Знаменитые русские иконы веками оберегали русскую землю от вражеских завоеваний, исцеляли, помогали верующим. Русская православная икона – одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. На Руси человек рождался и умирал, вступал в брак или начинал любое важное дело – его всегда сопровождал иконописный образ.

«Божья матерь Владимирская”. Фрагмент

Россия, восприняв некогда крещение от греков (Византия), вошла в великую историю христианского мира. Икона предназначена быть посредником между миром Божественным и земным во время молитвы или в ходе богослужений.

Образ по-гречески звучит «ейкон”, отсюда происходит русское слово «икона”, поэтому в русском просторечии сохранилось название иконы как «образа” Божьего. В статье собраны 10 знаменитых святынь России, начать необходимо с двух великих образов – Владимирской Богоматери и Святой Троицы. Разделение по значимости в статье конечно условны.

1. Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская была привезена из Византии. Икона создана в первой половине XII века. Сейчас хранится в ее Храме Святителя Николая в Толмачах (Москва), который является филиалом Третьяковской галереи. По преданию икона переписана с несохранившегося образа, написанного евангелистом Лукой.

Икона Богоматери Владимирской – редчайший по глубине замысла и совершенству живописи памятник византийского искусства. Долгое время находилась в главном храме Владимира – Успенском соборе, отсюда происходит ее название. С момента переноса ее из Византии на Русь она признана символом, оберегающим князей Владимиро-Суздальских.

В момент нашествия Тамерлана икона была принесена в Москву для защиты города от завоевания. На месте встречи (сретения) москвичами Владимирской иконы, при въезде в Москву, был основан Сретенский монастырь, существующий по сей день.

Факт, что войска Тамерлана, не дойдя до Москвы, без видимых причин повернули от Ельца обратно, был расценен как заступничество Богородицы. Позднее икона неоднократно переносилась во Владимир и в иные города. Богоматерь Владимирская оберегала русское войско во время знаменитого Стояния на Угре и в других важнейших противостояниях русских войск захватчикам. В Третьяковской галерее икона находится с 1930 года.

2. Икона «Троица” Андрея Рублева

Икона Троица была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в начале XV века. В настоящее время знаменитая икона находится в Третьяковской галерее (г. Москва). Икона Святой Троицы является несомненным шедевром древнерусской живописи и величайшей ценностью русской культуры. С именем Андрея Рублева связан период великого расцвета русской духовной живописи. Какое чудо, что до нас дошла не просто безымянная икона, а икона, соединенная с именем мастера, написавшего ее.

Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского

Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В то время, когда Московское княжество стало центром объединения русского народа для борьбы с игом, средоточием русской культуры стали монастыри. Искусство Рублева стало противовесом не только борьбе с завоеванием Руси, но и способствовало окончанию междоусобным розням русских князей между собой.

Художник написал «Троицу” уже будучи зрелым мастером. Практически всегда до Рублева «Троицу” писали по-другому, здесь же минимум деталей. Рублев переосмыслил философское содержание иконы, сосредоточил все внимание только на изображении Троицы, ибо само понятие Святая Троица есть единство, неделимость.

«Святая Троица” Андрея Рублева. Фрагмент

На иконе изображены три ангела, которые, согласно Библии, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — жертвенная чаша, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Образ чаши в композиции «Святой Троицы” Андрея Рублева

Очертания фигур ангелов «Святой Троицы” между собой образовывают чашу, которая находится в центре композиции иконы. Чаша знаменует жертву. Лишь одна фигура ангела оказывается внутри этой чаши, это центральная фигура Христа, Сына Божьего.

Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1929 году и покидала ее стены только в 1941 году во время эвакуации в Новосибирск.

Иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев”

Начиная с 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона очень бережно, на руках, переносится в храм-музей при Третьяковской галерее, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим. Там икона находится в специальной витрине.

Звенигородский чин

3. Звенигородский чин

Чин называется Звенигородским по месту своего открытия — все три иконы найдены реставраторами в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде под грудой дров. После обнаружения Звенигородского чина были предприняты поиски недостающих икон, но поиски успехом не увенчались.

Звенигородский чин был создан в начале XV века, сейчас хранится в Третьяковской галерее (Москва).

Архангел Михаил в Звенигородском чине. Фрагмент

Звенигородский чин состоит из трех икон большого размера с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел – все они образы глубокие, одухотворенные, возвышенные, изящные, безупречные по пропорциям и ритму.

Спас Звенигородского чина. Фрагмент

В начале XX века иконы были приписаны кисти Андрея Рублева, однако в июне 2017 года произошел скандал. Экспертный совет Третьяковской галереи объявил, что атрибуция этих икон кисти Андрея Рублева отведена, их автором является другой неизвестный мастер.

Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского

Специалисты отмечают, исходя из размера икон Звенигородского чина, он предназначался для весьма большой неизвестной церкви и, это ни Успенский собор на Городке, ни собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, близ которых иконы были обнаружены. Однако, согласно описи Успенского собора на Городке 1693 года, в местном ряду иконостаса XVII века и по столпам находилась часть икон некого древнего деисусного чина.

Икона «Спас Нерукотворный”

4. Икона «Спас Нерукотворный”

«Спас Нерукотворный” – новгородская икона XII века из собрания Третьяковской галереи. Это — двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне которой написан образ Иисуса в виде Спаса, а на обороте — сцена Прославление креста. Произведение написано для деревянной церкви Святого Образа в Великом Новгороде, возведённой в 1191 году! посадником (руководителем) города с удивительным именем Внезд Нездинич.

Софийский собор в Великом Новгороде. Древнейших храм старинного Новгорода

Почитание иконы «Спас Нерукотворный” было особо учреждено и во Владимиро-Суздальской земле Андреем Боголюбским (XII век) в подражание обычаю, установленному при дворе византийского императора. «Спас Нерукотворный” олицетворял союз между императором Византии и князем Владимирской земли.

Лик Христа с Туринской плащаницы

Существует предание, которое объясняет, как возник образ Спаса. Благочестивая еврейка по имени Вероника сопровождала Христа в крестном пути на Голгофу. Она подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники”, хранится в соборе Святого Петра (Рим, Ватикан). Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Битва новгородцев с суздальцами

5. «Битва новгородцев с суздальцами”

Разглядывая древние иконы, можно с интересом заглядывать в историю средневековой Руси, созданную одновременно с событиями. Необычная «Битва новгородцев с суздальцами” произошла в 1170 году под стенами Великого Новгорода. Суздальский князь Мстислав Андреевич напал на Великий Новгород. Он руководил войсками, в которые входили не только суздальцы, но и силы владимирской, смоленской, муромской, рязанской и полоцких земель. Они осадили Великий Новгород.

Битва суздальцев с новгородцами. Фрагмент иконы

Композиционно икона состоит из трёх расположенных одна под другой частей. В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом Богоматерь «Знамение” у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону Богоматерь «Знамение”. В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Актер Юрий Назаров в роли князя, приведшего на Русь монгол для решения междоусобных вопросов. Фильм «Андрей Рублев” Андрея Тарковского

«Битва новгородцев с суздальцами” – рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть историки, а не иконописцы. Мы видим изображение высоких крепостных стен Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы «Знамение”, и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.

В память о чудесном избавлении Новгорода, установлен праздник Знамения Божией Матери 10 декабря (27 ноября).

Кремль Великого Новгорода в наши дни. Вид со стороны реки Волхов

Данная икона создана в середине XV века мастером Новгородской школы. Икона большая по размерам – 121 х 126 см. хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

В настоящее время существует три похожие большие иконы XV века на данный сюжет. Они находятся в музее Великого Новгорода, в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга.

6. Икона «Ангел Златые власы”

«Ангел Златые власы” – древнейшая икона из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Большинство специалистов относят её к новгородской иконописной школе 1220-х годов. Икона была найдена в 1864 году на складе старых икон колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, ее сразу передали в Румянцевский музей (располагался в Доме Пашкова) в качестве работы XVII века Симона Ушакова «Архангел Гавриил”.

Икона «Ангел Златые власы – «лицо” Русского музея в Санкт-Петербурге

Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи, работа выдающегося неизвестного мастера, который использовал в рисунке волос золотые пряди. Со времен античности золотые волосы служили символом божественной власти. Такой прием русские мастера усвоили от своих наставников – придворных художников Константинополя. Золотые волосы выполнены с использованием сусального золота. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото также символизирует на иконе неземное, божественное начало. В 1934 году икона была направлена в Русский музей.

Это самая древняя икона собрания музея. Она выглядит монументально, хоть и невелика по размеру 48х39 см. Голова ангела с широко раскрытыми глазами занимает все пространство изображения.

Икона «Ангел Златые власы”. Фрагмент

В 2017 году образ оказался в центре скандала, связанного с просьбами православного бизнесмена Шмакова передать икону в церковь Михайловского замка, на что петербургский Русский музей ответил в итоге отказом. Бизнесмен предлагал на время религиозных праздников перемещать икону возрастом 800 лет в церковь замка.

В начале октября 2017 года сотрудник древнерусского отдела Русского музея Ирина Шалина рассказала нескольким СМИ, что бизнесмен Сергей Шмаков хочет за свои деньги отреставрировать церковь в Михайловском замке (филиал Русского музея) и за это просит на время церковных праздников привозить туда икону «Ангел Златые власы”. Эта инициатива вызвала возмущение у сотрудников музея, так как в 2009 году данный бизнесмен при поддержке министерства культуры из музея уже вывез другую древнюю икону – «Торопецкую икону Божьей Матери” XIV века.

Икона «Ангел Златые власы” в зале Русского музея

Формально министерство распорядилось отдать ее на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря в Москве, но фактически икона до сих пор содержится в церкви Александра Невского в элитном подмосковном поселке «Княжье озеро” на Новой Риге.

Будем надеяться, что «Ангел Златые власы” останется в Русском музее. Будем следить за развитием событий.

Донская икона Божией Матери

7. Донская икона Божией Матери

«Донская икона Божьей Матери” – двусторонняя по своему типу, на ее обороте изображено «Успение Богоматери”. Автором иконы считают Феофана Грека. С данной святыней связана легенда о том, что икона была принесена в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

Еще одна легенда гласит, что перед Донской иконой в 1552 году молился Иван Грозный до своего знаменитого похода на Казань. Царь и Великий князь взял её с собой в поход, а после победы поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Донская икона Божией Матери

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы Гирея II в 1591 году. Когда его войско стояло на высотах Воробьевых гор, москвичи совершили крестный ход с иконой вокруг городских стен. На следующий день 19 августа русскими войсками была одержана победа. В память об этом был основан знаменитый Донской монастырь, а также установлено празднование в честь иконы.

К вопросу о просвещенности европейских людей, которую нам часто ставят в пример, во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с оклада. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее и покидает музейные залы раз в год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”

Икона кисти Дионисия «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)” была написана в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре Московского кремля. Сейчас икона – часть коллекции Третьяковской Галереи.

Дионисия «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”. Фрагмент.

Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец времен Ивана III Великого сообщает, что при пожаре 1482 года знаменитая икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, и лишь доска ее сохранилась. Тогда иконописцу Дионисию было поручено написать на той же доске икону «в тот же образ».

Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Восстановленная Дионисием икона уцелела во время страшного пожара 1547 года во времена правления Ивана Грозного: «Вознесенский монастырь… весь выгоре, 10 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и посуды церковные и животы людцкие многие, токъмо един образ Пречистые протопоп вынес”. Спасибо протопопу, что сохранил этот образ.

Икона «Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля

9. Икона «Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля

Одна из старейших домонгольских икон России «Святой Георгий” как и многие древнейшие иконы из нашего списка двусторонняя. Необходимо отметить большие размеры произведения – 174х122 см. Написана икона была в 1220-ые годы, а значит возраст ее приближается к 800 годам!

Успенский собор Московского Кремля

Уже в начале XIV века московские князья, в борьбе за верховенство в политической власти на Руси, начали планомерно вывозить из Владимира в соборы Москвы все значимые иконы. Таким образом московские князья почитали иконы святынями, подтверждающими преемственность московских правителей, как единственно законных наследников власти великих князей Владимирских. Одной из первых увезли в Москву большую икону с образом «Святого Георгия” – изображение святого патрона московского князя Юрия Даниловича. Икона из Владимира (есть мнения, что ее вывезли из Великого Новгорода) вскоре стала почитаемой святыней в Москве.

Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Слева внизу виден большой образ «Святого Георгия”

Она обрела свое новое место в главном, Успенском соборе Московского Кремля. Со второй стороны – на иконе находится образ «Богоматери Одигитрии (Путеводительницы)”. Византийские императоры чтили икону «Богоматери Одигитрии” как сопутствующую успеху в военных походах. Святой Георгий же предстает в образе отважного воина, он- триумфатор, и потому его плечи покрыты алым плащом с золотым узором, золочением поблескивает панцирь.

Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Икона «Богоматери Одигитрии” со второй стороны образа «Святого Георгия”

Георгий выставляет напоказ рукоять опущенного в знак мира меча. Святой считался на Руси верным помощником всем несправедливо обиженным и борющимся со злом. На иконе его голову окружает нимб, граница которого выявлена мелким жемчугом на черном фоне. Глаза святого изображены большими и пристально смотрят на зрителя.

Икона Богородицы «Умиление” кисти Симона Ушакова

10. Икона Богородицы «Умиление” кисти Симона Ушакова

Иконописец Симон Ушаков был любимым художником царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Он был непревзойденным мастером рисунка и цвета. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывал свои иконы как художник, чего не было до XVII века в изобразительном искусстве на Руси.

«Богоматерь Умиление” Симона Ушакова. Фрагмент

На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени – если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь – и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу – то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Однако общий замысел иконописи сохранился сквозь века до нашего времени ведь икона направляет наше внимание к Первообразу. Почитание иконы есть поклонение Первообразу, молитва перед иконой есть предстояние Непостижимому и Живому Богу. Икона только знак Его присутствия. Великий ученый Павел Флоренский назвал «православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог”.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Алексей Лидов

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Таким образом, обнаженная пятка – это одновременно намек на жертву Христа и грядущее Спасение – воплощение высокой духовной «диалектики» общеизвестного пасхального песнопения «Смертию смерть поправ».

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Описание икон заступниц России

Как гласит предание, первые образы Матери Божией были написаны евангелистом Лукой еще при ее жизни, а Владимирскую икону он написал на доске от трапезного стола Иисуса.

В православной иконописи существует несколько типов образов Богородицы: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая) и др.

Эти древние иконы Божией Матери имеют каждая свою историю: они были явлены в разные века и в разных местах, и сегодня эти самые знаменитые иконы сохраняют свое значение и служат защитой нашей Родины.

Вот самые знаменитые иконы Богородицы – покровительницы Руси:

В русской иконографии Богоматери сложились определенные каноны Ее изображения: самые известные иконы России представляют Пресвятую Деву, часто с Младенцем Иисусом на коленях, в виде прекрасной женщины с ликом, исполненным скорбной или просветленной печали, на котором читается смирение, но в то же время и духовная сила.

Нельзя не упомянуть и другие Богородичные иконы, почитаемые в России: Донская, Курская-Коренная, Феодоровская, Псково-Печерская, а также «Знамение», «Скоропослушница», «Семистрельная», «Утоли моя печали», «Трех радостей» и многие другие.

3 главных экспоната выставки «Шедевры Византии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *