Основная религия в Грузии – православие. Её исповедуют 91% населения страны. Большинство из них относятся к Грузинской православной церкви. Около 3% – к Русской православной церкви, 5% – Армянской Апостольской Церкви и около 1,5% к Римско-католической церкви.

Главные православные праздники в Грузии:

  • Рождество Христово – 7 января
  • Успение Богородицы – 28 августа
  • День Святого Георгия – 23 ноября
  • Светицховлоба – 14 октября

На большие христианские праздники в Грузии проводится помилование заключенных.

Всего в Грузии около 20 старообрядческих общин, которые относятся как к Русской церкви в Зигудской епархии (Румыния), так и Русско Древнеправославной церкви.

История православия Грузии – это история мученичества за Христа. На протяжении веков Грузию завоевывали и захватывали мусульманские ига, поэтому мученическая смерть стала слишком частым явлением, и церковное предание сохранило лишь имена наиболее прославившихся своими подвигами мучеников.

Грузинская православная церковь – главная и одна из древнейших святынь страны. Она украшена ликами святых и в ней хранится очень много значимых святынь. В Сионском соборе Успения Божией Матери (г. Тбилиси), хранится Крест святой Нины – одна из самых почитаемых реликвий в Грузии.

Первым среди грузинских храмов стоит Мцхетский собор, также известный как Свети-Цховели. Грузинские хроники свидетельствуют, что под его сводами хранится хитон Господень – одна из главных христианских реликвий. Также по преданиям здесь замурована милоть пророка Ильи.

Из древнейших православных монастырей Грузии также стоит упомянуть Бодбийский монастырь св. Нины, построенный в IV веке; Кватахебский монастырь X века; Шио-Мгвимский и Давидо-Гериджийский монастыри VI века.

Также грузинский монастырь есть на Афоне – Иверский монастырь, известная святогорская обитель.

Вся благодать Иерусалима

Грузия чуть не на тысячу лет раньше, чем Древняя Русь, приняла христианство, и уже это одно создает особый духовный и нравственный исторический колорит. Здесь подвизались замечательные святые, а грузинские святыни особенно согревают нас своей древностью и своей одухотворенностью.

Мы начали паломничество с в монастыря преподобного Давида Гареджийского. Он находится в пустыне на юго-востоке Грузии, куда Давид Гареджийский и его сопостники пришли из Сирии. В этой пустыне нет растительности, кроме скудной травы, это место сурового подвига.

О Давиде Гареджийском есть такое предание. Он отправился в Святую Землю пешком, а подойдя к Иерусалиму, сказал: «Я недостоин ходить там, где ступала нога Спасителя». Наклонившись, он поднял с дороги на память об Иерусалиме три камня и пошел обратно.

В это самое время ангел явился иерусалимскому патриарху и сказал: «Ты знаешь, что происходит? Один монах взял с собой три камушка и унес с собой всю благодать Святого Города. Пошли немедленно за ним и два камня забери!» — и были высланы от патриарха люди, которые догнали преподобного и попросили оставить два камушка.

Последний камушек, по преданию, сохранился и лежит на гробнице святого Давида Гареджийского.

Давидо-Гареджийская пустынь стала камертоном нашего паломничества.

Давидо-Гареджийская пустынь. Фото Юлии Маковейчук

Давид Гареджийский в Москве

Этому аскету, подвижнику, молчальнику, девственнику дана от Господа особая благодать помогать женщинам в рождении детей.

Напомню, что в Москве на Покровке стоит Троицкий храм, в котором особо почитают преподобного Давида Гареджийского. Каждый понедельник в пять часов вечера там совершается водосвятный молебен с акафистом преподобному. Приходят наши соотечественницы, собранные единым духом, много лет молящиеся о рождении деток.

И постоянно совершаются чудеса — в самых безнадежных случаях появляются дети.

Одна моя прихожанка тяжело болела какой-то неисцельной болезнью, редкой и мучительной. В течение ряда лет она обращалась к высококвалифицированным врачам, которые безуспешно пытались ей помочь. От горя, как это часто бывает, она пришла в храм, стала каяться, исповедоваться и причащаться.

Я посоветовал ей обратиться к преподобному Давиду. Она пошла в Троицкий храм, и по молитвам святого совершилось чудо. Врачи, которые раньше не могли ей помочь, подобрали эффективное лечение, она не только исцелилась, но и родила трех прекрасных детей. И я непосредственный свидетель этого чуда. В Троицком храме ведется специальный журнал, в котором фиксируются такие чудеса, и список их все время растет.

Тбилиси

Тбилиси — древний город. В наше время он разросся, дома советской постройки ничего из себя архитектурно не представляют. А старый город очень красивый и дышит особой атмосферой.

Тбилиси стоит на берегу Куры. Мы привыкли к тому, что горные реки — чистые, а здесь, в низовьях, вода уже мутная. Но эти горы, древние храмы, особая архитектура грузинских домов, невысоких, двух-трех этажных с большими балконами — все это создает особую атмосферу древности и восточного гостеприимства.

Вне политики

Несмотря на те бури, которые бушуют на политическом небосклоне, грузинский, как и русский, народ их воспринимает как нечто совершенно наносное. Это просто абсурдно, чтобы русские и грузины враждовали! Для грузин это глубокая скорбь, они абсолютно этого не понимают: как говорили по-русски, так и говорят, к русским относятся очень доброжелательно, приветствуют, тепло принимают, ждут, когда, наконец, восстановятся полноценные отношения между нашими государствами.

Конечно, как у каждого человека, так и у каждого народа, есть недостатки. Они могли сталкиваться с нашими национальными недостатками, мы с их, но теперь помнится только доброе, только то, что нас объединяет.

Уважение к сану

Непосредственно ощущается особая атмосфера древнего христианского народа — особый дух, особая культура, то, что создается столетиями или даже тысячелетиями.

Я обратил внимание на то, что в Грузии при появлении священника все встают. Я иду в подряснике, а люди поднимаются — удивительное отношение, конечно, не к моей личности, а к сану. Это древняя, глубокая традиция. В русской традиции в XIX веке встретить священника было почти как кошку, дурная примета. Сейчас, правда, грех жаловаться, и у нас молодые люди и девушки в метро уступают место седовласому священнику, но в Грузии же воздается уважение не потому, что он седовласый, а потому, что он священник.

Ездили мы по Грузии на автобусе, нашего водителя звали Михаил. Когда я шел, чтобы взять свой чемодан или поставить его в багажное отделение, он тут же выходил из кабины, подходил раньше меня, говорил «Батюшка, извините», — и брал чемодан или ставил его на место.

Исторически сложилось так, что грузинскому народу в большей степени удалось сохранить православную веру и благочестие, чем русскому. Очевидно, это связано с тем, что в советское время гонения на Православие были особенно сильны и беспощадны на территории собственно России, и самый сильный удар пришлось вынести именно русскому народу.

Трапеза как богослужение

Знаменитое грузинское гостеприимство… Оно какое-то бескорыстное, но при этом все эти застолья, тамада, произнесение тостов — не просто так. Оказывается, в Грузии трапеза строится в соответствии с произнесением прошений Великой ектеньи. Первый тост поднимают с благодарностью к Богу, затем — за Патриарха, за Грузию, за мир. Трапеза, как и должно быть, носит в какой-то степени сакральный характер: не просто наесться-напиться, а возблагодарить Бога, который дает пищу и питие. Следовательно, трапеза возводит к Литургии — жизнь одухотворяется, когда ты приступаешь к Евхаристии, а потом воздаешь благодарение Богу уже на братской трапезе.

Церковное достояние

Хочу остановиться на резиденции Святейшего Патриарха.

Это огромное четырехэтажное здание с большим садом. Оно было построено на народные и церковные деньги в конце XIX или начале XX века, когда Российская империя процветала, когда она была богатейшим государством, а у народа были средства.

При советской власти, естественно, все церковные структуры были оттуда изгнаны, Церковь подвергалась преследованию, а в здании поместили Главное управление МВД по Тбилиси.

Когда во время перестройки встал вопрос о возврате здания, раздались голоса: зачем, мол, это возвращать Церкви? Но Святейший Патриарх Илия настоял на том, чтобы церковное достояние было возвращено Церкви.

Отец народа

Удивительно, насколько масштабна личность Патриарха, как он соответствует своему служению, как он представляет весь народ. Он действительно отец народа, и это чувствуется с огромной силой.

Нам посчастливилось сослужить Святейшему Патриарху с его благословения в храме в день Успения Божией Матери. Этот день считается государственным праздником и является нерабочим днем. честь Успения Божией Матери Сиони на его престольный праздник.

Когда Патриарх, совершив Литургию, вышел из храма и сел в машину, то первые метры народ толкал ее руками. Это никем не направляется, это движение сердца.

Духовная элита

После окончания Божественной Литургии, как это принято, Святейший Патриарх приглашает на трапезу, в том числе он оказал эту честь и мне, как священнику, и моей матушке.

В трапезном зале было около восьмидесяти человек. Там присутствовал цвет нации: президент Грузинской Академии наук, лингвист академик Гамкрелидзе, бывший ректор Тбилисского университета и другие представители интеллигенции — настоящая культурная и духовная элита страны.

Патриарх и матушка

На трапезе у Святейшего мне, как священнику Русской Православной Церкви, выпала честь сказать тост. Я произнес несколько слов с благодарностью, пожелал здоровья Святейшему Патриарху Илии, а он тут же сказал алаверды — поднял тост и за меня, и за мою матушку.

Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку. Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая…

После трапезы Святейший объявил, что готов принять представителей редакции портала «Православие и мир» и что я могу прийти с матушкой. Но как-то случилось, что матушка не смогла прийти, и я пришел один. Первый вопрос Святейшего был: «А что же матушка не пришла?»

Как с равными

Патриарх принял нас, представителей портала «Православие и мир», в своей резиденции, держал он себя очень просто. При этом ни на секунду не забывается духовная дистанция, но вел он себя с нами, как с равными. Удивительно, когда чувствуешь, что перед тобой великий человек — а он так просто с тобой общается. Это создает особое незабываемое чувство благоговения и благодарности.

Католикос-Патриарх Илия II принимает представителей Правмира. Фото Юлии Маковейчук

Патриарх должен жить по очень строгому режиму. Пришла секретарь, сначала показала на часы, потом просто вмешалась, сказала, что пора заканчивать. Никому из нас не хотелось уходить, даже чувствовалось, что и Святейшему не хочется расставаться.

Беседа кончилась, но он повел нас в свой зимний сад — там растут экзотические растения, стоит клеточка с канарейками. Известно, в неволе и птицы, и животные размножаются плохо, а в саду у Патриарха Илии канареечки принесли потомство.

Мы уже собрались было уходить, но нет — Святейший повелел, чтобы ему принесли святой воды, окропил и каждому подарил браслетик, на котором написано его имя, и иконку.

Как это трогательно, какая забота о простых людях. Ну, кто мы такие? Приехали — уехали. Такое удивительное тепло, не напоказ, но по слову Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16).

Патриарх-просветитель

В зале, где нас принимал Патриарх, на стене — огромная фреска. Ее написал он сам.

Кроме того, он композитор, автор симфонических произведений.

В Грузии, как и в России, большие проблемы с демографией. И Святейший, несмотря на свой преклонный возраст, объявил, что будет сам крестить каждого третьего ребенка в каждой семье. Как говорят, это положительно сказалось на демографической ситуации в Грузии. Ради такой благодатной возможности многие рожают третьего ребенка.

Ему скоро (3 января) исполнится 80 лет. 35 лет он возглавляет Грузинскую Церковь, первая половина его служения прошла при советской власти, в суровых обстоятельствах. Это не могло не сказаться на его здоровье. Но Господь его хранит, и, будучи немощным физически, он бодр духом, и этот дух зажигает всех, кто с ним соприкасается.

Господь говорит: «Сила Моя в немощи совершается». Мы эту силу видели и прикоснулись к ней.

Католицизм в Грузии

Одной из распространенных религий в Грузии является католицизм, который исповедуют католики. К этой группе относятся верующие Армянской Католической церкви и Римско-Католической. Чаще всего представители конфессии населяют крупные города и составляют приблизительно два процента от общего количества жителей.

Ислам в Грузии

Мусульманская появилась в ряду конфессий в том числе и из-за большого количества вторжений на территорию исламских государств и арабов и арабских войск (в основном в XV-XVIII века). К последствиям вторжений относится рост числа населения исповедующих мусульманство. Мусульмане составляют примерно 10% от всех жителей. Ислам представлен многим национальностями: азербайджанцы, аджарцы, лезгины и многие другие. Всего на территории страны 130 зарегистрированных мечетей. В Квемо Картли находится большая их часть – 50. Мусульманская община делится на две части – шииты и сунниты.

В Тбилиси со времен СССР сохранилась уникальная мечеть, в которой шииты и сунниты молятся вместе.

В этой стране не имеет значения к какой вере вы себя относите. Множество религий мирно уживаются по соседству друг с другом из-за влияния исторических и культурных факторов. Исповеданияверы – признание словом и делом своих религиозных принципов характерно для местного народа. Действующие на территории Грузии конфессии делают таким особенным колорит этой страны, украшая величественными сооружениями ее города – мечети, церкви, католические храмы. Толерантность в вопросах вероисповедания в этой стране позволяет развиваться религиозным культурам всех мировых религий. Действующие религиозные памятники и святыни привлекают сотни тысяч туристов и паломников каждый год.

5.2.3. Святые и святыни Грузинской Православной Церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *