Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Как убивали князя Андрея Боголюбского?


Гибель князя Андрея Боголюбского. Картина неизвестного автора./Фото: vegchel.ru

Убийство было запланировано и осуществлено 29 июня 1174 года. По сохранившейся летописи, события развивались следующим образом: ночью, когда князь отошёл ко сну, в его спальню постучались, представившись именем верного слуги Боголюбского. Определив по голосу, что это обман, а за дверью стоит пьяная толпа, Андрей Юрьевич бросается за мечом, и не находит его – ключник, примкнувший к заговорщикам, выносит оружие накануне намеченного нападения. Выломав дверь, вооружённые люди бросаются на князя, и, несмотря на ожесточённое сопротивление, тяжело ранят его.
Уверенные в смерти жертвы, заговорщики отправляются в винные подвалы за очередной дозой алкоголя. Боголюбский же приходит в себя, и пытается спастись – ползком спускается по лестнице в надежде укрыться от преследователей. Сделать это не удаётся, так как убийцы находят его по кровавому следу и пытаются добить. Впрочем, их попытки и во второй раз не отличились меткостью: как выявила проведённая в 2007 году экспертиза остатков, умер князь всё-таки не от поражения какого-то внутреннего органа, а от острой кровопотери из-за повреждения подключичной артерии при ранении в плечо.

Как сложилась судьба заговорщиков?


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, где была открыта надпись XII века, содержавшая имена заговорщиков, которые убили князя Андрея Боголюбского./Фото: avatars.mds.yandex.net

Главой заговорщиков, к которым примкнули приближенные князю бояре, был Пётр Кучкович. До 2015 года историки располагали только тремя именами из 20 тех, кто принимал участие в убийстве, это – Амбал Кучкович, Яким Кучкович и упомянутый выше Пётр. Полный список палачей князя обнаружился в Переславле-Залесском: реставрируя Спасо-Преображенский собор, специалисты наткнулись на перечень имён, выдолбленный на стене храма. Здесь же находилось краткое описание трагедии, а также слова проклятий и пожелания вечных мук убийцам.
События же после насильственной кончины Андрея Боголюбского развивались так, что его палачи ненамного пережили жертву. Пришедший к власти в 1176 году Всеволод Большое Гнездо – младший брат убитого князя – повелел казнить заговорщиков, дабы предупредить привычку свергать таким путём неугодных боярам правителей.
Другая знаковая личность того времени, вызывающая и по сей день много споров — Новгородский князь Александр Невский.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Андрей Боголюбский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *