Долго лежит у меня эта рецензия… Очень долго. Неопубликованная. Перечитал сегодня, решил выложить сюда — кто смотрел фильм, пусть согласятся со мной или поспорят. Или промолчат…

МНЕ ОТМЩЕНИЕ И АЗ ВОЗДАМ

Всегда настороженно отношусь к религиозному кино. Псевдонадуманность иных постановок у отечественных режиссёров и откровенно вольная трактовка христианских канонов у голливудских более способствуют отторжению от веры, нежели призыву под её знамёна. Редкий фильм западает в душу… А между тем, настоящее христианское кино самой сутью своей должно очищать души людские от скверны. Очищать хотя бы малой толикой, а уж остальное от человека зависит.

«Остров» Павла Лунгина – это настоящее христианское кино, ибо повествует оно о сути нашей истинной веры. Незабываемы первые кадры фильма: вода, набирающаяся в лодке – аллегория грехов, накапливающихся в душе; как воду помалу отчерпываешь за борт, так и повседневными молитвами избавляешься от грехов своих. Главный герой фильма, праведный старец Анатолий (великолепная роль Петра Мамонова, классика русского рока-н-ролла), ежедневно посещает найденный им остров для молитвы. Скорее всего, душе старца тесно молиться в храме, разговор с Господом кажется ему более откровенным на этом клочке суши, на семи ветрах.

Что есть жизнь? Жизнь – это постоянная динамика, остановка смерти подобна. Отец Анатолий это демонстрирует всем существом своим: самозабвенно возит в кочегарку уголь (которого там с избытком), а после истово молится на острове. Он даже молитву Господу произносит в движении! По своему малодушию и трусости в далёкой юности Анатолий совершил невольный грех смертоубийства. По воле Божьей остался жив, был подобран монахами и остался насельником в монастыре. С тех самых пор он молится Всевышнему о прощении своих тяжких грехов.

У старца Анатолия есть дар предвидения. К нему приезжают люди, потерявшие всяческую надежду в жизни. Приезжают на всякий случай, по совету людей – авось, он и поможет. Но старец не мнит себя Нострадамусом, не всем спешит помочь, обращая внимание прихожан на истинную суть жития. Для него суть – служение Богу. Одних просителей он наставит на путь истинный, другим откроет глаза на происходящее, третьих (кому это действительно необходимо) заставит помолиться Господу и помолится за них, дабы «чудо свершилось».

Действие фильма разворачивается в самый разгар эпохи застоя, в одном из северных монастырей на отдаленном острове. Помимо отца Анатолия, в фильме присутствуют ещё два главных героя – настоятель монастыря отец Филарет (признаюсь, что Виктора Сухорукова поначалу даже не узнал в этой роли) и насельник обители отец Иов (на мой взгляд, одна из лучших ролей Дмитрия Дюжева). Если смысл жизни отца Анатолия донельзя прост – постоянная молитва о прощении грехов, то его собратьям по монастырю порой невдомёк поведение старца. Впрочем, оно вызывает недоумение и у зрителя: отец Анатолий обрек себя на крайний аскетизм, тесно соседствующий с юродством. Поэтому при всей серьёзности фильма ряд сцен невольно заставляет улыбнуться. И хотя от великого до смешного только шаг, создатели «Острова» эту грань не перешли: улыбка лишь способствует снятию излишнего напряжения у зрителя.

На первый взгляд кажется, что авторы фильма противопоставляют героев –аскетичному отцу Анатолию малодушно-слащавого настоятеля и практичного по характеру, в былой мирской жизни карьериста отца Иова, жаждущего занять в будущем место отца Филарета. Раскол? Отнюдь! Нет двух похожих людей, двух идентичных судеб – и к истинной вере человек приходит своей тропой, определённой свыше. И «слабые места» в героях только подчёркивают, что этот путь пройден не до конца. А пространные намёки старца в какой-то мере помогают им приблизиться к заветной цели.

Глубоко запал в душу эпизод, ставший квинтэссенцией фильма. После пожара в келье отец Филарет направляется на постой к отцу Анатолию, в котельную. Отнюдь не потому, что больше некуда пойти – ему хочется открыть тайны поведения старца. Кроме того, по его словам, он никогда не мечтал об игуменстве, а пожар принимает как знак Божий к подвижничеству. Настоятеля поражает отсутствие полатей в скромной обители – оказывается, чудаковатый старец спит на угольной горке. Подавив в себе волну удивления, он стелит на уголь пуховую перину, снимает усладу для больных ног – мягкие сапожки, подаренные архиереем, и засыпает. Тяжело даётся «начальству» прожить один день по укладу отца Анатолия: тележка с углём вырывается из рук, не привыкших к тяжёлому труду. Вечером трудного дня лёгкий отеческий упрёк настоятеля о неподобающем поведении в храме, не по уставу, отец Анатолий переводит в разговор о сапожках и о перине…

Ночью отец Филарет просыпается и видит, как его сосед по келье изрезал мягкие сапожки и бросил их в печь со словами: «Ты разве не знал, что на голенище архиерейских сапог больше всего грехов умещается?», после этого закрыв заслонку трубы и в кромешном дыму начал «изгонять бесóв», впоследствии «утопив бесёнка», засевшего в перине настоятеля. Но и в этом странном поступке отец Филарет увидел знак свыше и поблагодарил чудаковатого старца за то, что «избавил его от всего лишнего, наноснóго. А главное – показал ты, что веры во мне мало…Смерти испугался, маловерный. Добродетели во мне мало». На что отец Анатолий риторически вопрошает: «А вот мои добродетели смердят перед Богом… Одного не пойму: зачем мне всё это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде бы за мои грехи удавить мало, а меня здесь чуть ли не святым сделали. А какой я святой? – Мира нет в душе!»

Однажды на остров прибывает вице-адмирал, у которого бесноватая взрослая дочь Анастасия. Четыре с половиной года назад погиб её муж-подводник. Врачи бессильны, и последняя надежда – на старца-чудотворца. Увидев адмирала, отец Анатолий почувствовал, как «ангелы в душе поют». Он узнал этого человека. Это был тот самый Тихон Петрович, в которого малодушный юноша стрелял в далёком сорок втором. Настю старец отвозит на свой остров, и в этом намоленном месте несчастную отпускают бесы. А у адмирала просит прощения – и получает его: «Давно тебя простил. Думал, что и в живых уже нет…»

Эта встреча не случайна. Увидев выжившего друга, старец Анатолий умирает блаженной кончиной, поскольку тяжести пожизненно терзавшего греха больше нет. Пусть кому-то сценарий фильма покажется неким плагиатом на библейские сюжеты, но важна суть задуманного: Господь долгие годы вёл отца Анатолия к Вере, не призывал к себе до тех пор, пока тот не увидел плоды своего покаяния. Это – «ныне отпущаеши» для праведника, всю сознательную жизнь считавшего себя грешником, знак о том, что его путь земной был не напрасен. А ведь только Богу дано судить нас по делам, вспомните: «Мне отмщение и аз воздам!»

Конечно, в фильме есть моменты, к которым можно придраться, назвать «киноляпами», иные эпизоды даже у священнослужителей вызовут нарекания (к примеру, поведение старца в храме). Не буду на этом акцентировать внимание, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Фильм «Остров» стоит рассматривать в целом – Павел Лунгин снял гениальное кино, кино о покаянии, главной цели истинного христианина. Стоит ли обращать внимание на мелочи, если достигнута великая цель?

Дмитрий Дюжев (1978)

Фильм «Остров»: актер Дмитрий Дюжев в роли отца Иова (тогда и сейчас)

Дмитрию Дюжеву досталась роль отца Иова. Для него, как и для Сухорукова, «Остров» не стал прорывной картиной. Россия знает Дюжева по роли харизматичного и обаятельного бандита Космоса Юрьевича в сериале «Бригада».

После съемок в популярном телепроекте Дюжев получил десятки предложений от видных режиссеров. Так, он снялся в комедии «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, мелодраме «Мамы» Евгения Абызова, комедии «Беременный» Сарика Андреасяна.

Сергей Бурунов (1977)

Фильм «Остров»: актер Сергей Бурунов в роли адъютанта (тогда и сейчас)

Бурунов исполнил роль адъютанта в «Острове». Сегодня российскому зрителю сложно поверить, что актер такого калибра, как Сергей, играл в кино второстепенные роли. В сложные времена он жадно пытался получить хоть какую-то роль в большом кино, а также занимался озвучкой.

Судьба улыбнулась Бурунову в 2016 году с премьерой комедийного сериала «Полицейский с Рублевки» на канале ТНТ. В последующем актер получил приглашение на съемки в не менее популярном телешоу «Домашний арест», сыграв на экране заместителя мэра города Синеозерска, погрязшего во взятках и финансовых махинациях. Бурунов уже готовится к съемкам амбициозного кинопроекта «Он+Она». Подробности картины не разглашаются.

Виктория Исакова (1976)

Фильм «Остров»: актриса Виктория Исакова в роли Насти (тогда и сейчас)

Актриса Виктория Исакова впервые заявила о себе в кино в 1998 году, снявшись в сериале «Чехов и Ко». В последующем актриса получила приглашения на съемки в фильмах «Каменская», «Доктор Живаго», «Охота на пиранью», «Ученик» и, наконец, в драме «Остров».

Ко всему прочему, Виктория – любящая супруга и счастливая мать. С 2003 года она в браке с режиссером Юрием Морозом, они воспитывают общую дочь. Личную жизнь Исакова предпочитает не афишировать.

Петр Мамонов (1951)

Фильм «Остров»: актер Петр Мамонов в роли старца Анатолия (тогда и сейчас)

Петр Мамонов исполнил роль старца-целителя Анатолия – юродивого монаха, который убил своего товарища во время войны, а теперь всеми способами пытается отмолить грех. Петр Николаевич долгое время не хотел соглашаться на большую роль, потому что считал себя недостойным ее. Позже актер посовещался со своим духовным наставником и изменил решение.

Слава к Мамонову пришла задолго до премьеры «Острова». В начале 80-х он основал рок-группу «Звуки Му». Музыкальный коллектив неоднократно распадался, а затем возобновлял работу. Неизменным оставался только его лидер Петр Мамонов.

Сегодня его фильмография полна крупными кинопроектами, среди которых – «Игла», «Пыль», «Царь», «Случайный взгляд».

Актеры фильма «Остров»: тогда и сейчас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *