христианам власти. В этом, говорит апостол Петр, есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (1 Пет. 2, 15). Мы видели пример обвинений, выдвигавшихся против христиан: заговорщики, преступники… Покорность властям должна была явить добродетель христиан. Христиане — не анархисты, не революционеры, напротив, они добрые граждане своего государства, покорные правителям. В этом христиане следуют заповеди Господа отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Но до какой степени должна простираться покорность властям? Апостол не говорит об этом прямо. Но из той же Книги Деяний мы знаем, что когда иерусалимский синедрион повелел апостолам Петру и Иоанну не говорить и не учить о имени Иисуса (Деян. 4, 18), они отказались покориться этому запрету, ответив: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Все хрис­тианские мученики отказались исполнить волю правителей-язычников принести жертвы богам и воздать божественные почести императору. Поэтому и граница покорности властям оканчивается там, где начинается отречение от Господа Иисуса Христа.

Страдая, терпите…

Следующее наставление продолжает предыдущее: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1 Пет. 2, 18–19). Скорби укрепляют христианина, эту мысль можно назвать общей для всего Нового Завета. Кроткое, терпеливое перенесение страданий является подражанием Господу Иисусу Христу, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2, 21–23). Претерпевая страдания, христианин должен отвечать добром, потому что если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Пет. 2, 20).

Женам и мужьям…

От общих наставлений об отношении к правителям и начальствующим апостол плавно переходит к наставлениям о семейной жизни. И в семье христианин — это прежде всего пример добродетели: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1–2). Апостол дает краткий, но удивительно полный ответ на вопрос, как относиться жене к неверующему мужу. Главное украшение жены-христианки — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3–4).

Мужьям же нужно обращаться благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7).Немощнейший сосуд… Давайте представим красивую хрустальную вазу. Если обращаться с ней неаккуратно, то она попросту разобьется. Если человеку свойственно заботиться о неодушевленных вещах и предметах, то тем более мужья должны заботиться о своих женах.

Все же вместе мы должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство (1 Пет. 3, 8–9). Ведь гнев и злословие — одни из самых распространенных и тяжелых грехов, поэтому кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10).

Христиане и гонения

Если мы исполним все это, то гонения будут уже не страшны: кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет. 3, 13). Зло не может победить доброй христианской жизни, потому что это жизнь в Боге. Поэтому христиане должны быть всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Главное свидетельство веры и упования — добрая жизнь. Апостол Петр несколько раз повторяет эти слова в Послании, потому что только это может опровергнуть все обвинения против христиан. Он призывает нас иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3, 16). Злословят ли христиан сейчас? Думаю, что не меньше, чем во времена апостолов…

Путь страданий и терпения — это путь к Богу, потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Пет. 3, 18). Поэтому христиане, в крещении омывшиеся не от плотской нечистоты, но пообещавшие Богу свою добрую совесть (см.: 1 Пет. 3, 21), должны жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4, 2). Стать христ­ианином — значит изменить свою жизнь. Господь Иисус Христос должен стать как бы пограничным камнем, отделяющим жизнь без Бога от жизни с Богом. До этой границы мы могли поступать по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям… пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению (1 Пет. 4, 3). Отказавшись от всего этого, мы должны стать благоразумными и бодрствовать в молитвах (ср.: 1 Пет. 4, 7), иметь усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов, бытьстраннолюбивыми друг ко другу без ропота, служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (ср.: 1 Пет. 4, 8–10).

Газета «Православная вера» №6 (506)

Апостол Петр: путь малограмотного рыбака

О святом Петре мы узнаем уже с четвертой главы Евангелия от Матфея. Его зовут Симон, и они вместе с братом Андреем сидят на берегу Галилейского моря и закидывают сети.

Встреча с Христом

Кто такие Андрей и Симон до встречи с Христом? Два малограмотных рыбака из Галилеи, которые день за днем трудятся, чтобы прокормить себя и родных.

К ним обращается Спаситель со словами: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).

Трудно не заметить, с какой легкостью братья соглашаются, хоть в то время у Симона уже была собственная семья. Из Евангелия мы знаем, что Христос потом исцелит его тещу от горячки. А во время миссионерской проповеди Симона будет сопровождать и его жена.

Так пример апостола показывает, что семья — отнюдь не помеха на пути к Богу. Одни спасаются в браке и любви, а вторые — в монастыре и усердной молитве.

Но вернемся к началу проповеди Христа и началу апостольского служения.

Личные качества апостола Петра

Симон ярко отличается на фоне остальных учеников: искренний, открытый, вспыльчивый. Он фактически первым исповедует Иисуса как Бога: Ты — Христос, Сын Бога живого (Мф. 16:16). Также он идет навстречу Христу по водам, но еще не окрепший в вере, начинает тонуть. Симон и еще два ученика — Иоанн и Иаков — были свидетелями Преображения Господнего.

Сам Спаситель обращается к будущему первоверховному апостолу, указывая на его особую миссию и называя его иным именем — Петр, что переводится с греческого как «камень» (на арамейском языке, которым владел Христос, это звучит как «Кифа»).

Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17-19).

Впоследствии так и будет: после сошествия Святого Духа святой Петр фактически возглавит Церковь, первым выступит с проповедью, совершит преломление Хлеба.

А слова о ключах от рая еще надолго засядут в человеческих умах. В католической традиции особо распространенными станут скульптуры первоверховного апостола с ключом в руках.

Неидеальный апостол

Читать также:

Но Священное Писание показывает нам не образец идеального ученика. Это в одинаковой мере относится к апостолам Петру и Павлу.

Петр идет по водам, а потом начинает тонуть. Христос с одной стороны называет его блаженным и говорит о ключах от рая, а в другой ситуации резко пресекает: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23).

На Тайной вечере, когда Петр клянется в верности, Спаситель говорит, что Симон отречется от него трижды, пока пропоет петух.

В Евангелии можно найти много примеров проявления духовной слабости того, кого назовут первоверховным апостолом. Но за что тогда святой Петр получил такую высокую награду? Не за то, кем он был, а за то, кем стремился быть и стал.

Рыбак у Галилейского моря и даже идущий по морю ученик — это еще не тот Петр, который всю жизнь оплакивает отречение от Христа и который после сошествия Святого Духа становится на проповедь.

Поэтому для каждого верующего пример апостола Петра, как и Павла, особо ценен, так как мы видим перед собой живого человека, с его слабостями и изъянами, с его стремлением и искренним покаянием. Мы видим, как Христос прощает, а Святой Дух восполняет все недостатки.

Исполненный Святого Духа Петр

Преображенный Петр проповедует не только среди иудеев, но идет и к язычникам, совершает множество чудес, рукополагает епископов. Особо известна его миссионерская деятельность в Риме. Также апостолу приписывают авторство Первого и Второго посланий.

За твердую веру и непоколебимую проповедь христианства был предан мученической кончине — распятию. Но его смерть отличалась от Христовой.

Крест апостола Петра и сатанинская символика

Святой считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому попросил перевернуть его тело вместе с крестом на 180 градусов — и был распят вниз головой. Вот почему в христианстве существует понятие о кресте апостола Петра. Он изображается в перевернутом виде.

Наверное, об этом мало осведомлены сатанисты, считая перевернутый крест своим символом, не понимая, насколько глубокие христианские корни имеет этот знак. Тогда, в 66 или 68 году, когда распяли святого Петра, никаких сатанистов не было и в помине.

Апостол Павел: путь образованного фарисея и гонителя христиан

Путь этого апостола начинался совсем иначе. Будучи глубоко образованным фарисеем, Савл (такое имя он получил от рождения), отстаивал веру предков и букву закона. Поэтому христиане для него были враждебными сектантами. Савл был свидетелем избиения перводиакона Стефана, а через определенное время и сам стал гонителем христиан. С такой целью он и направлялся в Дамаск, на пути в который и совершилась встреча, изменившая всю его жизнь.

Образованный фарисей и римский гражданин

Родился второй первоверховный апостол приблизительно в 5-10 году от Рождества Христова в городе Тарсе, центре эллинистической культуры. Его родители были знатными иудеями, а своего сына назвали в честь библейского царя Саула. От отца-фарисея Савл унаследовал любовь к Закону, желание учиться и римское гражданство.

Будущий святой получил хорошее образование: он обучался у одного из самых авторитетных учителей Торы — Гамалиила, также свободно владел древнееврейским, греческим и латынью, можно сказать, был на «ты» с богословием и философией.

И вот такой высокообразованный человек не мог поверить в то, что Христос — Сын Божий. Пока не встретился со Спасителем лично. Апостолы Петр и Павел стали для верующих двумя разными примерами встречи со Христом и следования за Ним.

На пути в Дамаск

Воскресший Христос явился Савлу по дороге в Дамаск и, осияв Своим Светом, спросил: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Перепуганный, ослепленный гонитель упал на землю и спросил: «Кто Ты, Господи?».

Далее в апостольских деяниях рассказывается:

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:5-6).

Когда человек встречается с Богом лично, никаких сомнений в истинности этой встречи и важности изменения себя даже быть не может. Так было и с будущим апостолом Павлом. В один миг разрушилось его фарисейское мировоззрение, вслед за физическим ослеплением пришла духовная ясность.

Савл все-таки достиг Дамаска, но уже не с целью гонений на христиан. Пораженный произошедшим, он три дня ничего не видел, но непрестанно молился.

Господь же обратился к некоему ученику Анании и попросил, чтобы тот исцелил Савла, которого назвал не гонителем и преследователем, а «Своим избранным сосудом». С момента этой личной встречи и исцеления и начинается богоизбранный путь святого Павла.

Миссионерское служение апостола Павла

Его необычайная одаренность и образованность послужили успешной проповеди христианства. Более 30 лет длилась миссионерская деятельность святого Павла.

За это время он совершил три апостольских путешествия, обратил многих людей к вере, привлек к проповеднической деятельности многих сподвижников, а также написал 14 посланий, которые до нашего времени удивляют читателей глубиной мудрости, умением обращаться к разным людям на языке их понятий, культуры и уровня понимания.

Как казнить римского гражданина?

Его миссионерскую деятельность и проповедь христианства среди язычников осудили иудеи, обвиняя апостола в том, что он вводит в Храм Соломона иноверцев.

Но казнить апостола Павла оказалось не так-то просто из-за римского государства. Процесс затянулся на несколько лет, за это время святой успел совершить последнее путешествие и написать несколько посланий.

Мученическая смерть настигла его, по одним данным, в 64-м году, по иным — в 67-м или 68-м. В отличие от первого верховного апостола, это было не распятие. Считалось, что римский гражданин, каким бы преступником он ни был, не может умереть так позорно. Поэтому святой Павел, как и Иоанн Предтеча, был обезглавлен.

Главный урок апостолов Петра и Павла

Но, расправляясь с неугодными, противники христианства не смогли убить главное — Церковь Христову, которая и по сей день живет по апостольским традициям и особо чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Внешне кажется, что у них нет ничего общего.

Один из них принадлежал к 12 ученикам, второй повстречал Христа уже после Воскресения и Вознесения.

Первый был обычным рыбаком, со вспыльчивым и одновременно доверчивым характером. Второй — высокообразованный иудей из знатной семьи, римский гражданин и ученик Гамалиила.

Но Христу не важно, кто ты есть до встречи с Ним. Ему важно, кем ты станешь. Примеры апостолов Петра и Павла показывают, кем все мы призваны быть, независимо от национальности, образования и социального статуса. А помолиться первоверховным апостолом вы можете своими словами, или прочитать акафист.

О служении первоверховных апостолов вы узнаете также из этого видео:

Апостолы Петр и Павел: пути малограмотного рыбака и гонителя христиан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *