Память 17 / 30 марта

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

(MP3 файл. Продолжительность 5:43 мин. Размер 2.8 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Алексий, человек Божий

Св. Алексий родился в Риме при императоре Аркадии (395-­408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорб­ного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образо­вание, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.

Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому ка­равану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.

Между тем его отец отправил слуг во все концы на поис­ки сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребыва­ла безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть ка­кого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и пода­вали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, ко­торое он из любви к Богу переносил с благодарностью, из­менили его телесный облик.

По прошествии долгих лет церковному ризничему яви­лась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел че­ловеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова ре­шил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблаго­приятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, при­гнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собствен­ного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюб­ленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.

Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей от­чего дома, перенося без единого слова недовольства, и да­же радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почув­ствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пе­ром в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.

В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался го­лос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет мо­литься за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое те­ло!» Весь народ начал мо­литься — и снова послышал­ся голос, который открыл, что человек Божий находится в до­ме Евфимиана.

Когда величественная про­цессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раз­давал свое пропитание еще бо­лее бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже ра­дуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижи­ну и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служи­тель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъ­естественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радовать­ся и ликовать от того, что они произвели на свет столь вели­кого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.

У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославля­ли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную бла­годать, дотронувшись до тела святого.

Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия в гробу, украшенном золотом и драгоценными камня­ми. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житийная традиция

Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412–435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V — в начале VI века.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя — Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около X века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В X веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Древнейшая славянская пространная версия жития , восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций , была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам , а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия . Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия , восходящие к латинским оригиналам. В XVII–XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

Преподобный Алексий, человек Божий. Икона второй пол. XVII века.

Молитвы

Тропарь, глас 4-й

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мире,/ преблаженне Алексие.

Молитва

О, великий Христов угодниче, святая человече Божиий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною та свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеле-ние, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощники покровитель во спа-сение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • По материалам статьи «Алексий, человек Божий» II тома Православной энциклопедии:
  • Страницы портала Православие.ру:
  • Страницы о преподобном с сайта Московского храма Христа Спасителя:

РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.

BHG, N 51

РГБ. Троиц. № 9, XIV–XV вв.

BHG, N 51 и 52

Surius. Historiae, seu Vitae sanctorum. Augustae Taurinorum, 18775, t. 7., p. 276–280

древнейший список — РНБ. Q.I.391, кон. XV в.

Nerini F., De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta, R., 1752, p. 378, 381

СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150

Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII — начала XIX в., Новгород, 1993, Вып. 2, с. 36–37.

Зёрнова А. С., Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. М., 1958, № 339.

Святой Алексий является примером смирения и веры в Господа. Лик святого почитается среди верующих и обладает силой исцеления от любых болезней.

Икона «Алексий, человек Божий» является святыней, которая способна помочь православным избавиться от болезней и трудностей на жизненном пути через молитвы. Лик святого помогает утвердиться в вере и со смирением перенести невзгоды, преодолевая себя на пути к счастью и благополучию.

История иконы

Житие Алексия относится к концу четвертого века. Он был рожден в семье римского сенатора, и в ней привыкли к роскоши и праздности. Однако родители мальчика были милосердными и часто помогали страждущим. Долгое время они не имели детей, но после искренних молитв Господь даровал им радость родительства.

Алексий рос скромным и кротким, проводил время за молитвами и чтением духовной литературы. Родители нашли ему невесту, чтобы удержать его в миру. Однако Алексий покинул родной дом и свою супругу, чтобы посвятить жизнь странствиям и на себе перенести скорби римских рабов.

Проведя больше семнадцати лет в скитаниях, Алексий отправился в Киликию, но сильная буря, разыгравшаяся на море, вынесла судно к родному городу странника. Алексий увидел в этом Знак Божий и решил вернуться в отчий дом. Во время странствия он ограничивал себя во всем, усмиряя плоть молитвами. Он изменился до неузнаваемости, и когда попросил приюта у своего отца, то так и остался неузнанным.

По прошествии времени, чувствуя приближающуюся смерть, Алексий написал подробное письмо. В нем он изложил свою жизнь и странствия, подтверждающие его личность. Тело преподобного вынесли на главную площадь города, и многие люди узрели чудеса, которые являл святой даже после смерти. Множество исцелений произошло в тот день, и каждый страждущий шел к телу Алексия, чтобы дотронуться до святых мощей.

Описание иконы

Алексий на иконах часто изображается в полный рост. Он облачен в нищенское одеяние, а на ногах у него нет обуви. Руки святого сложены у сердца, а в левой находится свиток со словами Святого Писания. Нередко встречаются фрески с изображением эпизодов жизни Алексия. Среди них есть изображение, на котором служанки выливают грязную воду на святого. Есть фрески, на которых папа римский находится в коленопреклоненном положении перед преподобным Алексием. Есть также изображения смертного одра, на котором покоятся мощи святого.

В чем помогает икона

Во многих храмах и церквях икона преподобного Алексия располагается рядом с ликами почитаемых подвижников. К иконе обращаются в молитвах при многих трудностях с просьбами:

  • об исцелении болезней, как телесных, так и душевных;
  • о преодолении трудностей;
  • об утверждении в вере;
  • об освобождении от страхов;
  • о помощи во время кризисных ситуаций;
  • об избавлении от дурных привычек и пристрастий;
  • об обретении благополучия.

Дата почитания преподобного Алексия

Православная церковь отмечает день памяти 30 марта (17 марта по старому стилю). В этот день проходят богослужения, во время которых верующие молятся святому, помогая душам очиститься от грехов.

В каких храмах и церквях находится икона

В России насчитывается более сотни храмов и церквей, в которых есть списки с иконы. Среди них:

  • город Москва, Ново-Алексеевский монастырь, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
  • город Переславль, Свято-Алексеевская пустынь;
  • город Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь;
  • город Кострома, Церковь Алексия, человека Божия;
  • город Псков, церковь Алексия, человека Божия;
  • город Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • город Курск, Золотухинский монастырь.

Молитва преподобному Алексию

«Святой Алексий, угодник Божий! К Тебе обращаемся с просьбами искренними. Помолись за души наши Господу Всемогущему да не отринь просьб искренних. Исцели тела и души наши, помоги в трудностях, дай веры в благополучие и не оставь во время бед и несчастий. Аминь».

Святые люди, решившие посвятить свою жизнь служению Господу, появлялись во все времена. Они своим мученическим подвигом доказывали истинную силу православной веры. Жизнь Алексия служит каждому напоминанием о том, что человеческие страсти не имеют власти над душой, и в искренних молитвах можно найти выход из любой, даже самой сложной ситуации.

В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью «возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда». В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав . В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь.

Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм.Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к .

К концу XIX в. храм стал тесен и обветшал. Староста церкви купец Я. Ф. Зиновьев и его жена пожертвовали крупную сумму на возведение рядом пятиглавой каменной церкви на 2000 человек. Храм был заложен 22 октября 1906 г. здание было задумано двухэтажным, с широкой звонницей над входом, в новгородском стиле с элементами модерна. Пожертвований поступало недостаточно, после сметри старосты здание долго стояло недостроенным. без крыши. Только в октябре 1909 г. были подняты кресты. С. И. Садиков подарил общине иконостас. В декабре епископ Нарвский Никандр освятил храм: 1 декабря — правый придел, во имя Казанской иконы Божией Матери, а 4 декабря — главный престол. Казанский придел был укашен на средства Е. В. Проворной. Левый придел и нижний трехпрестольный храм оставались без освящения.

В 1914 г. Дом Милосердия переехал в , а церковь стала приходской еще в 1912 г.. Деревянную постройку не снесли, и в ней продолжали служить.

Левый Никольский придел был освящен между 1916 и 1919 гг., а нижний храм только 1 января 1922 г. митрополитом Вениамином. С 1905 г. в этом храме впервые в столице стала практиковаться церковная встреча Нового года.

Храм закрыт 10 декабря 1932 г. и сразу капитально перестроен под заводской цех. (, С. 74-75, 323 добавил:

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *