Автор — truskovalent. Это цитата этого сообщения

Ракша, Юрий Михайлович (2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

Ракша, Юрий Михайлович

(2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

На Южном Урале родился замечательный советский художник Юрий РАКША. Он писал о своих родных — матери и бабушке, что они вязали знаменитые оренбургские платки. Можно полагать, именно от уральских предков передана в его пейзажах тщательно прорисованная вязь деревьев, веток и листьев. Природа была для него храмом и мастерской. Особенно его впечатлила дальневосточная тайга во время съёмок фильма «Дерсу Узала».

Юрий родился в декабре 1937 г. на окраине Уфы. Хотя по отцу он был Теребилов, а по матери Треньхин; дед — казак Дмитрий Треньхин, но позже он взял, как псевдоним, фамилию жены Ирины Ракша.
«В 1954 году после окончания восьми классов Юрий уехал с деревянным чемоданчиком с рисунками в Москву, но опоздал. Спас счастливый случай. В Москве жил брат отца, работавший полотёром. Как-то раз, натирая паркет в одной из квартир, он показал её владельцу работы своего племянника. Это был действительный член Академии художеств, дважды лауреат Сталинской премии Дмитрий Налбандян. Он сам отвёз рисунки Юрия директору средней художественной школы при Институте имени В.И. Сурикова. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс. С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963 г. На протяжении пятнадцати лет он являлся художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Участвовал в создании многих отечественных фильмов, до сих пор нам памятных: «Время, вперёд!», «Дерсу Узала», «Восхождение»…

Триптих «Кино» Идея, в центре Л. Шепитько

Триптих «кино» Премьера

Триптих «Кино» Работа

Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму »Дерсу Узала»

За работу в советско-японском художественном фильме «Дерсу Узала» (режиссер – Акира Куросава) Юрий Ракша получил «Оскар» в 1976 году. Кроме того, он создал более 200 живописных полотен и проиллюстрировал около двадцати книг.»

Воспоминания А.Александрова:
Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го… Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях…
…В мае 1971 года тридцатичетырёхлетний художник оставляет в своём дневнике такую запись: «Талант – это сострадание… Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания».
Свою маму Юрий Михайлович молодой не помнил. Она работала на фабрике разнорабочей. Война, послевоенный голод… И к 1950 году, когда отец вернулся домой, то мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой. Но той её столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама».

Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность.
За несколько дней до своей кончины он успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы.

Триптих, посвящённый 600-летию Куликовской битвы

Центральная часть

Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

Умер Юрий Ракша в 1980 году от острой формы лейкоза в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище

Могила Ракши на Ваганьковском кладбище.

Семья: жена Ирина Евгеньевна, писатель, и дочь Анна. Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (1940 г. р.), главный хранитель Художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа).
Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.

Выставки
При жизни Юрий не провёл ни одной своей персональной выставки. Все состоялись после его смерти.
Работы Юрия Ракши экспонировались на девятнадцати выставках, в том числе и персональных, в городах и странах: Москва, Ленинград, Загорск, Иркутск, Париж, Лондон, ГДР, Монголия, Польша, Голландия, Токио.

Интересные факты
В триптихе «Поле Куликово», в центральной его части «Предстояние», среди воинов, окруживших Дмитрия Донского, Ю. Ракша изобразил в образе Бренка писателя Василия Шукшина, а рядом себя. …в 1980-м, на полотне «Куликово поле» Шукшин (с бородой) был написан художником в главной сцене. Перед началом сраженья прощание двух друзей, Бренка (Шукшина) и князя Дмитрия (Юрия Ракши). Это их последний рассвет на берегу Непрядвы и Дона. Рассвет перед боем. Перед смертью и перед бессмертием. Так Шукшин в картине художника сыграл еще одну свою роль — последнюю, «посмертную». — Ирина Ракша
На пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» его режиссёр Акира Куросава сказал: «…Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, — самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела…»

Источник:ВИКИПЕДИЯ

Сотников. Кадр из фильма.
«Сотников перед казнью» Б. Плотников в фильме «Восхождение»

Плакат к кинофильму «Восхождение», 1977 г.
Портрет Ларисы Шепитько — режиссера фильма «Восхождение»

Эвридика.
У человека тело
Одно, как одиночка.
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей — шрам на шраме,
Надетой на костяк.
Летит сквозь роговицу
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей.
Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки, —
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки:
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?
И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.
Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на каждый шаг
И весело и сухо
Земля шумит в ушах.

Арсений Тарковский. 1978

Писатель Савва Дангулов. 1978

Писатель Василий Шукшин. 1973

Писатель Ирина Ракша. 1978-1980

ЮРИЙ РАКША «МОЯ ИРИНА» (1969)
Судьба у этого советского художника была будто из советского же кино: мать рабочая, отец 10 лет ходил по красным войнам, а сам Юрий после восьмого класса отправился из Уфы один-одинёшенек учиться в Москву, где для прокорму пришлось пролетарничать грузчиком. Но и поднявшись на ноги (Ракша стал художником на Мосфильме), Юрий не забывал черпать коммунистически духовного, путешествуя по тайге и тусуясь со всякими геологами-нефтяниками. Хоть и определяют творчество Ракши как соцреализм, его картины такие тёпло-ламповые, что невольно веришь в неангажированную любовь автора к своим моделям. Кроме отважных покорителей севера и дружественной богемы, Ракша обожал писать свою жену: в одежде и без, разными техниками, весёлую и печальную, молодую супругу и мать – короче, любовь длиною в жизнь.

Моя Ирина. 1969

Добрый зверь и добрый человек

Вы — Легкая, но легкость эта
Не мотылька, что жить спешит,
То легкость внутреннего света
Большой и ласковой души.
То легкость мысли, пониманье,
Не легкомыслие, нет!
Уменье чувствовать, вниманье,
На нежность — нежностью ответ.
Не словом даже, только взглядом,
Но уводящим далеко…
Вот почему мне с вами рядом
Светло, и просто, и легко!
Александр Перфильев (Ли)
Васильки.Лето.

Настроение. 1968

Ожидание. 1965

Двое. 1967

Подснежники. 1969

Обнаженная на меху. 1968-1978

Сон. 1969

Август. 1969

Современники. 1970

Женский портрет. 1973

Анюте 13 лет. 1978

Продолжение. 1979

Жужа и Янош из Будапешта. 1979

И поет мне в землянке гармонь… 1973
Земляничное поле

Маленькие купальщики. 1979

Тыл. 1970

Уральские горы. 1972

Донбасс. 1974

По белу снегу. 1975

Весна в Приморье. 1975

Весна в Приморье. 1975

У ручья. 1975

Обстоятельства и причины

С середины XIV века московское княжество значительно усилилось на фоне остальных княжеств Северо-Восточной Руси. В Золотой Орде, одним из набиравших силу претендентов стал темник Мамай, получивший под свой контроль ту часть ордынских земель и зависимых государств, которая располагалась на западе от Волги. В 1374 году князь Московский Дмитрий Иванович отказался платить дань Мамаю, вследствие чего последний решил передать ярлык на княжение тверскому князю Михаилу.

Однако Дмитрию удалось, объединив под своим началом силы северо-восточных княжеств организовать поход против Твери и принудить Михаила стать своим вассалом. Для Мамая, сохранение контроля над северо-восточными русскими землями было принципиально важно. Дело в том, что Мамай в результате «великой замятни», внутренних войн между различными ханами и претендентами на престол, захватил власть над большей частью Золотой Орды, однако многие ханы, в том числе из рода Чингизидов, не признавали его власть.

Это осложняло положение нелегитимного правителя Мамая, и в то же время усиливало позиции Дмитрия, который выступал не столько против всей Орды, сколько против отдельного узурпатора власти. После ряда предшествующих столкновений, в том числе, битвы при реке Воже в 1378 году, где Дмитрий Донской разбил большой отряд мурзы Бегича, Мамай собрал большое войско для похода на Русь.

Изначально, в числе союзников Мамая значились великий князь Литовский Ягайло и рязанский князь Олег Иванович, однако благодаря грамотным действиям Дмитрия литовские войска не смогли вовремя присоединиться к силам Мамая, а рязанский князь перешел на русскую сторону.

Русских вдвое меньше

Известно, что помимо собственно монгольских войск Мамай на поле боя привёл отряды, набранные из покорённых народов Поволжья и Кавказа, подразделения генуэзских наёмников из Крыма. В свою очередь, на стороне Дмитрия Донского помимо объединенных русских войск, сражались некоторые литовские командиры со своими людьми.

Впервые за долгое время в войске Дмитрия сражались рука об руку воины из большинства русских княжеств, а также множество князей и бояр всё ещё раздробленной страны. Некоторые летописи, написанные гораздо позже событий битвы пишут о нескольких сотнях тысяч воинов с каждой из сторон, однако большинство историков не принимают эту версию, указывая на невозможность сбора таких армий в то время. Самые смелые оценки современных историков допускают цифры от 80 до 150 тысяч человек для каждой из сторон.

Достаточно реалистичной выглядит оценка исследователя Разина, который исходя из общей численности населения русских княжеств и учитывая принцип комплектования войск, назвал цифру в 50-60 тысяч русских и 90-100 тысяч ордынцев.

При этом существуют и крайне скептические по отношению к летописным свидетельствам оценки, указывающие на то, что с обеих сторон сражались армии в 6-10 тысяч человек. Подобные точки зрения разделяют ученые Веселовский, Булычев и другие. В современной исторической науке всё ещё существует слишком большой разбор мнений (от 6-10 до 100-150 тысяч сражающихся в каждой из армий) по вопросу численности войск.

3d_shka

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *