Искусство — это один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности, художественное отражение действительности, художественное творчество в целом, область деятельности людей, в которой реализуются избыточные функции интеллекта.

Что такое искусство — характерные черты и признаки

Искусство это важная составляющая духовной жизни мира человека, представляющая собой воссоздание действительности с помощью разнообразных художественных образов. На уроках обществознания учеников часто знакомят с данной темой.

Существует несколько признаков и характерных черт искусства: выражение эмоций и чувств, результат мастерской деятельности, отражение конкретных ценностей и идеалов, отражение связи исторических эпох, художественный смысл.

Следующая таблица знакомит с другими функциями искусства:

Функция
Воспитательная Участвует в формировании личности, чувств и эмоций.
Эстетическая Культура вкусов человека и его потребностей.
Гедонистическая Способность доставлять людям удовольствие.
Внушающая Воздействие на психику и подсознание.
Социальная Искусство влияет на общество, преобразуя социальную реальность.
Прогностическая Способность делать прогнозы и предугадывать будущее.
Познавательная Помогает понять действительность и проанализировать её.
Компенсаторная Восстанавливает в человеческом духе гармонию и психику.
Эвристическая Освещает темы, труднодоступные науке.

Виды искусства

Искусство подразделяется на временные и основные виды. К временным относят то, что актуально на данный промежуток времени, то есть постоянно меняются. Это, например, танцы и некоторая музыка, литература.

К основным же относят те виды, на которых в целом построена культура.

Характеристика основных видов искусств

Художественная деятельность человека бывает самой разнообразной, задействована может быть в различных областях. Ниже приводится описание каждого из видов, где может применить себя творчески развитый человек.

Архитектура

Представляет собой самостоятельную ветвь, благодаря которой архитектор выражает свое видение мира в постройках. Архитектурные сооружения показывают уровень культурного развития других народов и прошлых эпох.

Бывают несколько разделов архитектуры: градостроительство, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера и малые архитектурные формы. Так же выделяют в архитектуре и стили. Основными являются готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и романтизм.

Графика

Для графики характерно использование линий, точек и штрихов в качестве изобразительных средств.

Обычно используется не более одного оттенка, а основным является черный цвет.

Данный вид является одним из самых древних, происхождение которого началось с наскальных рисунков в пещерах.

Декоративное искусство

Характеризуется изготовлением бытовых предметов, обладающими художественными элементами. Преобладает оформление с помощью мозаики, росписи, витражей и резьбы.

Главным преимуществом является практичность и возможность использования в быту. Предметы декоративного искусства формируют окружающий мир человека, делая его богаче в эстетическом плане.

Изобразительное искусство

Представляет собой вид художественного творчества, цель которого, в сущности, является отражение мира вокруг. Включает в себя живопись, скульптуру, графику, архитектуру.

Изобразительное искусство получило такое название, поскольку художник выражает свои внутренние переживания через изображения природы, людей, животных и так далее.

Кино

В основе кинематографа лежит создание произведений искусства с помощью техники и монтажа. Зарождение кино пришлось на 1880-1890 гг. во Франции братьями Люмьер, которые создали прототип современной камеры.

Кино включает в себя режиссуру, актерское мастерство, литературу, искусство грима и декораций.

Литература

Искусство слова в литературе занимает главную позицию, поскольку благодаря значению слова создаются мировые литературные шедевры. Автор заставляет автора мечтать, радоваться, грустить, переживать, а главное окунаться в иной мир.

Огромное количество оборотов, синонимов и высказываний создают в голове человека новую реальность. Литература по праву основа многих духовных сфер в жизни каждого.

Музыка

Музыка отражает действительность, передает чувства автора, его мысль с помощью звуковых эффектов. Является временным, поскольку реально она существует исключительно в живом исполнении.

Существует огромное количество жанров, которые отличаются друг от друга. Например, классика и рок-н-ролл, джаз и мюзикл, оперетта и сюита, а так же многие другие.

Прикладное искусство

Характеризуется созданием изделий с художественными и утилитарными функциями. Они обладают эстетическими качествами, служат оформлением для дома.

Яркими примерами служат одежда, мебель, ковры ручной работы, ювелирные и другого типа изделия.

Танец

Характеризуется не только талантом и огромной отдачей, но и способностью передавать в движении определённую мысль, завораживающую зрителя. Выражение сильных эмоций заставляет переживать танцоров и тех, кто наблюдает за ним.

С момента появления танцев и по сегодняшний день существует много направлений: вальс, балет, танго и так далее.

Телевидение

Самое распространенное средство массовой информации, способно передать художественную деятельность людей со всех мест планеты.

Просматривая документальные программы о творческих людях, концерты, спектакли, фильмы и другие произведения, человек обогащается духовно.

Театр

Театр играет отдельную роль в обществе, так как является совокупностью практически всех видов искусств. Является коллективным видом, основа которого в тексте и работе постановщика.

Актёр, будучи носителем драматического действия, утверждает разнообразные идеи и отражает реалии.

Фотоискусство

Искусство получения уникальных снимков посредством поиска композиции, нужного освещения и момента.

Особенностью фотографии является отражение действительности в наглядных, реальных образах.

Хореография

Хореография заключается в постановке и планировании танца.

Хореографы тщательно продумывают движения, внешнюю составляющую, подбирают музыку и помогают танцорам поймать особый ритм, способный передать задумку.

Цирк

Особый вид, основа которого передача мысли через демонстрацию силы, ловкости, смелости.

Содержит акробатику, клоунаду, иллюзионизм, эквилибристику, дрессировку животных и представления с ними.

Эстрада

Заключает понятие совокупности разнообразных видов, осуществляющих функцию развлечения.

Короткие номера одного или нескольких артистов, как правило, составляют целостный образ.

Каким образом классифицируют виды искусств

Для демонстрации схожести и различий видов искусств, существуют основания для их классификации:

  • по средствам, которые используются и их количеству – простые и сложные,
  • по связи искусства с реальностью – изобразительные и выразительные,
  • по сообразности к пространству и времени – пространственные и временные,
  • по происхождению – новые и традиционные,
  • по использовании в быту – изящные и прикладные.

Взаимодействие видов искусств

Настоящее искусство создается при взаимодействии различных видов вследствие того, что создаются новые стили.

Главная цель это воздействовать на человека, заставить его чувствовать заново, по-другому.

При действии различных видов друг на друга, эмоции становятся ярче и люди тянутся к прекрасным вещам.

Многие люди больше ценят науку. Но что отличает науку от искусства? Наука более рациональна, материальна, каждый труд по сути лишь звено в цепи предшественников и последователей.

Специфика искусства заключается в непосредственности и спонтанности, а каждый элемент целостный и законченный.

Каждое государство обладает своей культурой, которая отображает традиции и развитие живущих в стране людей. Искусство важнейшая составляющая в жизни человека, помогающая с головой погрузиться в процесс познания.

Творческие функции

В многообразии жизненных проблем существуют задачи такого рода, которые человеку даются наиболее успешно. Одни люди легко разбираются в математике, другие — в человеческих отношениях. Одни с удовольствием осваивают все новые и новые рецепты, другие — философские вопросы бытия. В любое время, в любом окружении человек способен дать совет, разобраться в возникших трудностях, придумать нестандартный выход из положения по интересному для себя аспекту.

Окружающим хорошо знаком этот неподдельный интерес. Иногда это их раздражает, иногда вызывает ироничное отношение, но квалификация человека в этих вопросах сомнения не вызывает.

Такой активный творческий интерес к определенному аспекту действительности обеспечивает нам функция, находящаяся во второй ячейке модели А. Она так и называется — творческая.

Вторая функция модели А — творческая. По ней человек быстро усваивает информацию, часто генерирует ее сам, может подробно о ней поговорить, и выступает он в роли критика именно по творческой функции. По аспекту этой функции человек всегда готов предложить конструктивные решения. Часто это действительно нестандартные, не существовавшие до того в мире способы разрешить ситуацию.

Как правило, результат работы творческой функции учитывает множество факторов, оптимизируя предстоящее действие. Принято считать, что вторая функция строит трёхмерную модель ситуации по своему аспекту. Ей видны объемные связи явлений, ее ожидания адекватны.

Здесь также не следует ожидать, что «творчество само пробьет себе дорогу». Если человека не обучать по данному аспекту, если не «загрузить» его достижениями современной культуры, то и творчество его, основанное на невежественных представлениях, будет примитивным и вульгарным.

Рассмотрим проявления конкретных соционических функций во второй ячейке модели А.

Если творческая функция — логика действий (БАЛЬЗАК, ГАБЕН)

Человек умеет находить правильные технологические решения, изобретателен, чувствует выгодные дела. Он охотно советует другим, что делать, или критикует их за нецелесообразные решения. Работу, которой занимается, как правило, доводит до конца на высоком технологическом уровне. Обычно БАЛЬЗАКИ и ГАБЕНЫ не упускают своей выгоды, за работу не стесняются потребовать оплату. Они стараются не заниматься бесполезным, нецелесообразным или невыгодным делом.

Примеры:

— Яркий пример творческой деловой логики дает нам фигура Виктора Геращенко (БАЛЬЗАК). Всю свою жизнь он успешно руководил крупными банками. Его гибкая политика в отношении удержания курса доллара в 90-е годы не раз предотвращала финансовые катаклизмы в России. Когда он выступает публично с оценками новомодных экономических концепций, хорошо заметны его острый, ироничный ум и критический взгляд на квалификацию их авторов.

— Одни из активистов первой волны перестройки, известный экономист Гавриил Попов (ГАБЕН) успешно работал в качестве мэра в условиях полной экономической неопределенности и перехода на новые правила игры. Столицу удалось удержать от разрухи в немалой степени именно благодаря его высокой экономической квалификации и способности ориентироваться в реальности с исключительной практичностью. Впоследствии те же качества позволили ему организовать и успешно развивать новое дело: сейчас он является ректором Международного университета в Москве.

Если творческая функция — структурная логика (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ)

Люди этих типов, как правило, хорошо и глубоко осваивают математику, компьютер, иностранные языки. Они способны замечать связи между отдаленными явлениями, открывать новые законы, разрабатывать классификации, стараются и другим «все объяснить». Часто объектом их критики становятся глупые, бессмысленные решения, попавшие в поле зрения.

Примеры:

— Знаменитый русский химик Д. Менделеев (ДОН КИХОТ) показывает нам яркий пример работы творческой структурной логики. Ему удалось усмотреть системные связи среди нескольких десятков разрозненных элементов, имеющих множество разнообразных физических и химических свойств. В этом многообразии он сумел выделить главный системообразующий параметр, которым оказался атомный вес элементов, а также найти непростые общие закономерности, собравшие все элементы в стройную систему. Открытая им система обладала такой предсказательной силой, что позволила вычислить свойства еще не известных элементов, по которым их потом и нашли.

— Генеральный конструктор советской космической программы Сергей Королев (ЖУКОВ) смолоду конструировал самые разнообразные летательные аппараты. Он верил в идею покорения космоса, когда о ней писали лишь фантасты. В основе его уверенности лежали не безумные мечты, а точные расчеты параметров реактивных двигателей. Качества лидера и мощного генератора конструкторских идей в этой области позволили ему возглавить всю советскую космонавтику.

Если творческая функция — этика эмоций (ДЮМА, ЕСЕНИН)

Такой человек часто бывает душой общества, ценит веселые компании, житейские радости. Он, как правило, дипломатичен, хорошо чувствует настроение окружающих людей, умеет им управлять. ДЮМА и ЕСЕНИНЫ могут вовремя и искренне посочувствовать тем, кто в этом нуждается, проявить глубокие и сильные чувства, выразить их в поэзии или музыке.

Примеры:

— Замечательная творческая работа по этике эмоций лежит в основе прекрасных стихотворений и песен Булата Окуджавы (ДЮМА). В душные годы застоя, казенщины и лжи последних лет советской власти его искренние песни, звучавшие в каждом доме, создавали непередаваемую атмосферу тепла и света, неся в себе эмоциональный заряд человеческой любви, доверия и надежды на лучшее. Ответом была всенародная любовь, возникшая к его тихому тенору вопреки всем идеологическим запретам.

— Современный зритель, уставший от мордобоя на экране, по достоинству сумел оценить филигранную работу великолепного актера Евгения Миронова (ЕСЕНИН). Тонкое владение эмоциями привлекает в каждой его работе, но особенно ярко оно проявилось при исполнении роли князя Мышкина. Миллионы телезрителей, затаив дыхание, следили за тем, как в последних кадрах фильма в глазах больного человека появляется проблеск понимания, слабый намек на возможное душевное выздоровление. Такая работа — минимальными эмоциональными средствами передать огромную гамму переживаний — по плечу только большому мастеру.

Если творческая функция — этика отношений (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ)

Отношения для таких людей — рабочий инструмент. Наладить контакты, завести друзей, оказывать влияние на людей — это то, что они способны делать творчески. Они легко устанавливают дружеские отношения, заботливы, приятны в общении. Им под силу построить для достижения цели сложные психологические комбинации.

Примеры:

— Популярный ведущий телевизионных программ Владимир Познер (НАПОЛЕОН) в своих передачах всегда удерживает атмосферу доброжелательности и корректности. В его присутствии даже самым непримиримым оппонентам не удается развязать скандал — привычный метод ведения дискуссии, с успехом применяемый ими в других передачах. Какими-то неуловимыми способами В. Познер при абсолютной вежливости к присутствующим великолепно и при этом твердо выстраивает нужную ему канву отношений. Так происходит творчество по этике отношений у людей этого типа.

— Всенародную любовь завоевал у зрителей нашей страны замечательный актер Алексей Баталов, исполнив роль Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Виртуозно, оригинально и последовательно выстраивал он отношения с женщиной, пережившей тяжелые потери в жизни, а также с ее дочерью-подростком, всегда оставаясь на высоте. Это творчество не осталось незамеченным — все женщины Советского Союза мечтали о таком тонком, понимающем и заботливом партнере.

Если творческая функция— волевая сенсорика (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР)

Человек с творческой волей умеет добиваться поставленных целей. Сильный и решительный, он не боится трудностей, ему трудно помешать выполнить то, что намечено. Взятая им на себя ответственность за порядок на конкретной территории, как правило, никем не оспаривается. МАКСИМЫ и ДРАЙЗЕРЫ готовы работать, не покладая рук, скрупулезно воплощая задуманное.

Примеры:

— Режиссер Никита Михалков (МАКСИМ) не только умеет и не боится брать на себя ответственность за объемные проекты, но и блестяще справляется с управлением большой массовкой. В его фильмах есть и броско развернутые широкомасштабные сцены с участием множества людей, и прекрасно показанные пространства, играющие важную роль в развитии сюжета. О его воле и умении жестко отстаивать свою точку зрения ходят легенды в кинематографических кругах.

— Несколько иронический, но яркий аспект работы творческой волевой сенсорики представляет нам актриса Инна Ульянова (ДРАЙЗЕР) в роли Маргариты Павловны в известнейшем фильме «Покровские ворота». Деспотичная бывшая жена Хоботова распространяет свое неограниченное и экспансивное влияние не только на своего нового мужа, но и на старого. Она душит его «своей заботой», строго контролирует каждый его шаг, потому что, на ее взгляд, он «не может нести за себя ответственность». Именно типичность и узнаваемость этого образа сделали его таким запоминающимся и популярным, принеся актрисе заслуженный успех.

Если творческая функция — сенсорика ощущений (ГЮГО, ШТИРЛИЦ)

Такие люди творчески подходят к вопросам питания, комфорта, здоровья. Они критичны к внешнему виду окружающих людей, ориентированы на престиж и эстетику, имеют хороший вкус. ГЮГО и ШТИРЛИЦ ценят и умеют обеспечить уют, охотно заботятся о здоровье — своем и своих близких. Они не только умеют хорошо готовить, но и с удовольствием позаботятся о внезапно нагрянувших гостях.

Примеры:

— Широчайшую известность в последние годы приобрела система оздоровления, созданная академиком Мирзакаримом Норбековым (ГЮГО). Прекрасное знание организма человека, законов его функционирования и живое чувство меры позволило Норбекову создать практичную систему ежедневных упражнений, с помощью которых каждый человек может поддерживать свое здоровье долгие годы. Состояние организма не является для него формальным словосочетанием. Он умеет настроить человека на хорошее самочувствие, заразить его «желанием быть здоровым».

— Имя Святослава Федорова (ШТИРЛИЦ) не нуждается в рекомендациях. Его работы по созданию искусственного хрусталика позволили вернуть зрение сотням тысяч людей. Именно адекватные представления о физиологии глаза вкупе с профессиональными знаниями помогли ему создать новый подход к лечению глазных болезней. Он также всегда заботился о здоровье работающих у него людей. В его центре для сотрудников был сооружен бассейн, организовано регулярное качественное питание. Нужно понимать, о каких годах идет речь. Перестройка, полное отсутствие элементарных продуктов в магазинах и денег у людей делали эту задачу исключительно сложной. Федоров даже пошел на создание подсобного хозяйства в Подмосковье, чтобы в столовых центра всегда были качественные продукты.

Если творческая функция — интуиция возможностей (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Люди этих типов замечательно чувствуют и творчески используют возможности людей и событий. При достижении своих целей они никогда не упускают из вида альтернативные варианты. Интуиция подсказывает РОБЕСПЬЕРАМ и ДОСТОЕВСКИМ, чего можно ожидать от окружающих людей и событий. Они всегда находят возможность получить желаемое, прогнозируя возможные реакции окружения.

Примеры:

— Ирина Хакамада (РОБЕСПЬЕР), придя в политику, блестяще реализует свои способности к целостному пониманию ситуации и умение быстро выбрать из наличных возможностей самую перспективную. Она демонстрирует способность виртуозного ведения дискуссий с оппонентами, ловя их в заранее расставленные сети, обнажая противоречивость их деклараций. Ее политическому успеху не помешало ни то, что она женщина, ни значительная доля японской крови. Очевидный талант политика и искусство не упускать внезапно возникшие возможности преодолели все преграды.

— В произведениях Федора Достоевского, имя которого присвоено соответствующему типу, мы как раз находим яркий пример творческого использования сильной интуиции возможностей. В его романах представлено не только огромное количество совершенно разных характеров, но и как калейдоскоп меняются ситуации, возникают неожиданные повороты сюжета, в которых автор фактически экспериментирует над своими героями. Это позволяет ему раскрыть возможности человеческих отношений с небывалой глубиной, не зря он признан классиком мирового уровня.

Если творческая функция — интуиция времени (ГАМЛЕТ, ДЖЕК)

Эти люди легко и свободно чувствуют себя в быстро меняющейся ситуации, подвижны и прозорливы. Они хорошо и адекватно составляют планы. Главное для людей этих типов — скорость. Оба этих типа умеют не ждать и не опаздывать, но также свободно не приходят вовремя, если считают это возможным в данной ситуации. Они тонко чувствуют стиль любого явления, стараются быть современными.

Примеры:

— Знаменитое исследование Льва Гумилева (ГАМЛЕТ) о движущих силах человеческой истории поражает целостным подходом к мировым процессам и очень точной ориентацией в конкретных чертах, присущих каждой эпохе. Здесь, кроме огромной эрудиции, присутствует живое ощущение времени, помогающее автору как бы с высоты птичьего полета окинуть взглядом всю планету и проследить причудливое переплетение тенденций развития различных этносов, уловив при этом самые общие закономерности.

— Несмотря на неоднозначное отношение народа к Анатолию Чубайсу (ДЖЕК), следует отметить, что это именно он решился и осуществил в стране переход от старых экономических порядков к новым. Он лучше других чувствовал дыхание экономической катастрофы, ожидающей страну. Его реформы многого не учли, но экономику удалось оттащить от края пропасти. Безусловно, последствия столь непопулярных действий Чубайс тоже хорошо предвидел. В его интервью часто слышатся грустные нотки: он уже смирился с тем, что его считают «виноватым во всем».

Воспитательная функция искусства

Воспитательная функция искусства проистекает из его гуманистической природы. Главный предмет исследования искусства — человек, искусство создается человеком и для человека. Воспринимая искусство, он ориентируется на определенные ценностные, нравственные, мировоззренческие идеалы. Искусство не может не затрагивать человеческий мир и быть нейтральным по отношению к нему. Отсюда проистекает его воспитательная функция. Искусство оказывает воздействие на наш образ жизни, идеалы, ценности, строй чувств и мыслей. Существуют три особенности воспитательного воздействия искусства на человека.
• В отличие от других форм сознания и общественной жизни искусство воздействует на человека комплексно. Оно способно вы-
звать волну чувств, создать особую логику мыслей, затронуть своим влиянием все наше существо.
• Искусство способно воспитывать не воспитывая. Произведения искусства воспринимаются всегда субъективно, личностно. Воздействует искусство и ориентирует в жизни человека как бы исподволь, незаметно. Ведь никто с экрана кинозала или со страниц книги не говорит: делай так, не делай то, иди туда, дружи с тем, люби того. К собственным воспитательным установкам человек приходит сам без морализаторства и дидактизма. Так же, как человек учится ходить, говорить, он учит и воспитывает в себе любовь, добро, правду, усваивая опыт искусства.
• Искусство имеет эмоционально-катарсическую природу. Аристотель ввел в эстетику понятие катарсиса, понимая под ним очищение посредством «подобных аффектов» или чувств. Сопереживая искусству посредством катарсиса, люди достигают эстетической реакции, амбивалентной произведению искусства, и как бы очищают «путем сострадания и страха» собственный мир. Путем катарсического воздействия могут переживаться трагедия и пошлость. Самыми сильными формами катарсического аффекта выступают экстаз и шок. Чаще всего они связаны с восприятием постмодернистского искусства. Не только личностно-индивидуальное, но и общественное значение и воздействие искусства раскрываются в его катарсической природе.
Так звуки маленькой мелодии способны расцветить мир прекрасными красками и не дать человеку погибнуть. Красота с далеких высот, когда человек способен уловить ее и ответить на нее, при-ображает смысл жизни. Так рассуждает и поэтически и эстетически писатель. И он прав, поскольку, исповедуя причастность к красоте, он исповедует причастность человека к гуманизму и культуре, которые глубоко эстетичны по своей антропологической сути.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — процесс создания новых эстетических ценностей художественного творчества составляет элемент всех видов общественно-производственной деятельности человека, однако в полном своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений искусства. Идейно-эстетическая направленность творчества определяется социально-классовой позицией художника, его мировоззрением и эстетическим идеалом.

Творчество в искусстве есть новаторство как в содержании, так и в форме художественных произведений. Способность продуктивно мыслить является безусловно обязательным признаком таланта. Но новаторство — не самоцель. Творчество необходимо, чтобы продукт эстетической деятельности обладал как новизной, так и общественной значимостью; чтобы его создание и способ использования отвечали интересам передовых классов и способствовали социально-культурному прогрессу. В отличие от эстетиков-формалистов, рассматривающих творчество преимущественно лишь как конструирование новых форм и структур, эстетики-марксисты исходят из того, что эвристическая работа в искусстве характеризуется созданием в рамках таких структур новых общественных ценностей.

Художественное творчество неотрывно от освоения культурного наследия, из которого художник стихийно или осознанно — отбирает традиции, имеющие прогрессивный смысл и соответствующие его индивидуальности. Творчество, с одной стороны, предполагает принятие и развитие определенных традиций, с другой — отказ от некоторых из них, их преодоление. Творческий процесс — это диалектическое единство созидания и отрицания. Главным в этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного разрушительства, характерная для многих теоретиков декадентства и модернизма, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие, потенции художника. Чтобы, никого не повторяя идти в искусстве вперед, надо хорошо знать достижения своих предшественников.

В плане социально-гносеологическом творчество есть образное отражение объективного мира его новое видение и осмысление художником. Оно выступает и как актуализация личности художника, его жизненного опыта. Самовыражение, субъективное по своей природе, не противостоит объективному, а является формой его отражения в художественном произведении. Это самовыражение оказывается в таком случае одновременно и выражением общезначимых, народных и классовых представлений.

Свобода воображения, фантазия и интуиция, широта кругозора стремление к всестороннему познанию бытия необходимые компоненты творчества. Вместе с тем художнику нужно и самоограничение в выборе и интерпретации жизненного материала, сосредоточенность и избирательность внимания, строгая дисциплина ума и сердца. Целостный художественный образ, в котором результируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда художник умеет видеть и глубоко постигать через жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое. В этом своем качестве художественное творчество выступает как творчество по «законам красоты» (К. Маркс).

§ 11.2. Виды искусства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *